Стивен Кончи о причинах роста бизнеса прямых продаж в России

Три года назад компания Herbalife начала свой бизнес в России с новой страницы.

Один из первопроходцев отечественного рынка direct sales занялся строительством сети стационарных центров продаж и формированием нового имиджа. Вместо образа навязчивых продавцов с большими круглыми значками – партнерство с ФК «Спартак».

 
Российский рынок прямых продаж один из самых быстрорастущих в мире. В 2011 году его совокупный объем впервые перешагнул рекордную для себя отметку в $4 млрд. Несмотря на то, что, по данным «Ассоциации прямых продаж», в России снижается количество распространителей — в 2011 году их число сократилось на 7,4% — до 4,08 млн человек, в то же время растет уровень их вовлеченности — объемы продаж на одного человека. По мнению вице-президента компании Herbalife в России, СНГ, Монголии и странах Балтии и Израиле Стивена Кончи, успех прямых продаж в нашей стране во многом обусловлен тем, что бизнес-модель, которую предлагает эта сфера торговли, близка россиянам.
 
Глобальный вызов и специфика почты 
Компания Herbalife — один из пионеров отечественного рынка прямых продаж. В 90-е годы в России, в то время стране тотального дефицита и пустых прилавков, в новой схеме торговли — вне магазина, от человека к человеку — не пробовал себя разве что ленивый. Одни шли в direct sales, желая заработать, другие из чистого любопытства. Стивен Кончи говорит, что успех Herbalife в нашей стране в то время был исключительным, однако, продолжает он, и в современной России бизнес прямых продаж чувствует себя довольно неплохо.    
— Компания очень довольна результатами российского бизнеса. В силу того, что наши акции котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже, оглашать конкретные цифры в разрезе региона я, увы, не могу. Однако объемы бизнеса Herbalife в России и странах СНГ растут — это не секрет, и я бы выделил три основные причины этого. 
Первое — это то, что мы называем «методом ежедневного потребления». Мы уделяем много внимания тому, чтобы обучать наших дистрибьюторов тому, как выстраивать долгосрочные отношения с потребителями. Теми, кто будет ежедневно использовать нашу продукцию, а значит, и обеспечивать долгосрочный бизнес.  
Второе —  компания тратит много усилий и средств на то, чтобы должным образом развивать нашу инфраструктуру по России. Речь идет о точках физического присутствия центров продаж в городах, куда могут прийти дистрибьюторы и приобрести нашу продукцию. Дистрибьюторам не нужно поддерживать у себя большой товарный запас. Они могут обеспечить быстрый оборот за счет частого посещения центров. И последний элемент, на который мы сегодня делаем упор, — это правильная маркетинговая политика с должным бизнес-фокусом.
 
Рынок прямых продаж в России в целом и на примере вашей компании показывает хорошую динамику. В чем причины?
— Да, сегодня о России можно говорить как об одном из самых успешных и динамичных регионов мира с точки зрения прямых продаж. По итогам 2011 года совокупный объем бизнеса всех компаний, работающих в этом сегменте, составил $4,3 млрд. Это означает, что модель, которую предлагает бизнес прямых продаж, хорошо принята здесь. Сотни тысяч человек так или иначе вовлечены в реализацию этой модели, что в итоге положительно сказывается на развитии бизнеса в целом. 
Думаю, анализируя причины успешности в России, необходимо рассматривать рынок прямых продаж как единое целое. Например, здесь довольно значителен сегмент компаний, работающих в области косметики. Во многом именно они предопределили успех всей отрасли прямых продаж в России. Людям стала доступна продукция, которая не распространялась через обычные каналы дистрибуции. Если более внимательно посмотреть на наши подкатегории — питание и товары для здорового образа жизни (wellness) — то именно такой канал распространения — через прямые продажи — наилучшим образом соответствует их задачам. Независимые дистрибьюторы способны персонифицировать клиентам свои рекомендации. Такой эффект не достижим, если продукт берется с полки магазина, и ему не оказывается дополнительная постпродажная поддержка. 
 
