Ветер перемен в продуктовом ритейле

Сегодня экономические реалии заставляют крупные сети не просто менять стратегию развития, но и применять другие бизнес-модели для удержания и привлечения клиентов. В рознице это особенно заметно.

О своих решениях рассказала генеральный директор гастрономов «Красный Яр» Павловская Татьяна Валерьевна.

Как нынешняя нелегкая экономическая ситуация в стране повлияла на ваш бизнес?

- Мы относимся к кризисам как к возможностям изменить, улучшить положение на рынке. Это отличное время, чтобы  увеличить скорость принятия решений, при этом принимая их взвешенно и системно. Время бороться и побеждать, учиться и наращивать компетенции. Меняются предпочтения покупателей, лидеры рынка уступают позиции более гибким и активным компаниям. В целом, идет реструктуризация рынка.

Можно отметить, что экономика сжимается, инфляция, рост цен опережают темпы роста доходов населения, все это негативно сказывается на развитии потребления. Поэтому в конце 2015 года наша компания запустила сеть дискаунтеров «Батон», которая уже насчитывает 15 магазинов в Красноярске, Абакане и Дивногорске. До конца года мы доведем количество до 30, а «Красных Яров» и «Батонов» будет в обще сложности более 100.

Что за мода на дискаунтеры в последнее время? Ведь это, кажется, наоборот, шаг назад в развитии розничной торговли?

- Это достаточно сложная бизнес-модель, обусловленная минимальными затратами на операции в магазине. Несмотря на достаточное число людей, которые не являясь целевой аудиторией, выражают недовольство открытием подобного формата торговли, эта модель показывает активный спрос на базовые продукты питания и товары первой необходимости по лучшим ценам. Что бы ни говорили противники этого формата, в нынешней экономической ситуации дискаунтер «Батон» выполняет очень важную социальную функцию - обеспечивает продуктами питания по самым низким ценам в шаговой доступности. При этом вопросов к сервису, обслуживанию здесь не возникает, т.к. важны только цена и продукт.

Как изменился ассортимент товаров?

- Еще 4-5 лет назад ассортимент гастрономов «Красный Яр» насчитывал 17 тыс. наименований товаров. Сейчас ассортиментная матрица самого большого формата супермаркета - 11 тыс. наименований. Основных причин такого сокращения две. Во-первых, появились запрещенные к ввозу в страну продукты, а значит, они просто исчезли с полок. Во-вторых, при падении доходов существенная доля покупателей упростила свою корзину потребления. Часть ассортимента стала невостребованной покупателем. Мы ее безболезненно сократили как для покупателя, так и для себя.

Также стоит отметить, что сама по себе структура ассортимента гастрономов «Красный Яр» существенно изменилась. Она все больше подстраивается под текущие потребности покупателя, закрывая различные ценовые, вкусовые и поведенческие сегменты. Три года назад мы запустили программу беспрецедентно низких цен на социально-значимые товары. Тогда их было 40. В 2016 году мы расширили этот список до 70, а к ноябрю текущего года доведем до 130-150 позиций. Цель проста - практически в каждой группе товаров у покупателя должна быть возможность приобрести товар по самой низкой цене в городе. Найти эти товары просто - мы выделяем их в магазинах синим ценником «Первая цена».

Как контролируете цены на продукты?

- Во-первых, это постоянный мониторинг рыночных цен других сетей. В отличие от компаний, которые поднимают цены для повышения своей прибыли, мы следим, прежде всего, за доступностью и обоснованностью наших цен для покупателя. Мы пришли к модели «лидерство по цене» в сегменте «магазин у дома/супермаркет». Мы даем своим покупателям одновременно и свободное время, и возможность покупать продукты по низким ценам. Во-вторых, активно расширяем производство продукции под собственными торговыми марками, такими как «Село Маслобоево», «Простой выбор», «Ярское мясо», «Рост». В-третьих, объединяемся для совместного закупа с российскими сетями из других регионов. Так гастрономы «Красный Яр» и супермаркеты «Слата» (Иркутск) провели совместную переговорную кампанию со всеми имеющимися и новыми поставщиками. В августе 2016 года мы закончили переговоры, согласовали и подписали новые контракты и начали работать. Целью переговорной кампании являлось улучшение входных цен на поставляемые в нашу сеть товары. И этого удалось достичь, что сразу отразилось в ассортименте и ценах в наших гастрономах. Около 70% ассортимента товаров, в том числе и лидеров продаж, имеют цену ниже, чем в любых других супермаркетах города.

