«У меня было большое эго». Анжела Рябова о том, как за 10 лет изменилась она и ее бизнес

DK.RU продолжает серию материалов к 10-летию со дня выхода журнала в Красноярске. Героиня этого выпуска проекта «10 лет спустя» — Анжела Рябова, бизнес которой изменился так же сильно, как она сама.

Анжела Рябова — один из любимых ньюсмейкеров «ДК». В своем умении создавать бизнес-новости она ушла дальше многих. Вот лишь небольшой срез того, о чем писал «ДК». Весной 2006 г. Анжела Рябова продает 52 салона и бренд «Позывной» «Евросети». Осенью этого же года начинает строительство новой сети сотового ритейла О2. В середине 2007 г. возглавляет федеральную компанию «Цифроград» и выходит на рынок общепита, запустив стейк-бар. В 2008-м выводит проект О2 за пределы края, намереваясь построить федеральную сеть. Впрочем, как убедился «ДК», и сегодня у г-жи Рябовой немало бизнес-новостей. 
 
C 2001 г., когда вы запустили свой первый крупный проект — сеть салонов связи «Позывной», какой этап можно назвать главным, сделавшим вас сегодняшнюю?
— Думаю, это бизнес-образование: в 2010 г. я окончила курс Executive МВА бизнес-школы «Сколково». Если раньше мыслила регионами — работала в Красноярске и Красноярском крае, то школа научила смотреть шире. Наши преподаватели — реальные очень хорошие бизнесмены, к примеру, один из них, Рубен Варданян, учили нас тому, что такое бизнес, что это больше, чем «про деньги». Это развернуло меня в совершенно другую сторону. Раньше бизнес был именно средством для заработка, «Позывной» тому яркий пример. Сейчас взгляд совершенно иной: для меня бизнес — это про ценности, команду. Про людей. 
Есть три типа менеджмента. Менеджмент by doing, когда ты ежедневно ставишь людям задачи, куда-то бежишь, зарабатываешь деньги. Менеджмент by goal: ставишь себе и команде более длинные цели, KPI под эти цели для команды и сверяешь фактические результаты и как они выполняются. Третий тип менеджмента, как раз его мне показали в школе, это менеджмент by people, когда ты воспитываешь лидеров, тех, кого хочешь видеть в своей команде. Сейчас у меня несколько проектов, и в каждом из них есть такие люди. По большому счету, они сами ведут дело, моя задача только разрабатывать совместно стратегическую карту, делиться опытом с командой и искать решения, когда меняется внешняя среда. 
 
В вашем интервью «ДК» в 2005 г. вы как раз говорили, что пока не готовы выходить за пределы Красноярского края, даже в соседние регионы. А в 2008 г. вдруг начинаете федеральный проект. Именно «Сколково» дало такой мощный импульс? 
— Эти изменения можно раскладывать в нескольких координатах. Прежде всего, да, в «Сколково» я выросла как менеджер. Менеджмент — это наука, которую в России, увы, почти не преподают. Мы были первым выпуском бизнес-школы, и нас пытались воспитать по-другому. Эталонным в нашей стране является тип лидера-харизматика. Но если взглянуть на ситуацию по-другому — видеть людей, инвестировать в них усилия и деньги, делиться с ними знаниями и даже акциями, от них последует отдача совершено иного уровня. Мне кажется, будущее именно за таким подходом. 
Кроме «Сколково», были короткие курсы по маркетингу и ценообразованию в Тель-Авивском университете и школе бизнеса IESE в Барселоне, где я изучала ритейл. Все это в совокупности и дало новый взгляд. Я начала мыслить шире, чем просто отраслью — научилась мыслить бизнес-моделями и понимать, что регион — это то ограничение, которое есть у меня в голове и не более.
 
Из архивов «ДК»: 
«О завоевании других регионов пока не думаем — мы достаточно здраво оцениваем свои возможности… Выход в малые города других регионов, как нам кажется, будет очень сложным — там развивают свой бизнес компании из столиц этих регионов, у них есть свои конкурентные преимущества». «ДК», 2005 г. «Мир замыкался пределами родного края. Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что можно было пойти как минимум в города округа, а может, и дальше. Но тогда я такой сценарий развития даже не рассматривала. Все, что за пределами края, казалось где-то за пределами Земли. Если бы я, сегодняшняя, оказалась в ситуации трехлетней давности, я бы уже не чувствовала таких границ. Сейчас я знаю все 14 городов-миллионников». «ДК», 2009 г. 
 
