Винная парта: опыт первой винной школы для непрофессионалов в Красноярске
Винная школа Amovino готовит упаковку для франшизы. DK.RU выяснял, чем интересен и уникален красноярский формат.
«Странная затея, которая закроется через полгода», — так говорили скептики про открывшуюся в 2012 года в Красноярске винную школу «Амовино». Однако «затее» Масима Букасова и Ольги Ищенко пошел уже пятый год.
Тем не менее, этот бизнес начинался как увлечение и желание делиться своими знаниями и впечатлениями о вине с другими людьми. Вспоминая первые шаги винной школы, получившей недавно звучное имя Amovuno, Ольга Ищенко рассказывает, что вначале была встреча:
— Мы познакомились с Максимом Букасовым в небольшом винном магазине, в котором я работала, продвигая марку одного испанского вина. Мы оба были увлечены вином, его историей, его прошлым и настоящим и были переполнены желанием делиться своими знаниями и получать новые. Это была встреча двух энтузиастов. Довольно быстро мы запустили новый общий проект — винную школу для непрофессионалов.
На пустом рынке
Формат, который решили запустить два энтузиаста, не имел аналогов в Красноярске. Более того, как выяснилось, в России винных школ для непрофессионалов в таком формате не было и нет. Однако, по словам Максима Букасова, пустующая ниша скорее осложняла развитие нового бизнеса.
— Когда мы открыли винную школу, рынка в этой сфере в Красноярске не существовало. Люди не слышали в принципе хотя бы о какой-то винной школе. И не понимали, что это такое. Допустим, в городе существует несколько подобных проектов. Каждый из них вкладывается в рекламу, все больше людей узнает, что это за школы, для кого они предназначены, что в них ценного, интересного. Формируется рынок. В ту пору самой распространенной реакцией на приглашение в нашу школу была следующая реплика: «Зачем это мне? Я не собираюсь быть сомелье». Правда, потом, в более доверительной беседе, выяснялось, что человек отдает предпочтение вину, но не разбирается в нем, чувствует себя в винном магазине неуверенно, плохо понимая, что покупать и для какого случая. Еще сложнее во время путешествий, где выбор в разы больше.
Пробуй и познавай — девиз винной школы
Тем не менее первые две группы удалось набрать довольно быстро. Познакомившись с первыми учениками, Ольга и Максим сразу поняли: эта работа и этот бизнес станут чем-то особенным. Организаторы винной школы отмечают, что психологический портрет типичного слушателя Amovino сложился сразу и практически не менялся за последующие годы. Ольга Ищенко признается, что первое время больше всего ее вдохновляла обратная связь от слушателей школы:
— К нам приходят очень интересные люди. Возраст от 25 и выше. Все они достаточно успешны в своем деле. При этом открыты новым знаниям, готовы обучаться, приобретать новые навыки и компетенции. Они ведут активный образ жизни, много путешествуют. Они хотят, чтобы каждая минута их жизни была прожита осознанно, ярко, интересно.
От носа до саблирования
Первые занятия состоялись в небольшом винном магазине, по вечерам. С самого начала организаторы винной школы серьезно подошли к разработке специальной базовой программы обучения. Это авторская, эксклюзивная программа, где энология (наука о вине) органично вплетена в исторический и культурный контекст. А пропорции теории и практики удачно сбалансированы.
Оказывается, нос мы тренируем меньше всего
Базовый курс начинается открывающим занятием — введением в тему вина. Затем идут занятия, посвященные странам Старого Света — Франции, Испании, Италии, Германии и Австрии. Не менее интересен блок, посвященный винам Нового Света — африканским, австралийским, аргентинским, чилийским, калифорнийским, новозеландским. Далее следует погружение в натурально сладкие, крепленые и игристые вина.
Каждое занятие начинается с тренировки носа — именно этот орган мы развиваем меньше всего в обычной жизни. Для того чтобы услышать вино, нужно пробудить обоняние с помощью специального «тренажера» — набора ароматов, присутствующих в различных винах: от цитрусовых нот, до копченого дыма.
Женщины порой саблируют успешнее мужчин
Заканчивается серия базовых занятий саблированием. Обычай открывать шампанское саблей называется «le sabrage» и под силу не только легендарным гусарам, но и каждому, кто захочет освоить эту традицию.
Максим Букасов уверяет, что женщины саблируют лучше мужчин:
— Мужчины порой уверены, что саблирование — это, скорее, лихость, нежели навык, и не всегда внимательно слушают теоретическую часть. Женщины, напротив, очень чутки к деталям технологии, поэтому удачно саблируют с первого раза.
Базовый курс длится 30 часов. За четыре года выпускниками Amovino стали 250 человек. И теперь они являются членами Винного клуба друзей. Встречи клуба проходят раз в неделю. Все они тематические. Три из них были посвящены российским винам, которые, по словам экспертов, переживают период возрождения.