Как-то это не подкрепляет мнения, что«Красный Яр» - это дорогой магазин.

- Да, так было, но уже третий год мы придерживаемся выбранной стратегии и уверенно ей следуем. Наша цель «лидерство по цене в сегменте магазинов у дома» и можно сказать, что, по результатам постоянного мониторинга цен в 2016 году, мы ее достигли. Впереди очень сложная задача - удержать это лидерство.

Ветер перемен в продуктовом ритейле 1

Какие акции, скидки доступны покупателям?

- В результате переговорной кампании нам удалось согласовать с поставщиками расширенный промо-календарь для наших покупателей. Видов промо будет еще больше, акции еще интереснее. Мы считаем, что доля промо в 40% товарооборота – это тот уровень, который не только приемлем, но и необходим, т.е. практически половина товаров в средней корзине покупателя приобретены по акции. По большому счету, уже сейчас сложно в Красноярске найти большее разнообразие акций и выгодных предложений. Например, недавно мы запустили дополнительное печатное издание «Сезонный каталог», в котором предлагаются низкие цены на 100 актуальных сезонных товаров. Нельзя забывать и о наших постоянных покупателях, которые активно пользуются картами «Премия». Специально для них в течение месяца действуют специальные цены на более чем 500 товаров. И каждый месяц ассортимент этих товаров обновляется, что позволяет не только экономить, но и разнообразить свои продуктовые корзины. Эти товары выделяются особым ценником «С Премией дешевле!». А в октябре-ноябре 2016 года 19-летие нашей компании мы отмечаем масштабной акцией с розыгрышем ценных призов и подарков нашим покупателям.

Как доносите до покупателя всю информацию?

- Основной инструмент, который был очень тепло принят нашими покупателями – еженедельная листовка. Ее ждут, берут, с ее помощью планируют семейный бюджет. Лучше общаться напрямую с покупателями. Это позволяет нам понять их желания и потребности. Более традиционным каналом являются фасады наших гастрономов и наружная реклама. На них мы выносим самые прорывные по цене предложения.

Социальные сети - это важнейший элемент социальной среды. Наша группа «Вконтакте» насчитывает более 60 тысяч подписчиков - отличный инструмент обратной связи и оперативных реакций. С начала года мы решили около 700 конфликтных ситуаций. Принимали самые радикальные решения, вплоть до увольнения сотрудников, нарушивших стандарты компании. Мы способны признавать свои ошибки и компенсировать потери покупателей бонусами на карту «Премия». Благодаря такому общению мы можем эффективно повышать качество обслуживания в наших гастрономах, улучшать стандарты компании, учитывать настроения покупателей, а также оценивать эффективность тех или иных предложений.

Какие планы на будущее?

- Стать компанией № 1 по количеству магазинов в Красноярском крае и Хакасии, при этом общее количество должно достигнуть цифры не менее 200 магазинов. Кроме того, продолжим выстраивать эффективный бизнес, направленный, в первую очередь, на удовлетворение потребностей покупателей в качественном продукте по низкой цене.

Самое читаемое
  • Потребительский спрос впервые за 30 лет упал так низко — глава DNS GroupПотребительский спрос впервые за 30 лет упал так низко — глава DNS Group
  • Владилен Фуфаров: «Екатеринбург привыкает к транспортным коллапсам. И это ненормально»Владилен Фуфаров: «Екатеринбург привыкает к транспортным коллапсам. И это ненормально»
  • «Сбер» сократит порядка 5 тыс. штатных ставок до конца 2025 г.«Сбер» сократит порядка 5 тыс. штатных ставок до конца 2025 г.
  • Власти успокаивают екатеринбуржцев: строительство развязки у Калины продолжаетсяВласти успокаивают екатеринбуржцев: строительство развязки у Калины продолжается
  • Водоканал и взятки: в Свердловской области огласили два громких приговора в сфере ЖКХВодоканал и взятки: в Свердловской области огласили два громких приговора в сфере ЖКХ
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.