Какие проекты ведете сейчас? 
— Сейчас у меня три проекта, один из них в Красноярске. После того как мы в 2006 г. продали «Позывной», у нас остались контракты операторов связи — право на продажу sim-карт. Что сейчас происходит на рынке телекома? Федеральная розница проникла в города-миллионники, максимум в 500, 100-тысячники, а в маленьких городах, тем более поселках и деревнях, sim-карты и телефоны как продавались в магазинах, где также торгуют продуктами питания и прочими товарами, так это и происходит по сей день. Мы как раз и взяли на себя этот сегмент рынка. Есть команда, которая менеджерит все эти точки, через торгпредов делает для них мерчендайзинг. В прошлом году мы объединили свои активы с красноярским предпринимателем Андреем Шевелевым, несколько недель назад мы провели слияние с новосибирской компанией «М-трейд», она тоже работала в этом сегменте, и сейчас мы вместе организовали крупнейшую в России компанию по управлению мелкой сотовой розницей. Сейчас это 800 точек продаж в Иркутске, Новосибирске, на Алтае, в Красноярском крае. Операционная команда проекта — это люди, которые со мной уже 10 лет. Команда работает без нашего участия, я там выступаю только как инвестор. 
 
«У меня было большое эго». Анжела Рябова о том, как за 10 лет изменилась она и ее бизнес 1
В 2005 г. Анжела Рябова стала одной из первых героинь рубрики "Бизнес-стори"
 
Неужели в зрелой телеком-отрасли это востребовано?
— В любой отрасли, которая проходит свой жизненный цикл, есть драйвера, на которых можно зарабатывать. Эта бизнес-модель хорошо показала себя на рынке FMCG — Coca-cola, Pepsi работают именно так. Фактически мы переняли этот опыт и привнесли эту инновацию на свой рынок. Это очень интересно операторам связи. 
 
Это прибыльный проект?
— Да, у нас нет убыточных проектов. Сейчас мы проводим интеграцию с «М-трейд». В конце года на стратсессии будем думать, как развивать его дальше.  
 
Какими еще проектами занимаетесь?
— Два проекта я веду в Москве. Один из них — в нем выступаю инвестором и СЕО — это проект Cloudshop.ru — учетная система для малой розницы. Как правило, работающие в этой отрасли одиночные точки ведут учет в тетрадках, в лучшем случае — в Exel. Мы — один из моих партнеров живет в Америке, другой — давний партнер по рынку телекома — создали продукт, который позволяет делать учет с помощью мобильного телефона. Проекту два года, он уже вышел из «пилотной» стадии. Сейчас у нас порядка 10 тыс. клиентов. Системы, подобные 1С, обслуживают большую нишу — это крупные и средние игроки. Мелкие же предприниматели, которых в России 2 млн, не могут себе позволить такое ПО. Поэтому я поверила в эту идею, моя задача была выстроить розничную технологию.
 
Кажется, у нас в стране все хотят работать с чем-то большим и важным. А два проекта, о которых вы рассказали, ориентированы как раз на что-то противоположное. 
— Есть федеральный проект, о котором я хочу рассказать. Но к вопросу, с чем мне работать интересно… Мне интересно там, где есть реальная проблема, и ее нужно решать. Тогда бизнес-модель будет не надуманной.  
 
Вам кажется, у нас в стране много надуманных бизнес-моделей?
— В России вообще много убыточных бизнесов. Особенно крупных. Как раз культура предпринимательства и рыночной экономики позволяет бизнесам двигать самих себя. Плохие отпадают, хорошие развиваются. В больших же проектах, особенно государственных, порой нет ни движения, ни развития, но они все равно существуют. 
Фундаментом же для бизнеса должны становиться реальные, не надуманные потребности. Третий проект, которым я сейчас занимаюсь, базируется как раз на этом. Он называется «Заодно» — это розничная сеть, которая продает товары по фиксированной цене. 25% товаров — это еда, 75% — non-food. Мои партнеры, как раз те, с кем мы учились в «Сколково». Я занимаю позицию операционного директора. 
 
