Подписаться
Деловой квартал / Новости / Таргетирование инфляции: каковы правила игры и кто выигрывает?—Сергей Журавлев,...
Таргетирование инфляции: каковы правила игры и кто выигрывает?—Сергей Журавлев,Банк России
Источник: ДК

Таргетирование инфляции: каковы правила игры и кто выигрывает?—Сергей Журавлев,Банк России

Самое читаемое
  • «Есть шанс изменить страну». Партия Зеленского лидирует на выборах в Верховную раду
«Есть шанс изменить страну». Партия Зеленского лидирует на выборах в Верховную раду
  • В Европу станет попасть сложнее. Еще один крупный авиперевозчик уходит из Екатеринбурга  В Европу станет попасть сложнее. Еще один крупный авиперевозчик уходит из Екатеринбурга
  • 6 млн руб. и Toyota Venza. Экс-глава уральского города осужден за взятку  6 млн руб. и Toyota Venza. Экс-глава уральского города осужден за взятку
  • Хулиганство или атака на малый бизнес? В Екатеринбурге разгромили киоски Хулиганство или атака на малый бизнес? В Екатеринбурге разгромили киоски
  • «Опасное место». В Екатеринбурге восстановят знаменитый памятник «с привидениями» «Опасное место». В Екатеринбурге восстановят знаменитый памятник «с привидениями»
07:01   19.06.2019

В мире финансов нынешний 2019 год — юбилейный. Тридцать лет назад Новая Зеландия первой перешла к таргетированию инфляции.

Управляющий Отделением Красноярск Банка России Сергей Журавлев: 
 
С тех пор приверженцами такого режима денежно-кредитного регулирования стали более 40 государств, на которые в совокупности приходится треть общемирового ВВП.
В числе этих стран и Россия. Центробанк РФ начал таргетировать инфляцию с 2015 года.
С чем связан такой шаг, кто выгадал или проиграл с изменением «правил игры» и каковы эти правила — об этом сегодня и пойдет речь.
Начну с преимуществ режима таргетирования — установки цели по инфляции. Он стал «набирать очки» с развитием международной торговли и финансовых рынков. Свобода перемещения капитала расширила возможности по удовлетворению запросов частных и корпоративных потребителей, а также госсектора в товарах, ресурсах, инвестициях. Одновременно для многих стран она означала переход к плавающему курсу валюты.
Объяснение простое: если страна выбирает независимость монетарной политики и предпочитает сохранить беспрепятственное движение капитала, то стоимость национальной валюты не может поддерживаться на определённом фиксированном уровне и должна свободно определяться рыночными механизмами.
Ведь иначе для удерживания валютного курса («валютного якоря»), может исчерпаться весь запас золотовалютных (международных) резервов. А это «финансовая подушка безопасности» страны!
При инфляционном таргетировании главной задачей становится ценовая стабильность и люди в своих ожиданиях могут ориентироваться на цель центрального банка по инфляции. «Валютный якорь» не нужен, курс может быть отпущен в свободное плавание.
С 90-х, 2000-х годов следом за развитыми странами режим таргетирования инфляции стал применяться в странах с формирующимися рынками.
В те времена Россия переходила на рыночную экономику. На повестке дня были приватизация, налоговая реформа и бюджетная консолидация. Потом создавались бюджетные буферы и накапливались международные резервы. В стремлении стабилизировать инфляцию пробовались различные режимы денежно-кредитной политики и управления валютным курсом.
После введения инфляционного таргетирования России, как и многим другим странам, удалось добиться существенного замедления инфляции. Накануне перехода, в декабре 2014 года, годовая инфляция в России составляла 11,4%, в Красноярском крае она была тогда на уровне 9,5%. Стабильной такую ситуацию не назовешь.
 
С 2015 года инфляция замедлялась, и уже в 2017-м снизилась до 2,5%. С тех пор она незначительно колебалась, оставаясь вблизи 4%.
Как вы понимаете, цифра выбрана не случайная. Целевой уровень инфляции в России, который Центральный банк стремится поддерживать — те самые 4% — выбран с учетом особенностей ценообразования и структуры экономики в нашей стране. Это не означает, что инфляция будет всё время ровно 4% по всем группам товаров и регионам. Разброс существует, и связан он с локальными факторами.
В Красноярском крае, например, в мае текущего года по сравнению с прошлогодним маем половина товаров подорожала менее чем на 4% или вообще подешевела.
Из продовольствия стали дешевле рыба, пакетированный чай, «ходовые» овощи и фрукты, такие как картофель, огурцы, яблоки, цитрусовые. По меньшей цене в мае этого года можно было купить некоторые виды одежды, обуви, электротоваров, а также отдохнуть в местных санаториях. Заметно дороже из продуктов стало пшено и мясо индейки, но их доля в потребительской корзине незначительна, и не все покупатели это заметят. Из овощей подорожали капуста, свекла, лук, чеснок.
Время от времени отклонять инфляцию от целевого значения могут события, происходящие как внутри страны, так и за ее пределами.
Так, прошлогодние колебания цен на топливном рынке, геополитическая турбулентность и ожидание роста ставки НДС со второй половины 2018 года подтолкнули уровень инфляции вверх. Годовая инфляция по итогам 2018 года в России составила 4,3%, в марте 2019 года достигла пика в 5,3% и затем начала замедляться. Уже в апреле годовая инфляция составила 5,2%, в мае замедлилась до 5,1%.
В Красноярском крае инфляция в 2019 году изменялась похожим образом. Ее значения пиковыми были весной. В мае годовая инфляция составила 5,7%, как видим, опередила общероссийскую — в нашем регионе заметно выше инфляция услуг, в основном из-за транспортной составляющей.
 
