«Стартовали с 14 тыс. рублей»: как красноярская семья создала сеть магазинов NewYog
Благодаря увлечению йогой Вера и Александр Винниковы сначала создали семью, а после и семейный бизнес. Сейчас в их магазинах NewYog широкий ассортимент полезных продуктов и товаров для занятий йогой.
Первую партию продукции супруги Вера и Александр Винниковы закупили в 2011 году. Это были коврики для йоги. На их приобретение семья потратила 14 тыс. рублей. Дефицитный товар разлетелся за пару дней.
Тогда в Красноярске невозможно было купить хороший коврик. Только в «Спортмастере» продавался за неадекватно высокую цену один вид — дешевый, китайский. Люди занимались на так называемых «пенках» — туристических карематах. Они рвутся, скользкие, неудобные. Но выбора не было, — вспоминает Александр, который увлекается йогой с 2002 года.
В это время Вера, работавшая инструктором по йоге в студии Shanti, увидела потребность в этом товаре у своей аудитории — многие хотели иметь индивидуальный инвентарь для занятий.
И у меня возникла мысль купить партию хороших ковриков для своих клиентов. Саша эту идею одобрил и поддержал. Мы заказали в Москве 15 штук, которые у нас на второй день и закончились, — рассказывает о первых шагах в бизнесе Вера Винникова.
От ковриков до полезных продуктов
Спустя короткое время «однушка» семьи Винниковых была забита коробками с коврами для йоги. Александр, программист по образованию, 9 лет занимавшийся закупками и продажами в компьютерной компании «Компак», создал под новое семейное дело сайт. Тогда же и появилось название NewYog.
Но на первом этапе сайт не продавал, он был просто витриной. Кстати, коврики через наш интернет-магазин и сейчас почти не продаются. Потому что здесь нужно живое общение с покупателем. Важен вес и рост человека, а также такие тонкости: потеют ли у него ладони во время занятий, устойчиво ли получается стоять на одной ноге, впиваются ли коленки в пол. Очень много нюансов, от которых зависит выбор, — рассказывает Александр.
По словам бизнесменов, ключевую роль в становлении их дела сыграли соцсети.
Мы создали группу на сайте «ВКонтакте», и оттуда хорошо пошли продажи. К тому времени мы оба уже 10 лет занимались йогой, у нас было много знакомых в этой сфере. И у них наша продукция была очень востребована, — вспоминает Вера.
Стоимость одного добротного коврика составляла примерно 1–1,2 тыс. рублей. Заказы по городу Александр развозил на своем автомобиле. Рост шел в основном за счет частных клиентов. Несмотря на то, что студий йоги в Красноярске тогда было много — по воспоминаниям семьи Винниковых, около 80, — приобретали они в основном «бухты» — рулоны, от которых отрезаются коврики нужного размера. А это до сих пор самый нерентабельный товар.
Вскоре заказов стало столько, что нам потребовался склад. В нашей квартире уже невозможно было жить — все было завалено коробками. И мы арендовали площади у знакомых. В здании ДК «Комбайностроителей» у них был сальса-клуб и небольшой магазинчик с танцевальными принадлежностями. Мы заняли сначала один стеллаж, потом два, потом всю их подсобку, — говорит Вера.
Позже супруги Винниковы попросили своих знакомых предоставить им витрину под их товар. Потом еще и еще. Вскоре площади магазина поделили пополам. Тогда же ассортимент продукции стал расширяться.
Если бы мы только на коврах сидели, то давно бы закрылись. Еще у одного нашего знакомого был небольшой магазин здорового питания в подвальчике на улице Ленина, 28. Там продавался тростниковый сахар, хорошая кокосовая стружка, ржаная лапша… Он сам пекарь, поэтому в качественных продуктах разбирался, собаку на этом съел. Сотрудничал только с лучшими производителями. И мы предложили выставить его продукцию в нашем зале, — вспоминает Александр.
В дальнейшем бизнесмены стали налаживать контакты с производителями и поставщиками полезных продуктов самостоятельно. Все шло от запроса клиентов — люди просили привезти какой-то продукт, Вера и Александр находили возможность это сделать. Магазин NewYog дорос сначала до небольшого отдельного помещения, а в 2016 году занял в здании ДК «Комбайностроителей» казавшуюся владельцам тогда огромной площадь в 160 кв. метров.