Какие трудности стоят сегодня перед бизнесом прямых продаж в России?
— Во-первых, есть глобальный вызов, который стоит перед этим бизнесом в любой части мира: потребители относятся к нему с определенным подозрением. С этим я столкнулся, работая еще в Великобритании, где у людей, так же как и здесь, возникает определенная настороженность, когда речь заходит о прямых продажах. 
Если говорить об особенностях бизнеса в России, то в первую очередь это, конечно же, огромная территория и, как следствие, необходимость развития инфраструктуры. 
К примеру, в любой западноевропейской стране компания открывает один центр продаж, а все поставки осуществляются обычными почтовыми посылками и занимают не более 48 часов. В течение этого времени в пункт назначения могут быть доставлены любые объемы продукции. К сожалению, рассчитывать на такую работу почты в России сегодня не приходится. Но, на мой взгляд, успешность бизнеса определяется тем, насколько компания готова работать на упреждение трудностей. Если почтовые службы не в состоянии обеспечить доставку в определенных временных рамках, значит, это нужно брать на себя. 
 
Сталкиваетесь ли вы сегодня с негативным шлейфом 90-х годов, после которых компания ассоциировалась исключительно с людьми, носившими значки с надписью «Хочешь похудеть, спроси меня как»?
— Думаю, это справедливый вопрос. Давайте вспомним время, когда Herbalife впервые появилась в России — это было начало 90-х годов. С тех пор страна очень сильно изменилась, и то же самое можно сказать и про Herbalife. В то время мы здесь были одной из первых компаний прямых продаж в принципе. Показатели успешности нашей работы просто зашкаливали. У нас в компании всегда существовал так называемый этический отдел, но тогда из-за такого исключительного успеха он просто не справлялся с объемами работы. Сейчас контроль, который не позволяет нашим дистрибьюторам уходить с правильного пути, работает значительно лучше. 
Повторюсь, сама компания за последние годы очень сильно поменялась, но, возможно, не слишком преуспела в информировании людей о степени и характере этих изменений. В последние три года мы всячески пытаемся исправить это: мы стали более открыты, чаще встречаемся со СМИ и рассказываем о себе. И это сегодня один из приоритетов компании — рассказывать о том, что она собой представляет. 
 
Без больших запасов
Несколько лет назад Herbalife сменила стратегию своего развития в России. В компании решили: увеличить оборачиваемость продукции в стране с девятью часовыми поясами можно за счет открытия стационарных центров продаж. Поэтому последние три года в Herbalife прошли под знаком региональной экспансии. В 2010-2012 годы компания запустила в городах России 30 центров продаж.  
— На сегодняшний день в России у нас работает 44 центра. Они расположены от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, 14 центров продаж Herbalife сосредоточены в Сибири. Первым в нашей региональной экспансии стал бренд-центр в Ростове-на-Дону, открытый как раз около трех лет назад. Я бы сказал, что с этого решения начался принципиально новый этап работы Herbalife в России. Руководство компании пришло к пониманию, что бизнес в регионе можно выстроить значительно лучшим образом. И запуск центра продаж в Ростове стал для нас своего рода экспериментом, тестом. Нам важно было понять, насколько мы сможем улучшить поставку продукции дистрибьюторам за счет ее большей доступности, протестировать эти возможности. 
С открытием ростовского центра продаж мы многому научились и дальше распространили этот опыт на другие города России. О том, насколько серьезно растут объемы бизнеса компании за счет открытия стационарного центра продаж, говорит динамика, с которой мы запускаем новые центры. Как правило, ежегодно компания открывает около 10 новых центров.  
 
В чем главное отличие этой бизнес-модели? 
— Мы не хотим, чтобы наши дистрибьюторы были вынуждены поддерживать у себя большой запас продукции только потому, что наша инфраструктура не успевает за развитием их бизнеса. А в стране с такими огромными расстояниями, как Россия, они просто были бы вынуждены закупать большие объемы и хранить их у себя. Это в свою очередь создавало бы препятствия для дальнейшего развития бизнеса — физическая возможность поддержания запасов есть только у определенного процента людей. Так что стремление компании развивать инфраструктуру в первую очередь направлено на то, чтобы убрать барьеры для развития бизнеса наших дистрибьюторов. 
 
