Социальный профит: почему инвестору выгодно вкладываться в импакт-проекты

Социальные инвестиции или импакт-инвестиции становятся новым бизнес-трендом. Одним из примеров того, как это реализуется в России, является заполярная территория Красноярского края.

Долгое время социальная ответственность крупных компаний на территориях присутствия выражалась в масштабных, финансово емких, но в то же время точечных благотворительных проектах. Это были нужные и важные проекты, однако их главным минусом было отсутствие инфраструктуры поддержки социальной инициативы. Именно поэтому, начиная с 2013 года «Норникель» кардинально изменил подходы в стратегии социальной ответственности компании. Сегодня у компании единый подход к проектам — как производственным, так и социальным. От вложенных средств теперь ожидают эффективности и измеримой отдачи, в том числе социальной.

«Наши новые социальные программы теперь направлены на то, чтобы побудить членов сообщества, некоммерческие организации, бизнес и простых граждан (жителей городов и сотрудников предприятий) изменить взгляд на свою жизнь, перейти от иждивенческой позиции «мне все должны» к созидательной позиции «я могу». Что означает буквально следующее «я вижу проблему, я предлагаю решения и могу объединить людей в своем сообществе», — говорит Светлана Ивченко, директор департамента социальной политики компании «Норникель».

Сторикейс. Поднять «Горизонт»

Алексей Лупка родился и вырос в Норильске, получил диплом горного инженера, работал на руднике «Скалистый». В бизнес пришел в 2011 году, а в 2014-м создал собственное предприятие – строительную фирму, которая занималась ремонтом коммерческих и муниципальных объектов и обслуживала инженерное оборудование.

Лупка мечтал о собственном туристическом комплексе. Когда в Норильске появились курсы социального предпринимательства, отучился, защитил свой проект и получил ссуду. Он просчитал потребность горожан в загородном отдыхе, провел исследования и анкетирование. Взял в аренду у муниципалитета землю сгоревшей когда-то турбазы «Горизонт» — целых 65 га. Начал с того, что с командой убрал мусор, копившийся еще с 1980-х годов, и высадил саженцев для возрождения сгоревшей вокруг тундры.

Сейчас в многофукнциональном туристическом комплексе «Турбаза «Горизонт» построены коттеджи европейского вида, оборудована баня,  возведены беседки, игровые зоны. Появились площадки и маршруты для квадроциклов и снегоходов, оборудуется площадка для  стендовой стрельбы.

Успех бизнеса и поддержка «Норникеля» дали Алексею импульс покорять новые вершины – в 2019 году предприниматель подписал соглашение о сотрудничестве с Агентством развития Норильска по формированию и развитию туристско-рекреационного кластера «Арктический». Предприниматель верит, что развитие туризма в Норильске сделает город еще более привлекательным для жизни и путешествий.

Стратегия по шагам: уйти от точечной благотворительности

Социальный профит: почему инвестору выгодно вкладываться в импакт-проекты
 1

Трансформация благотворительных инициатив «Норникеля» в импакт-проекты происходила постепенно.

Шаг первый. В 2013 году компания впервые провела грантовый конкурс поддержки социальных проектов, и это был революционный шаг для территорий ее присутствия.

Шаг второй. В 2014 году компания объявила о старте благотворительной программы «Мир новых возможностей», цель которой — создание благоприятных условий и возможностей для устойчивого развития регионов присутствия. Спустя три года перемен оценка социальной деятельности показала: благодаря новым подходам организаций и инициатив стало значительно больше, они оказывают более качественные услуги и могут взаимодействовать друг с другом эффективно.

Шаг третий. В программе, помимо конкурса социальных проектов, появилось направление по поддержке социальных предпринимателей. Те, кто задумывается о создании своего бизнеса, могут пройти обучающий курс «Социальное предпринимательство». Курс включает не только теоретические основы социального предпринимательства и бизнес-планирования, но и практические навыки ведения инвестиционного анализа, составления организационного и финансового плана.

Итогом обучения становится разработанный бизнес-план реализации социального предпринимательского проекта. Далее следует инвестиционная сессия с презентацией проектов экспертам: представителям компании, органов власти, коммерческих банков, инвестиционных и венчурных фондов, частным инвесторам.