Еда для здоровья и Instagram’а
Ассортимент продукции в магазинах NewYog впечатляет. Здесь около 70 категорий товаров от 140 производителей. Это вегетарианские колбасы и сосиски, сыр тофу, натуральные джемы, соки, сиропы и варенье, редкие виды зерновых, бобовых и муки, полезные снеки и многое другое. Кроме того, в продаже есть натуральная косметика и товары для йоги — коврики, одежда, сумки, журналы, диски.
Со временем еда начала доминировать. Если человек купил хороший коврик, мы его потеряли лет на 10. А если он купил хорошую еду, он вернется к нам уже через неделю. Сейчас товары для йоги не приносят прибыли вообще. Зарабатываем мы только на еде, — делится Александр.
По словам владельцев NewYog’а, интерес красноярцев к полезным продуктам постоянно нарастает. Востребована такая еда далеко не только вегетарианцами.
Наша целевая аудитория делится на несколько групп. Это молодые девочки, которые следят за своим питанием — им нужно без сахара, нежирное и красивое, чтобы сфотографировать и выложить в инстаграм. Это пожилые люди и аллергики, которые должны придерживаться определенной диеты по медицинским показаниям, — им нельзя сахар, глютен, лактозу. Это веганы, которые придерживаются растительной диеты. Это беременные и кормящие женщины, молодые мамы, которым не все равно, что они едят и чем кормят своих детей, — перечисляет Вера.
Небольшую долю занимают и b2b-продажи. В NewYog иногда закупают продукты для некоторых местных кафе, студии йоги, сети фитнес-центров.
Осенью прошлого года семья Винниковых решила расширять бизнес. Они открыли второй магазин NewYog в микрорайоне «Южный берег». Его площадь — 130 кв. метров. Инвестиции составили 2 млн рублей с учетом закупленного товара.
Я долго думал, куда нам расти. В онлайн — очень сложно. Продажи через наш интернет-магазин составляют всего 10–20%. Развиваться мешает дорогая логистика. Поэтому у меня появилась гипотеза, что надо развивать розницу. И мы открыли вторую торговую точку. Но моя теория не подтвердилась. Я ожидал роста продаж в 1,5 раза, а на деле просто треть наших покупателей из одного магазина перешла во второй. Новый NewYog практически сразу вышел в ноль по затратам, но о сроках окупаемости я даже не думаю, — делится Александр.
Продажи NewYog’а ежегодно растут на 40%. Бизнесмены отмечают, что в городе работает довольно много магазинчиков со схожей концепцией: лавка «Жива», Prodzdrav, «Зеленый апельсин», «Сыроед», Las Vegans и другие. Но ассортимент у них небольшой.
Место на этом рынке еще есть. Не понимаю, почему не выстрелил наш магазин на «Южном берегу», возможно, мы просто промахнулись с местом. Мы все равно хотим попробовать открыть еще одну точку, в Северном. Уже около года я подыскиваю там подходящее помещение. Но с этим пока возникла проблема, все хорошие места заняты, — говорит Александр.
Также предприниматели не исключают возможности развиваться по франшизе. Запросы из разных городов России приходят регулярно.
Франшизу у нас просят из Москвы, Петербурга, Сочи… Новосибирск и Иркутск плачут, что у них вообще нет подобных магазинов. Но пока не дошли до этого руки. Семь лет мы прописываем нюансы ведения этого бизнеса, но каждый день случается что-то новое. Если делать франшизу, то полноценную, а на это нужно потратить много сил и времени, — отмечают супруги Винниковы.
По словам владельцев магазинов NewYog, в этом бизнесе надо быть человеком-брендом. Самому разделять все ценности йоги и правильного питания. Быть по-настоящему увлеченным. Как Вера, которую незнакомые люди узнают по голосу, потому что слушают ее обзоры о полезных продуктах в Instagram. Без стопроцентного погружения в тему успех в этом бизнесе невозможен.
Елена Машегова
NewYog в цифрах:
2011 год — старт проекта,
14 тыс. рублей — стартовый капитал,
140 поставщиков у магазинов NewYog,
2 млн рублей — инвестиции в открытие магазина на «Южном берегу»,
800 рублей — средний чек в рознице,
40% — ежегодный рост выручки.
Источник: NewYog.