Почему этот проект показался интересным?
— Это свободная ниша. Если посмотреть на американский рынок, там по такой модели успешно развивается около 10-15 сетей. В России до нас была только одна подобная сеть. Нам кажется, что для второй, третьей хорошей сети на рынке еще есть место. Прежде чем запустить проект, долго изучали эту бизнес-модель в Лос-Анджелесе на примере сети 99 Cents Only. У нас уже 22 магазина. Начали с Московской области, далее пойдем в регионы Центрального федерального округа. В планах на следующий год — 100 магазинов. Всего их будет 750. Проект мне особенно нравится тем, что он для небогатых людей. В России формат дискаунтера еще не развит. Но это очень хорошая идея: как только ты начинаешь поставлять товар под потребность, делать процесс логистики и операции в магазинах хорошо, покупатели отвечают тебе — возвращаются в твою сеть и начинают покупать еще больше.
 
«У меня было большое эго». Анжела Рябова о том, как за 10 лет изменилась она и ее бизнес 2
Июнь 2007 г. - Анжела Рябова на обложке "Делового квартала"
 
Когда собираетесь заходить в Красноярск и край?
— Может быть, года через два, не раньше. Этот бизнес пока делает первые шаги. 
 
Но тем, что получается, довольны? Западная модель на российской почве прижилась?
— Тем, как идет процесс, довольны, но еще очень много предстоит сделать. Да, модель приживается. Я вообще убеждена, что любая успешная модель может быть локализована. Какие-то нюансы, допустим, площадь или ассортимент магазинов — потому что люди по-другому потребляют — можно изменить. Но если эта бизнес-модель успешна на Западе, значит, она будет работать и в России. 
 
Вы несколько раз употребили фразы вроде «увидели на Западе», «научились там-то». В одном из интервью, которое вы давали «ДК» несколько лет назад, у вас была принципиальная позиция, что даже очень успешные шаги конкурентов нельзя копировать. 
— У меня просто было большое эго. Сегодняшняя я считаю, что нужно учиться у всех, кого ты встречаешь на жизненном пути: у конкурентов, сотрудников, обычных людей. Сейчас я совершенно по-другому смотрю на мир. Мне кажется, когда я давала то интервью, я больше была материальна, а сейчас оцениваю вещи и с духовной стороны тоже. 
 
Из архивов «ДК»: 
«Я внимательно изучала действия основных конкурентов, понимала, на что они делают ставки, в чем их сильные стороны, и никогда не повторяла их удачные ходы. Я уверена, что выдержать конкуренцию может тот, кто не копирует чужую стратегию, даже самую удачную». «ДК», 2009 г. 
 
Много людей из тех, с кем вы начинали бизнес в 2000-х, остались с вами сейчас?
— Довольно много, фактически никто не ушел. Проект в Красноярске курирует мой  партнер Елена Белоногова, мы встретились с ней в 2004 г. Тогда я была предпринимателем-интегратором, каждое утро приходила с новыми идеями. Елена — у нее совершенно другой профиль, она администратор и очень хороший реализатор. У нас получился классный управленческий микс, классная команда. По сути, что такое классная команда? Это когда тебя дополняют. Если в 2005 г. меня такая картина раздражала: вот бы меня окружали такие же интеграторы, думала я. То сейчас я понимаю: нужно работать с теми, кто не такой, как ты. Они тебя обогащают и дополняют. Да, это требует много терпения, но это счастье — делать что-либо с «другими». В Москве у меня как раз такие партнеры. 
 
Как вы сегодня подбираете команду, например, на новые проекты?
— Фактически мы смотрим на три вещи. Закроет ли человек конкретную задачу, является ли для него это challenge`м — вызовом. И третье — подходим ли мы друг другу по ценностям. Часто бывает, что у людей разные мерила добра, зла и если не договориться на берегу, то потом можно друг друга сильно разочаровать. Джек Уэлч, CEO General Electric, выделял четыре типа тех, с кем ты работаешь. Люди близкие по ценностям и с хорошими профессиональными навыками — с такими людьми я работаю. Люди, которые не обладают ни навыками, ни ценностями — нет смысла даже пытаться работать с ними. Профессиональные, но без ценностей — это, в принципе, отложенное увольнение, потому что рано или поздно вы разойдетесь. И последнее — люди с ценностями, но вообще без профессиональных навыков — таких надо учить. В принципе, это ложится на модель моего поведения сегодня. 
 
