Владимир Ланде: «Мы приготовили классику по рецепту XXI века»

О том, почему в красноярской филармонии больше возможностей для творчества, чем в музыкальных коллективах США, рассказал DK.RU главный дирижер Красноярского симфонического оркестра Владимир Ланде.

В сентябре начался 64-й творческий сезон Красноярской краевой филармонии. Для дирижера Владимира Ланде — это третий год вместе с Красноярским академическим симфоническим оркестром, руководство которым маэстро предпочел работе с американскими коллективами. За это время оркестр пережил подлинный взлет, представив красноярской публике головокружительные экспериментальные проекты. Безусловно, этот прорыв напрямую связан с Владимиром Ланде и его желанием сделать сибирский коллектив по-настоящему «звездным».

Владимир Ланде: «Мы приготовили классику по рецепту XXI века» 
 1

— С самого начала вы просто ошеломили Красноярск драйвом и желанием экспериментировать. Первоначальный запал еще не прошел?

— Мне кажется, я, напротив, начал очень осторожно. Однако здесь мне посчастливилось найти команду единомышленников. То, что возможно сегодня делать в Красноярской филармонии, пожалуй, невозможно ни в одной другой – за что я благодарен и коллективу симфонического оркестра, и менеджменту государственного учреждения. Все проекты мы реализуем совместно с генеральным директором Юлией Кулаковой, которая является по образованию профессиональным дирижером-хоровиком. Порой бывает сложно переводить язык музыки на язык менеджмента. Но мы с ней говорим на одном языке. Это относится и ко всей команде филармонии. Поэтому моему запалу было сложно угаснуть. Мне бы просто не позволили это сделать.

— Три года назад вы заявили, что оркестр обретет международную известность. Удалось ли претворить желаемое?

— Последние 10 лет оркестр был мало известен не только за рубежом, но и в России. В какой-то степени варился в собственном соку. Сейчас мы прочно вошли в 50 ведущих оркестров мира. А их тысячи.

— Чем это определяется?

— Количеством гастрольных предложений и качеством продюсерских команд, уровнем солистов, с которыми выступает оркестр, российской и зарубежной критикой, тиражами компакт-дисков, которые мы записываем. В 2016 году оркестр побывал на гастролях в Латинской Америке. Мы выступали на лучших площадках четырех стран и получили полные залы и восторженные отзывы. Гастрольные планы нового сезона еще более обширные. Планируем концертировать в Эстонии, Италии и Японии. В Стране восходящего солнца будем представлять Россию в проекте «Русские сезоны». Не менее, а, может быть, и более значимо включение в абонемент Мариинского театра (Санкт-Петербург) и Московской филармонии. В Мариинский театр нас пригласил Валерий Гергиев, выразив желание, чтобы мы сыграли 4-ю симфонию Брамса. В Московской филармонии оркестр исполнит 6-ю симфонию Чайковского — очень ответственно играть на сцене, которая носит имя великого русского композитора. Через два года намечены большие гастроли в США. Нам предстоит сыграть 35 концертов и проехать 50 штатов.

— А запись дисков планируется?

— Оркестр сотрудничает с ведущими мировыми компаниями звукозаписи, такими как NAXOS, Parma, Dellos и другими. Буквально на днях мы закончили запись второго диска для NAXOS. За предыдущий диск, кстати, получили премию германских критиков — второй раз в истории российских и советских симфонических коллективов. В конце этого месяца запланирована запись произведений Энйотта Шнайдера — это очень востребованный в Европе композитор.

Тем не менее, открытие сезона вы начали с «Хакасской рапсодии» петербургского композитора Михаила Крутика. Почему именно это произведение?

Михаил Крутик стал композитором-резидентом оркестра. И это произошло по двум причинам. Во-первых, мы хорошо знакомы и мне довелось работать с Крутиком в Санкт-Петербурге; во-вторых, потому что он пишет потрясающую музыку. «Хакасская рапсодия» объединила два коллектива – симфонический и народный оркестры, создав диффузию народного и академического искусств. Красноярская публика прекрасно приняла его произведение. Вообще сегодня наблюдается интерес к творчеству современных композиторов.

