Традиционное бизнес-образование — это атавизм
Андрей Шевелев, основатель бизнес-акселератора «300 стартапов», о двух причинах, которые делают бизнес-образование в России плохим.
Андрей Шевелев, основатель бизнес-акселератора «300 стартапов»:
В бизнесе я 20 лет — 40+ проектов, от собственной цифровой розницы до онлайн-аукциона, предложившего новый подход к продвижению турбаз. Все это время у меня есть запрос на новые знания — постоянно чему-то учусь. Но если меня попросят дать рекомендации: «Я б в предприниматели пошел, где меня научат?» — отвечу, что не знаю ни одной действительно эффективной бизнес-школы.
Плохое качество бизнес-образования в России определяют две главные причины. Первая — тотальный доступ к информации, из-за которого бизнесу сегодня учат все кому не лень. На пике инфобизы — «бизнес-молодости», «лайки», курсы и марафоны а-ля «Как запустить свое дело за пять минут». Но вот всего одна показательная цифра: в «среднем по больнице» только 20 % слушателей таких курсов доходят до конца обучения. Что это значит? Все остальные, а это 80 %, разочаровались и ушли. Им понравилась обертка, а вот содержимое пришлось не по вкусу.
Причина вторая — то, за что собственно платит предприниматель. Современная система монетизации бизнес-образования морально устарела. Она предлагает платить за знания, но не гарантирует никакого результата и уж тем более не берет за него ответственность. Нужны предпринимателю знания? Да! Но в первую очередь он хочет решить какую-то проблему своего бизнеса. Бизнес-образование же продает ожидание, а не фактический результат. Бизнес, основанный на ожиданиях, — это нечестный бизнес. Он расставляет ментальную ловушку: «Мы тебя научили, а если не достиг результата, не справился — твоя вина». В какой-то момент предприниматель может попасться в эту ловушку и окончательно опустить руки.
Честная формула монетизации бизнес-обучения — брать деньги за результат. И при этом обучать не всех подряд, а только тех, кто проходит первичный отсев. Честно говорить человеку: «У тебя есть возможности достичь такого-то результата. Я готов сопровождать тебя на пути к цели, а за это получаю процент от результата».
Результат — ключевое слово! Оно про практику и про знания под конкретный запрос. Как показал мой опыт обучения по Президентской программе, теоретические лекции не имели ничего общего с тем, что я в моменте проходил на практике. Теория работы бизнеса — это атавизм. Особенно сейчас, когда технологии, новые потребительские привычки, новые потребности перекраивают и задают новые правила игры на всех без исключения рынках.
Решение конкретных задач по росту, «расшивка» узких мест — такой подход предлагает школа технологического венчурного предпринимательства. Методология любых венчурных инвесторов как раз про рост — именно по ней мы работаем в акселераторе. Первое, чему учим строителей бизнеса, — смотреть на цифры и в любом решении отталкиваться только от них. Что есть сегодня, на какие цифры реально выйти завтра? Основатель делает только то, что направлено на рост бизнеса, и не делает ничего лишнего. Он сфокусирован.
Да, простая история, но вкупе со средой — экспертами по теме, трекером, который «бьет по рукам» за отклонение от фокуса, и неизбежным отчетом по проделанной работе — это дисциплинирует и задает высокий темп изменений. Предприниматель осознанно помещает себя в эти условия, чтобы быть на пике ресурсного состояния и двигаться максимально быстро. Реальный кейс: добавив ценность и повысив средний чек, стартап за несколько дней вырос от нуля до 100 тыс. руб. чистой прибыли.
По этой же методологии работает «Шаттл» — программа быстрого роста для действующих предпринимателей, которые пока не целятся в венчурный бизнес. Еще один реальный кейс: 1,5 года прибыль действующего бизнеса болталась в районе нуля, но меньше, чем за 6 месяцев, команда добежала до миллиона чистой прибыли. Быстрее выйти на окупаемость, подрасти от миллиона до двух, освоить смежную нишу — мы не просим за эти знания деньги, а отталкиваемся от результата и реальных достижений. Это модель заинтересованного бизнес-образования — свой интерес в достижении цели есть и у предпринимателя, и у акселератора. Такой подход пока еще новый, но единственно результативный.