Страховщики начали охоту за мошенниками
эксперты Алексей Алгазин генеральный директор «Центра страхового права» (Омск), эксперт Всероссийского союза страховщиков, автор сайта по борьбе со страховым мошенничеством ANTIOBMAN.RU Игорь А
эксперты
Алексей Алгазин
генеральный директор «Центра страхового права» (Омск), эксперт Всероссийского союза страховщиков, автор сайта по борьбе со страховым мошенничеством ANTIOBMAN.RU
Игорь Афанасьев
директор Красноярского филиала компании «АльфаСтрахование»
Геннадий Дрозд
директор Красноярского филиала «Первой страховой компании»
Владимир Петров
заместитель генерального директора по правовым и специальным вопросам ЗАО СО «Надежда»
Валерий Ревкуц
генеральный директор СК «Возрождение», председатель Сибирской ассоциации страховщиков
К указанным категориям мошенников Алексей Алгазин добавляет еще одну, на его взгляд, самую опасную, — сотрудники страховой компании. «Около 70% случаев страховой фальсификации происходят в результате сговора преступников со страховыми агентами. Это одна из самых распространенных категорий. Каждый второй агент в компании готов за определенную сумму стать предателем. Нередко они устраиваются, чтобы заключить одну единственную сделку на крупную сумму, и потом сразу увольняются. Когда руководство предприятия уже понимает, что случилось, наказывать уже некого», — рассказал г-н Алгазин. Директор Красноярского филиала компании «АльфаСтрахование» ИГОРЬ АФАНАСЬЕВ, добавляет, что именно последнюю группу мошенников трудно вычислить сразу: «Страховой компании очень сложно при устройстве на работу проверить каждого агента. Мы замечаем подвох, только когда у одного сотрудника статистика страховых выплат начинает зашкаливать. Но и здесь предъявить что-то агенту непросто. Это же может быть просто стечение обстоятельств, а не намеренный шаг».
Основной причиной всплеска мошенничества, считают участники рынка, стало появление обязательных видов страхования. По словам Владимира Петрова, в первую очередь, росту страхового мошенничества способствовал Закон об ОСАГО (обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств). Данные «Центра правовой защиты» свидетельствуют: сегодня на долю ОСАГО приходится около 80% всех страховых афер. Владимир Петров: «Если сначала, когда только ввели этот закон, народ к нему присматривался, то уже в 2006-2007 годах стал искать лазейки, способы обмана страховой компании. Поэтому именно на этот период приходится основной рост фальсифицированных дел». С экспертом соглашается ГЕННАДИЙ ДРОЗД, директор Красноярского филиала «Первой страховой компании»: «Мошенничество в других сегментах нашего рынка, например, в имущественном страховании или в страховании жизни, сегодня редкость. У нас такие случаи можно пересчитать по пальцам».
Специалисты называют еще одну причину процветания мошенничества на страховом рынке — ментальность русского человека. Алексей Алгазин: «В России обмануть буржуя-страховщика всегда считалось хорошим делом. Еще с советских времен было нормальным придумать свой вариант обмана страховой компании. Например, попросить знакомого страхового агента застраховать машину задним числом или взять у врача-приятеля липовую справку о болезни, а потом предъявить ее в страховую компанию».
Однако, по словам экспертов, собственная служба безопасности не панацея. Игорь Афанасьев: «Как правило, такая структура варится в собственном соку и редко знает, что происходит у конкурентов. Какие случаи мошенничества у них произошли, как они с этим борются и так далее. Для того чтобы глобально бороться с аферистами, нужно создавать общие базы данных (БД), доступные всем страховщикам». С мнением эксперта соглашаются все страховщики. Например, Владимир Петров говорит: «Я думаю, база данных увеличила бы раскрываемость случаев мошенничества как минимум вдвое».
Формировать БД страховщики начали в прошлом году. Алексей Алгазин: «Базу данных «Бюро страховых историй» мы только недавно запустили. Она фиксирует все случаи мошенничества, и любая страховая компания может в интернете их посмотреть, а также поделиться своими примерами». Г-н Алгазин добавляет, что пока «Бюро страховых историй» неактивно функционирует, и поэтому региональные страховщики пользуются собственными «черными списками»: «Компании делятся опытом друг с другом, передают в буквальном смысле «из уст в уста» информацию о мошенниках». Валерий Ревкуц добавляет, что, пока нет общей БД, Сибирская ассоциация страховщиков постоянно собирает руководителей компаний и начальников отделов безопасности вместе с представителями органов правопорядка: «Это тоже один из способов борьбы с аферистами. На этих встречах мы делимся не только теоретическим, но и практическим опытом поиска мошенников».
Поправки к ОСАГО увеличат случаи страхового мошенничества вдвое
Сами страховщики признаются: пока все их способы борьбы с мошенниками не принесли желаемого результата. Валерий Ревкуц: «Даже если мы обнаруживаем факт обмана, довести дело до суда очень сложно. Подобные дела длятся годами и трудно доказываются в суде». По словам экспертов, не больше 2% дел по страховому мошенничеству доходят до суда.
По прогнозам участников рынка, в дальнейшем ситуация со страховым мошенничеством усугубится. Причина в поправках к Закону «Об ОСАГО». Геннадий Дрозд: «Поправки вступят в силу с 1 декабря. Согласно им в случае если ущерб от ДТП не больше 25 тысяч рублей, то он оформляться будет без ГАИ. В результате число страховых мошенников вырастет, думаю, процентов на 50%. Двоим проще договориться о том, кто виновен в аварии и потом свою версию событий предложить страховой компании. Та в свою очередь ничего проверить не сможет и вынуждена будет выплатить ущерб». На взгляд Игоря Афанасьева, нововведения увеличат число мошенников и того больше: «Московские аналитики прогнозируют рост числа страховых афер после 1 декабря до 80%. Конечно, хочется надеяться, что он будет меньше — 50%, полагаю, это будет самый минимальный показатель».
Страховщики уверены: в такой ситуации их может спасти только лоббирование своих поправок в Законы о страховой деятельности и «Об ОСАГО». Валерий Ревкуц: «Например, было бы неплохо, если бы законодательство разрешило принимать в суде те улики, которые страховщик собрал собственными силами путем внутреннего расследования. Потом при принятии поправок к Закону «Об ОСАГО» учитывалось бы мнение не только страхователя, но и страховщика». По словам г-на Ревкуца, местные страховщики надежду не теряют: «Мы предлагали и будем предлагать свои варианты поправок в законы, защищающие интересы добросовестных страхователей и страховщиков».