— С чем это связано?

— Я думаю с тем, что композиторы вернулись к мелодии, гармонии, танцевально-песенным ритмам, которые легче и понятнее для нашего аналогового уха. Эксперимент Шёнберга с математическими моделями, атональной музыкой, который продолжился в творчестве множества композиторов XX века, не нашел слушателя. Однако за современной музыкой закрепилось «кредо» сложной для восприятия. Композиторы нашего времени постепенно преодолевают этот стереотип. 

Экстрим и «лист ожидания»

Билеты на новогодний концерт Красноярского академического симфонического оркестра начинают заказывать уже в сентябре. За последние три года не было ни одного концерта в не заполненном целиком зале. Красноярцы слушают классику и с особым интересом следят за экспериментальными проектами симфонического оркестра

— Как вам удалось расширить аудиторию?

— Это комплексная работа, которая неуклонно ведется нашим коллективом. Как говорится, нет пророка в своем отечестве. Когда сибирский оркестр приезжает с успешных зарубежных гастролей, записывает диски, востребованные в других странах, это, безусловно привлекает публику в родной зал.

Сыграли свою роль новые проекты, позволившие взглянуть на академическое искусство по-новому. Это «Экстремальная классика», «Ароматы весны», музыка мирового кино, «METALLICA с симфоническим оркестром», «Ночь в филармонии» и многое другое. Возможно, первоначально кто-то пошел послушать именно «Металлику» и посмотреть на экстремалов, но в процессе открыл для себя звучание симфонического оркестра.

Владимир Ланде: «Мы приготовили классику по рецепту XXI века» 
 2

Мы постоянно ищем точки соприкосновения с аудиторией, находим форматы, которые привлекают, интригуют, притягивают провести вечер в филармонии. Если раньше симфонический оркестр в основном выступал в малом зале, то теперь мы легко заполняем большой зал на 1500 мест. Но самое главное, что нас радует, – это даже не количество, а качество нашей аудитории. Заинтересованность, соучастие в процессе концертной программы — вот что отличает красноярцев. И, конечно же, очень приятно видеть много молодых людей в зале.  

— Публика восприняла ваши эксперименты на ура. А как отнеслись к ним музыканты оркестра?  

— Конечно, мне пришлось убеждать артистов в том, что необходимы перемены. Находить подходы, так же, как мы ищем их к публике. Не все были сразу готовы к новым форматам, это абсолютно понятно и объяснимо. Со временем эти сомнения прошли. Дело в том, что нам удалось органично влить в крутую упаковку XXI века репертуар 400-летней музыкальной традиции. Помимо этого, мы постоянно выступаем вместе с лучшими российскими и зарубежными солистами, что каждый раз позволяет поднимать планку качества. В репертуаре оркестра Бетховен, Моцарт, Гайдн, Бах, Брамс, Чайковский. Рахманинов, Малер, Шостакович, Прокофьев…

— Но и эксперименты продолжатся?

— Обязательно. В этом году вновь состоится проект «Экстремальная классика». Не буду раскрывать все секреты, скажу лишь, что он будет еще более экстремальным и зрелищным.

— Вы уже отобрали произведения? Какая музыка прозвучит?

Я нахожусь в процессе отбора. Сейчас выбираю из 40 вариантов, в итоге останется 15.

Продолжая тему экспериментов, не могу не спросить — музыковеды, ведущие концерты, не обижаются на вас за устные выступления, беседы со зрителями?

— Обижаются и даже говорят мне, что хлеб отбираю. Напрасно, мне кажется. Во-первых, я далеко не на каждом концерте веду беседы. Во-вторых, рассказываю и объясняю совершенно другие вещи. Дело в том, что наш мир стремительно визуализируется. В итоге мы начинаем воспринимать лишь ту информацию, которая передается с помощью картинки. Между тем, информация прекрасно передается звуками. Но современному человеку все труднее ее воспринять. Именно поэтому я обращаю внимание публики на моменты передачи информации в музыкальном произведении. Иначе сложно понять замысел композитора и мой замысел как дирижера. Например, мы исполняем увертюру Бетховена «Эгмонт». Вступительные  аккорды — начался суд. Музыкальная фраза — мольба о помиловании. А вот звуки шагов на эшафот, стаккато — отрубленная голова покатилась с плахи…

— Какие произведения вы бы хотели исполнить, но пока это не получилось?