«У меня было большое эго». Анжела Рябова о том, как за 10 лет изменилась она и ее бизнес 3
Сегодня Анжела Рябова одновременно развивает несколько проектов 
 
А как вы формулируете для себя ваши ценности?
— Раньше у меня был такой разрыв: в жизни я была одна, с семьей другая, в бизнесе третья. Сейчас я учусь быть собой везде. Первое и главное — это отдавать: вкладывать усилия в ребенка, семью, команду. Все это сторицей возвращается. Например, семья, мои друзья — это очень большая поддержка для меня, несмотря на мою занятость, они всегда рядом. Так же, как команда. Могу с ними не видеться месяц, но когда я приезжаю, мы также хорошо друг друга чувствуем и понимаем. В этом и есть сила. Второе — это созидание. Не нужно делать бессмысленной работы и тратить какие-то ресурсы. В России есть люди, которые созидают, но много тех, кто тратит ресурсы — бюджетные, человеческие. Мне же кажется, что все время нужно давать какую-то ценность — в работе, которую делаешь. И третье: в бизнесе всегда должна быть идея — он должен быть больше, чем только «про деньги». В этом случае дело захватывает людей и бизнес становится глубоким. Интересная именно глубина, а не «сорвем деньги и побежим дальше». 
 
У вас было много удач. А что отнесете к неудачам?
— В основном это связано не с бизнесом, а с личностными вещами — часто я бывала чересчур требовательна и строга. Мало слушала людей — это была неудача, потом научилась их слушать, любить, и все стало абсолютно по-другому. 
 
А бизнес-неудач совсем не было?
— Наверное, это был ресторан. Он был неудачей, потому что это такой бизнес… на кончиках пальцев. В тот момент я уже работала в Москве, оттуда хорошо управлять им было невозможно, я ошиблась с командой, и мне пришлось его продать. Это не стало финансовой потерей — сделка от продажи вернула вложенные средства, но с точки зрения проектов — да, это была неудача. 
 
Из архивов «ДК»:
«По информации «ДК», учредитель компании «Интертелеком» Анжела Рябова диверсифицирует бизнес. В центре Красноярска, на улице Сурикова, «Интертелеком» готовит к запуску ресторан «Грильяж». Как рассказала Анжела Рябова, заведение будет работать в формате стейк-хаус (мясной ресторан)». «ДК», май 2007 г. «Как стало известно «ДК», с мая проект Анжелы Рябовой — стейк-хаус «Грильяж» — перешел в управление холдингу «Юнитмедиа». Сама же Анжела Рябова станет участвовать в управлении в качестве одного из членов совета директоров». «ДК», май 2008 г.
 
К вопросу о том, что было и что стало. Как поменялись ваши горизонты планирования за последние 10 лет?
— Они стали шире. Раньше я мыслила годом-двумя. Сейчас это пять лет. Есть бизнесмены, которые мыслят десятью годами. Это высший пилотаж — планировать глубоко и далеко. Мне пока этому учиться и учиться. 
 
Учитывая, как ускорилось время, неужели можно понять, что будет через пять лет? 
— Как сказал Ицках Адизес, это работа предпринимателя — видеть сквозь туман. Даже когда внешняя среда быстро меняется, нужно успевать адаптироваться. Что-то не получается, случаются ошибки, но как только ты падаешь, нужно вставать и идти дальше. Ни в коем случае не отчаиваться. Нужно пробовать, пробовать, пробовать. Меня поразило, как-то Рубен Варданян рассказывал, что в России девять выпускников из десяти хотят работать в государственной компании. Мне же кажется, что будущее за тем одним из десяти, кто не боится начать свой бизнес. Именно это даст ему потрясающие знания, отличных коллег и партнеров. Только тогда Россия изменится. 
 
Что вы запланировали для себя на ближайшие пять лет?
— Хочу развить те проекты, которые есть сегодня. Еще у меня есть одна мечта… даже не знаю, говорить о ней или нет… Я хочу открыть школу для детей, которые хотят быть менеджерами. Чтобы они учились этому здесь и здесь же внедряли полученные знания. Это сейчас моя самая большая мечта.
Конечно, в России очень много рисков. Разных. Но в целом Россия — это страна возможностей, потому что здесь много свободных ниш. Развитие бизнеса находится на entry-level, ты просто находишь свободную нишу и делаешь. Поэтому мне нравится здесь работать. 
 
Фото в материале: Мария Ананова, архив "ДК". 
Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.