Проекты, получившие финансовую поддержку, в дальнейшем реализуются при поддержке представителей компании и наставников. Наставниками становятся состоявшиеся предприниматели  с успешными историями реализации бизнес-проектов, готовые транслировать опыт и консультировать начинающих.

При поддержке компании появился Клуб социальных предпринимателей. Он стал местом неформальных встреч и обмена опытом для социальных предпринимателей, представителей НКО и участников социальных стартапов.

В заполярных городах компания проводит Слет социальных предпринимателей Севера — городское мероприятие, объединяющее предпринимателей, представителей органов власти и СМИ для обсуждения трендов и перспектив развития социального предпринимательства на северных территориях, мер поддержки социального бизнеса.

В 2020 году «Норникель» запустил акселератор социальных бизнес-проектов для тех предпринимателей, которые хотели бы делать дальнейшие шаги в бизнесе: развивать новые направления и услуги, открывать филиалы в близлежащих городах, переходить в круглогодичный режим из сезонного.

Шаг четвертый. За конкурсными механизмами последовали новые шаги. Было создано АРН — Агентство развития Норильска, связующее звено между интересами компании, администрации города, жителей относительно планов развития города. Через агентство финансируются исследования, которые муниципалитетам сложно организовать самостоятельно.

Не так давно Норникель совместно с АРН провели исследование «Социальный портрет жителя города» и собрали мнения и предложения горожан, что нравится и не нравится жителям. Респонденты отвечали на вопросы, что должно быть в Норильске, чтобы его не хотелось покидать, рассказывали о планах на будущее. Все эти данные легли в основу разработки мастер-плана развития Норильска

Главный вопрос: зачем это нужно компании?

В северных городах в случае «Норникеля» профит от импакт-инвестиций выражается в повышении качества жизни горожан. Компания вкладывает в социальные и предпринимательские проекты, чтобы в конечном итоге к ней приходили образованные и мотивированные работники. Принимая предложение о работе, специалист думает не только о размере заработной платы и социальном пакете. Его волнует, сможет ли найти работу жена, позволит ли уровень местных школ поступить в топовый вуз ребенку, где семья будет проводить выходные дни.

«Город становится частью совокупного предложения о работе, которое мы делаем новому сотруднику. Не секрет, что территории присутствия компании уже перестали быть основными поставщиками кадров. «Норникель» активно привлекает сотрудников из других городов, конкурируя с другими крупными производственными компаниями. Наличие развитой городской инфраструктуры, различных сервисов и мест досуга становится залогом того настроения, с которым сотрудник вернется на работу в понедельник, причиной его эффективности и продуктивности», — говорит Светлана Ивченко.

Комментарий эксперта

Михаил Палей, председатель правления Ассоциации импакт-инвесторов:

— Импакт-инвестиции — инвестиции воздействия. Что это означает? Есть, к примеру, коммерческая компания, которая занимается своей коммерческий деятельностью, но при этом приносит пользу обществу. Причем не просто пользу. Есть так называемые цели устойчивого развития ООН, их 17: борьба с бедностью, достойная работа, развитие инфраструктуры, международных партнерств и т.п. Если компания своей деятельностью вносит вклад в достижение этих целей (не благотворительной, а именно коммерческой деятельностью), то это импакт-компания и объект импакт-инвестирования. Если фонд или частный инвестор вкладывается в такую компанию, это, по сути, импакт-инвестиция: она позволяет развиваться бизнесу, который работает на благо мира.

Актуально

Сейчас на объектах «Норникеля» зарегистрированы свыше 5,5 тысячи малых и средних бизнесов, это более 12 тысяч рабочих мест. Чтобы эти организации не закрылись, горно-металлургическая компания предоставим им каникулы по аренде и по коммунальным платежам. Это обойдется ГМК в 55 млн рублей. Заведения, которые организовали доставку своей продукции, будут платить только за ЖКУ.

 

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
  • Коррупционный скандал. ФСБ арестовала сотрудников Минэкономразвития в Москва-ситиКоррупционный скандал. ФСБ арестовала сотрудников Минэкономразвития в Москва-сити
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.