«Реквием» Верди и «Золушку» Россини. На самом деле «лист ожиданий» намного больше. С одной стороны — он постоянно сокращается, с другой — растет. 

Кто заказывает музыку

Для того, чтобы сезон не просто состоялся, но запомнился и стал качественно новой вехой в развитии творческого коллектива, нужна особая, кропотливая работа над репертуарной политикой. Владимир Ланде уверен, что каждое выступление должно быть лучше предыдущего.

— Из чего складывается репертуарная политика? Кто и по каким критериям «заказывает музыку»?

Прежде всего, репертуарная политика должна быть направлена на постоянное повышение качества исполнения. То есть произведения, которые мы играем, должны усложняться. Безусловно, влияют пожелания менеджеров, которые приглашают нас на гастроли и в проекты, а также солисты, с которыми мы выступаем, приглашенные дирижеры. Но все-таки во главу ставится приоритет развития и повышения качества. 

— С какими звездами выступит оркестр в открывшемся сезоне?

Мы уже открыли сезон вместе с блестящим оперным певцом Василием Ладюком. Он один из лучших, и мы давно хотели с ним поработать. Осенью вновь в Красноярск приезжает Денис Мацуев. На этот раз мы готовим разнообразную программу. В первой части концерта прозвучит русская музыка — увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского и 4-й концерт Рахманинова. Вторая часть — американская. Мы исполним Гершвина — «Американец в Париже» и «Рапсодию в стиле блюз».

Еще один выдающийся музыкант, с которым мы сыграем, – Павел Милюков, скрипач-виртуоз, музыкант с высочайшей энергетикой. Также к нам приезжает еще одна звезда первой величины — пианист Николай Луганский. Нас ждет концерт, посвященный творчеству Рахманинова: Луганский исполнит 2-й концерт, а оркестр – «Симфонические танцы». Программа примечательна своей формой: ведущий телеканала «Культура» Юлиан Макаров будет читать отрывки из писем композитора. Весной состоится Транссибирский Арт-фестиваль Вадима Репина. А в завершение сезона зрители увидят «Экстремальную классику».

— При этом у вас плотный гастрольный график…

— Он мог быть еще более насыщенным, но мы считаем, что должны максимально присутствовать в Красноярске. Например, от некоторых гастролей пришлось отказаться из-за Универсиады. Во время этого события мы должны быть в городе. Это важнее любых гастролей.

Культурная столица

Владимир Ланде — востребованный дирижер, которого ждут в разных точках мира и в самых разных оркестрах. Тем не менее три года назад он принял приглашение губернатора Красноярского края Виктора Толоконского и возглавил сибирский оркестр. 

— Ни разу не пожалели о том, что выбрали сибирскую провинцию?

— Провинция — это там, где ничего не происходит. Красноярск — развитый урбанистический центр, где жизнь кипит. У нас очень насыщенная культурная палитра: только в филармонии работает 15 коллективов. А еще есть театр оперы и балета, великолепные драматические театры, в том числе и в городах края, художественные события, спортивные…Наконец, в Красноярске великолепные рестораторы. Мне есть с чем сравнить – в городе есть собственная, очень качественная и оригинальная кухня.

Владимир Ланде: «Мы приготовили классику по рецепту XXI века» 
 3

— В свое время Павел Федирко пытался превратить Красноярск в культурную столицу Сибири. Как думаете, это удалось по прошествии времени?

В городе создана система подготовки кадров для культуры, концертная инфраструктура, развиваются творческие коллективы. Я думаю, что во-многом эксперимент удался. И мы его стараемся поддерживать. Оркестр плодотворно сотрудничает с молодыми исполнителями. Мы играем со студентами музыкальных училищ и института искусств. Для этого необходимо выделять дополнительные часы на репетиции, и мы это делаем.