Для влияния на инфляцию Банк России использует ключевую ставку. Так, например, упреждающее её повышение в сентябре и декабре 2018 года оказалось достаточным, чтобы инфляция отклонилась от цели незначительно и начала к ней возвращаться.
 
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила в мае в Государственной Думе РФ, что это показало, что инструментарий денежно-кредитной политики справляется с вызовами, позволяя сохранять стабильные условия для развития экономики.
По прогнозам Банка России, годовая инфляция вернётся к 4% в первой половине 2020 года.
Информационная открытость — это один из инструментов инфляционного таргетирования. Если рынок и сами люди понимают действия регулятора, то сохраняют уверенность в способности центрального банка поддерживать ценовую стабильность, не испытывают повышенных инфляционных ожиданий, которые также раскачивают инфляцию. Банк России создал много различных инструментов донесения информации о свой деятельности, в том числе о решениях по ключевой ставке. Теперь в «арсенале» Банка России релизы о денежно-кредитной политике, паблики в социальных сетях, сайт по вопросам финансовой грамотности fincult.info, интервью и пресс-конференции руководителей разных уровней…
Любой желающий — будь то бизнесмен, финансовый аналитик, человек творческой или рабочей профессии имеет возможность «дотянуться» до регулятора, получить информацию «из первых рук». А понимание происходящего — ключ к принятию рациональных финансовых решений.
 
 
 
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

«Есть шанс изменить страну». Партия Зеленского лидирует на выборах в Верховную раду
«Есть шанс изменить страну». Партия Зеленского лидирует на выборах в Верховную раду
В Европу станет попасть сложнее. Еще один крупный авиперевозчик уходит из Екатеринбурга
6 млн руб. и Toyota Venza. Экс-глава уральского города осужден за взятку
Хулиганство или атака на малый бизнес? В Екатеринбурге разгромили киоски
«Мы до 2022 года уже не дотянем». Орешкин предупредил о взрыве проблемы закредитованности
Легальное искусство не пострадает. Мэрия изменит схему работы коммунальщиков
Лимит «идеальных» заемщиков исчерпан. Повторится ли в России американский ипотечный кризис

Бизнес

Золото и блокчейн. Российские экс-банкиры начали финреволюцию на трех континентах Золото и блокчейн. Российские экс-банкиры начали финреволюцию на трех континентах
«В торговле модно ориентироваться на миллениалов, но пожилых покупателей все больше»
«Бизнес все больше доверяет аутсорсерам». Ведущие бухгалтерские компании Екатеринбурга
Владимир Черкашин: «Мы показали, что Сбербанк сегодня — уже больше, чем банк»
«Я не понимаю формат гипермаркета. Зачем терять время на прилавки со ста видами макарон?»
«Вместо банковских офисов открываются кафе и магазины, но почти никогда — новые отделения»
Олег Сиротин: «Я на себе почувствовал, как быстро можно потратить все заработанные деньги»

Свое дело

«Говорят: есть идея, но вам ее не покажут, вдруг украдете. Ответ: уходите, своих полно» «Говорят: есть идея, но вам ее не покажут, вдруг украдете. Ответ: уходите, своих полно»
«Быстро складывается ощущение, что управляющую компанию проще пристрелить, чем прокормить»
«Я решил: если дело не приносит доход, лучше его сразу бросить. Но сначала потерял 30 млн»
«4 суицида подростков за месяц — чудовищная цифра!». Как научить детей давать сдачи
«Торговые центры вгоняют небольшие магазинчики в финансовую кабалу»
«Чтобы стать брендом, должно пройти лет сто». Виктор Моисейкин — о красоте и бизнесе
«Вода мутная, видимость нулевая, и мусора хватает». Есть ли романтика в работе водолазов

Качество жизни

77 млн руб. за дом и урожай. В Екатеринбурге составили рейтинг садов для миллионеров 77 млн руб. за дом и урожай. В Екатеринбурге составили рейтинг садов для миллионеров
Евгений Мордовин, УГМК: «Такого в Екатеринбурге еще никто не строил»
Иван Безруков: «Многие загородные дома спроектированы, как большие «хрущевки»
«Первые полгода я вечно сравнивала: там и тут, в Алании и дома... Просто живи и радуйся!»
В Образцово прошел первый музыкальный open air. Фестиваль станет ежегодным
Где местные сыровары ищут свою целевую аудиторию. Вкусный фоторепортаж
SHOW GIRLS докажет: русским девушкам нет равных

Мнения

«История с закрасом Лампаса — лучшее свидетельство скорбного уровня городских управленцев» «История с закрасом Лампаса — лучшее свидетельство скорбного уровня городских управленцев»
«В 90-е предпринимателям мешали только бандиты. Сегодня ограничений больше»
«Проблема большинства компаний — владелец, который работает не над бизнесом, а в бизнесе»
Михаил Лабковский: «Одиночество — это не отсутствие рядом людей, а нелюбовь к себе»
«В России самое сложное — исключить человека из цепочки принятия решений»
«У меня никогда не будет никакой жести». Что убрать из бизнеса, чтобы стать эффективнее
«В среду родила, в понедельник вышла на работу». Почему женщины в бизнесе успешнее мужчин

Лайфхаки

Настоящий лидер не делает ничего. И вы ничего не делайте Настоящий лидер не делает ничего. И вы ничего не делайте
Сэкономить много денег и избавиться от хлама. Как год не ходить по магазинам. 8 шагов
Татьяна Бакальчук, Wildberries: «Я начала с $700. Сегодня люди сидят в офисе до 12 ночи»
Врать и изворачиваться — самые ценные умения XXI века
Мы выбираем, нас выбирают: как формируются привычки?
Вы заложник эмоций. Как принимать правильные решения при помощи самодистанцирования?
Капитализм все. Если богатые не поделятся нажитым, начнется революция
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.