Есть ли пример, когда компания открывает несколько центров продаж в одном городе? 
— Обычно мы не открываем по два центра продаж на город. Такое построение инфраструктуры не будет для нас эффективным. Исключением стала только Москва, где работают две точки, расположенные в разных частях города. 
 
Как компания выстраивает взаимоотношения со своими дистрибьюторами и сталкиваетесь ли вы с пресловутой «текучкой кадров»?
— Как я уже говорил, много усилий мы прикладываем к тому, что побудить наших дистрибьюторов выстраивать с клиентами долгосрочные отношения. Для этого мы проводим тренинги, на которых рассказываем, как нужно общаться с потребителем. 
Что касается второй части вопроса — мы одна из немногих компаний, работающих в сфере прямых продаж и публикующих данные о своей работе. И в качестве ответа я приведу цифры за 2011 год. Один из уровней, которого можно достичь, работая с нашей компанией, — супервайзер. Это лидеры продаж, чтобы сохранять этот статус, человек должен из года в год показывать определенный оборот. Если посмотреть на наши мировые показатели — 52% из тех, кто ранее достигал уровня супервайзера, сохранили его и по итогам 2011 года, что, в принципе, является очень неплохим результатом. В России же статус супервайзера подтвердили 76,8% наших дистрибьюторов. Это один из лучших показателей компании по всему миру.
 
Не только футбол
Стивен Кончи говорит, что активность компании в сфере маркетинга наряду с ростом ежедневного потребления продукции и развитием инфраструктуры в Herbalife рассматривают как одно из составляющих успешности в России и странах СНГ. В компании не стали изобретать велосипед и придумывать какие-то особые методы продвижения бренда, а начали сотрудничать со «звездными» футбольными клубами. В конце 2010 года Herbalife стал официальным спонсором по питанию ФК «Спартак» (Москва), в конце 2012 года такое же соглашение компания подписала с украинским ФК «Шахтер».   
 
Почему именно футбол — компания решила перенести мировой опыт по продвижению бренда и в Россию? 
— Действительно, у нас значительный опыт сотрудничества с ведущими футбольными клубами мира. Herbalife выступает спонсором по питанию более чем 25 команд, среди которых «Барселона» и «Лос-Анджелес Гэлэкси». Футбол в России, как и во всем мире, — вид спорта, который привлекает к себе большое внимание, именно поэтому наш выбор пал именно на футбольную команду. Это сотрудничество повышает узнаваемость бренда и осведомленность о марке с одной стороны. С другой — дает дополнительную уверенность при общении с клиентами нашим дистрибьюторам. 
 
Почему ваш выбор пал именно на «Спартак»?
— Когда мы заключаем партнерские отношения со спортивными командами или отдельными спортсменами, самое важное для нас — это подлинность, честность этих взаимоотношений. Нам недостаточно логотипа компании на майке спортсмена, для нас приоритетно и то, верит ли человек в важность сбалансированного питания, придерживается ли его в своей жизни, ведет ли здоровый, физически активный образ жизни. Словом, разделяет ли он убеждения нашей компании. В лице футбольного клуба «Спартак» мы нашли таких единомышленников. 
 
В конце 2012 года Herbalife начала сотрудничать с донецким ФК «Шахтер», став официальным партнером команды по питанию. В чем суть этого партнерства? 
— Как и в случае со «Спартаком» это означает, что мы поддерживаем общение с врачами, работающими с командой. Интегрируем наши продукты в рацион питания спортсменов. С нашей компанией сотрудничает очень много врачей, и этот опыт также становится доступен для специалистов спортивных команд, отвечающих за здоровье и физическую форму спортсменов. Обеспечение рациона питания игроков мы рассматриваем как еще одну возможность для компании показать и рассказать об эффективности нашего подхода. Когда мы говорим о любом нашем спортивном спонсорстве, речь идет о наиболее высокооплачиваемых спортсменах мира, и понятно, что врачи, которые с ними работают, очень внимательно относятся к тому, что их подопечные употребляют в пищу.
 