Запущен интересный проект с композиторами со всего мира. Он называется «Симфония Сибири» и представляет что-то вроде творческой лаборатории. Мы отбираем интересные произведения композиторов, а затем исполняем их, привлекая к обсуждению публику. Некоторые композиторы, что приняли участие в проекте, вышли на новый уровень и получили серьезные заказы. 

В США нет новаторов

В России принято традиционно жаловаться на остаточное финансирование культуры. В США госбюджет в принципе системно не поддерживает культурные проекты. Владимир Ланде считает, что государству прежде всего выгодно вкладывать в культуру и искусство. 

— Симфонический оркестр в России может существовать без господдержки?

— Не может и не должен. На искусство надо смотреть как на образовательный элемент. Представьте, что все школы перешли на самоокупаемость. Вряд ли мы получим более качественное образование. В искусство нужно вкладывать не меньше, потому что это будущее и, если хотите, безопасность страны. Поверьте, эти вложения окупятся раньше, чем нам кажется. Научно доказано, что люди, которые занимаются искусством, разбираются в нем, обладают способностью лучше понимать причинно-следственные связи, быстрее оценивают ситуацию и принимают единственно верное решение из множества вариантов. У детей, занимающихся музыкой, активнее развиваются нейро связи. В музыке мы существуем сразу в трех временах: думаем о том, что исполняем прямо сейчас, одновременно понимаем, что будем играть через мгновение, и анализируем то, что уже прозвучало. В Китае каждый ребенок занимается на каком-нибудь инструменте. Пусть он не станет потом музыкантом, но получит толчок в развитии. Это уже не говоря о том, что погружение в искусство, классическую музыку дает морально-нравственный эффект. Мне кажется, что сегодня большинство населения сконфужено и обескуражено лавиной информации. Люди оказались не готовыми воспринимать, анализировать и фильтровать. Практически невозможно разобраться – где правда, а где ложь. Границы допустимого с точки зрения морали размываются. В виртуальной реальности разрешено все. Более того, уже не понятно, где заканчивается реальная жизнь и начинается виртуальная. Именно искусство способно противостоять этим пагубным процессам, оставаясь оплотом вечных ценностей.

— Может быть, искусство должны спонсировать частные лица или организации, как это происходит в США?

— Я не считаю, что подобная система финансирования идет на пользу. Например, в США деньги тем же симфоническим оркестрам дают пожилые солидные люди, которые хотят слышать то, что они слышали 50-60 лет назад. Никакого новаторства, никаких экспериментов. Какие-то новые идеи привносят люди, которые были воспитаны в музыкальных традициях других стран, приезжие.

Владимир Ланде: «Мы приготовили классику по рецепту XXI века» 
 4

— Вы считаете, что успех в искусстве в принципе невозможно измерять в деньгах?

— Можно, но это происходит несколько иначе. Например, один доллар, вложенный в спорт, приносит три доллара. И это происходит быстро. Посчитано, что один доллар, вложенный в искусство, приносит десять долларов. Но не так быстро, как в спорте.

А можно на примере нашего симфонического оркестра – как это происходит?

Мы продаем билеты на концерт сегодня. Однако оценить окупаемость концерта только лишь текущими сборами нельзя, потому что сегодняшний концерт продает следующий. И так далее. Что касается воспитательных аспектов, морально-нравственного воздействия, то измерить эти эффекты в деньгах мы не можем. В данном случае легче измерить риски общества, отказавшегося от развития культуры и искусства.

— Дирижер — руководитель оркестра. Какой вы руководитель – жесткий и авторитарный или демократичный? 

— Сложный вопрос. С одной стороны, работа с музыкантами — это улица с двусторонним движением. И моя задача – не подавить творческую инициативу, а напротив – стимулировать креативность каждого.  С другой стороны, работа в оркестре — это ежедневный, изнурительный труд и жесткая дисциплина. Не все к этому готовы. Стараюсь балансировать на грани, не скатываясь в деспотизм, но и не практикуя рискованный плюрализм. Это не просто, ведь в руках у дирижера всего лишь палочка, которая не способна издавать звуков. Я всегда об этом помню.

 

 

 

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.