Благородные крепкие напитки и даже крафтовое пиво также попадали в ареал интересов клуба. Особой популярностью пользуются занятия, объединяющие вино и еду. Например, знакомство с игристыми напитками проходят в устричном ресторане, а дегустацию красных вин украшают сыры и мясные деликатесы. Популярный формат встреч — гастрономический ужин, идеальный ужин, где соблюдаются правила подачи, а вино и закуски соответствуют друг другу.
Хитом Amovino является еженедельный дегустационный мастер-класс «Что нужно знать о вине каждому». Это разовое занятие, представляющее собой знакомство с миром вина. Безусловно, знатоком после нескольких часов не станешь, но многие проблемы отношения с вином разрешишь. За пять лет, включая разовые занятия, в школе Amovino побывало около 2500 красноярцев. И количество желающих «пробовать и познавать» — таков девиз винной школы — растет.
Пошли в B2B
Организаторы Amovino никогда не продвигали свой бизнес с помощью масштабных рекламных кампаний. Ольга Ищенко вспоминает, что вначале весть об открывшейся винной школе передавалась из уст в уста.
— Наши гости делились впечатлением с друзьями, приглашали их на занятия. Практически сразу популярностью стали пользоваться подарочные сертификаты как на базовые курсы, так и на разовые тематические занятия. Также мы продвигали наш проект в соцсетях и активно участвовали в городских эвентах.
Идеальный обед — это правильная подача и сочетание вин и закусок
В 2013 году винная школа Amovino отметила новоселье, обосновавшись в ТРЦ «Комсомолл». Помимо собственно винной школы, проект начал развиваться в других направлениях. Второй важной составляющей бизнеса стала дистрибьюторская работа — продажа фирменных винных шкафов и различных винных аксессуаров и гаджетов. На этом организаторы Amovino не остановились и начали осваивать формат B2B.
Сегодня выездные дегустации и мастер-классы востребованы в качестве элементов корпоративного досуга, органично дополняют различные клиентские мероприятия. К Amovino обращаются и профессионалы — здесь учатся официанты, сомелье, бармены, собственники винных бутиков, ресторанов и отелей. Максим Букасов отмечает, что культура вина постепенно все больше проникает в жизнь горожан.
Amovino — официальный дистрибьютор винных шкафов и винных аксессуаров
— В Красноярске растет количество винных бутиков. Если еще несколько лет назад у нас были только «Негоциант» и «Декантер», то теперь мы рекомендуем еще как минимум пятерку специализированных магазинов. Открылись винные рестораны. Более того, расширяются карты вин неспециализированных заведений. К слову, в зарубежных ресторанах 50 процентов выручки обеспечивает продажа вин. И человек, который формируют винную карту и предлагает напитки гостям, — ключевая фигура. Например, сомелье в небольших ресторанах США зарабатывает $50-80 тыс. в год. Ведь это человек, который обладает эксклюзивными знаниями.
На пороге франшизы
Узнать о вине все и сразу невозможно. Организаторы Amovino уверены, что узнавать вино можно всю жизнь, постоянно обучаясь, пробуя и совершенствуясь.
Максим Букасов закончил одну из первых профессиональных винных школ в Москве «Ностальжи», а Ольга Ищенко — специализированную столичную школу «Энотрия». Полученные знания постоянно дополняются в путешествиях как за рубежом, так и по красноярским винным бутикам. Своими винными находками школа Amovino делится в постоянной рубрике официального аккаунта в соцсетях «Вино на каждый день».
По мнению Ольги Ищенко, в Красноярске достойный выбор вин:
— Общая экономическая ситуация скорее коснулась самых требовательных ценителей, так как винные магазины переориентировались на более экономичные предложения. Линейка вин на каждый день представлена в нашем городе весьма широко. С каждым годом контроль за продажей алкоголя на государственном уровне ужесточается, и продавать подделку в специализированных местах невозможно. Это позволяет нам выбрать и приобрести качественное вино на каждый день в ценовом диапазоне до тысячи с небольшим рублей. Например, цена достойного российского вина начинается от 400 рублей, зарубежные вина стартуют от 600-700 рублей.
В винную школу приходят успешные люди, открытые новым знаниям
Amovino — независимая школа, выбор экспертов абсолютно не ангажирован. Поскольку здесь не занимаются продажей, продвижением вин или винных бутиков, выбор беспристрастный.
Практически с первых дней работы винной школы Букасову и Ищенко постоянно задают один и тот же вопрос: когда вы откроете свой винный магазин или винный ресторан? Но школа Amovino выбрала другой путь — популяризации знаний о вине и распространения культуры винного потребления. «Кто понимает вино и хочет больше узнать о вине, тот пробует, а не пьет», — такова идеология винной школы. И, похоже, ее можно дополнить словами: «и не продает вино».
Тем не менее эксклюзивный формат Amovino готовится к тиражированию. Команда создает свою франшизу и скоро будет готова выйти с предложением для франчайзи. Создатели красноярской винной школы уже побывали с выездными занятиями в других городах и уверены: у их формата большое будущее.
— Мы учим разбираться в вине и одновременно познаем себя и весь мир, — резюмирует Ольга Ищенко.
Юлия Чанчикова