Исходя из того, что маркетинг компании в России и СНГ строится на «мужском» виде спорта, верно ли говорить о том, что и среди клиентов Herbalife также преобладают мужчины?
— В своем сотрудничестве со спортсменами мы отнюдь не ограничиваемся только футболом. Просто к нему, вероятно, в силу зрелищности привлечено повышенное внимание. Если же посмотреть весь срез спортсменов, с которыми работает компания, то среди них будет значительное число женщин. К примеру, важная, но освещающаяся не столь широко, как футбол, составляющая нашей работы — это участие в мероприятиях в области здорового и активного образа жизни. Маркетинговая активность в этом сегменте ориентирована, прежде всего, на то, чтобы привлечь внимание слабого пола. Ведь именно женщины в возрасте от 25 до 50 лет составляют основную часть наших потребителей. 
 
Партнерство Herbalife с ФК «Спартак» длится уже больше двух лет. Каковы результаты этого сотрудничества? 
— Мы очень довольны тем, как развиваются наши взаимоотношения со «Спартаком». У компании выстроился хороший диалог с врачами клуба. У нас была возможность побывать на тренировочной базе команды и прочувствовать царящую там атмосферу. Мы очень довольны тем, насколько заметным выглядит этот проект, тем вниманием, который он привлек. Сотрудничество со «Спартаком» стало одиним из важных элементов глобальных усилий компании в области маркетинга. И переводить те потрясающие результаты, те перемены в восприятии бренда, которые произошли и продолжают происходить за время нашего сотрудничества, в цифры было бы неправильно.
 
Стивен Кончи
Вице-Президент Herbalife в странах России, СНГ, Монголии, странах Балтии и Израиле
Родился 30 октября 1970 года. 
Образование: 
В 1993 г. с отличием окончил Манчестерский университет Метрополитен (Manchester Metropolitan University) и получил степень бакалавра гуманитарных наук в области маркетинга в сфере розничной торговли.
В 1994 г. получил диплом маркетолога в Chartered Institute of Marketing.
Карьера: 
Более 9 лет работал в области маркетинга, продаж, закупок, розничной торговли и логистики в таких компаниях, как Grand Met (переименована в Diageo), Safeway и Sainsbury’s в Великобритании.
С октября 2000 г. присоединился к фармацевтической компании GlaxoSmithKlein Consumer Healthcare (GSK) (брэнды Coldrex, Panadol, Sensodyne, Corega и Aquafresh), где с 2005 года руководил бизнесом в Украине, а с 2007 по 2009 год занимал пост Генерального директора компании в России и странах СНГ.
В декабре 2009 г. назначен на пост вице-президента компании Herbalife на рынках России и стран СНГ.
В зоне его ответственности стратегическое развитие бизнеса Herbalife России и странах СНГ. Число сотрудников в подчинении — 430 чел.
Семья: женат, воспитывает сына.
Хобби: увлекается экстремальными видами спорта, катается на сноуборде.
 
 

 

Самое читаемое
  • Себестоимость строительства коммерческих объектов в Екатеринбурге выросла на 30-40%Себестоимость строительства коммерческих объектов в Екатеринбурге выросла на 30-40%
  • «Берите ситуацию в свои руки»: как строить промышленные объекты при ключевой ставке 21%«Берите ситуацию в свои руки»: как строить промышленные объекты при ключевой ставке 21%
  • «В ближайших планах этого нет». Скоростных поездов между Екатеринбургом и Москвой не будет«В ближайших планах этого нет». Скоростных поездов между Екатеринбургом и Москвой не будет
  • Ресторатор Виктор Новиков открывает пятый проект в ЕкатеринбургеРесторатор Виктор Новиков открывает пятый проект в Екатеринбурге
  • Свердловская область занимает шестое место среди регионов РФ по объему госдолгаСвердловская область занимает шестое место среди регионов РФ по объему госдолга
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.