Все на стартап: как вырастить бизнес из идеи
Красноярску не хватает идей и людей для создания ярких стартапов. Чтобы начать выращивать успешные проекты, городу нужна соответствующая инфраструктура.
Журнал «Деловой квартал» при поддержке бизнес-акселератора «300 стартапов» собрал представителей власти, бизнеса и общественных организаций на дискуссионной площадке в рамках XIV Красноярского городского форума. Тема встречи — стартапы и возможности их роста в Красноярске в условиях цифровой экономики.
Эксперты дискуссионной площадки
Арман Айриян, инвестиционный аналитик ФРИИ (Москва)
Максим Багаев, директор компании «Техномакс»
Юрий Болсуновский, и. о. директора Центра содействия малому и среднему предпринимательству
Александр Граматунов, генеральный директор Агентства развития бизнеса
Антон Исмаилов, генеральный директор компании «КТС»
Алексей Лизунов, руководитель по развитию корпоративного бизнеса Красноярского кластера «ВымпелКом»
Вячеслав Полищук, заместитель главы города Красноярска — руководитель департамента экономической политики и инвестиционного развития
Дмитрий Полуянов, директор по маркетингу ГК «Командор», руководитель проекта «Копилка»
Наталья Потапова, бизнес-лидер «Группы Открытие» в Красноярском крае
Константин Сенченко, предприниматель, депутат горсовета
Артем Соломников, генеральный директор компании «Импринта»
Андрей Шевелев, создатель бизнес-акселератора «300 стартапов», венчурный инвестор
Денис Якунин, руководитель группы привлечения департамента по работе с корпоративными клиентами Красноярского филиала МТС
Трек № 1. Инвестиции и поддержка
Чтобы успеть занять долю на новых рынках в эпоху быстрых перемен, когда буквально за 10–15 лет окружающая действительность может измениться до неузнаваемости, необходимо инвестировать в стартапы. В этом заинтересованы бизнес-акселераторы, зарабатывающие на росте компаний, а также государство, которое получает налоги, рабочие места и полноценных партнеров в реализации частно-государственных проектов.
Деньги может дать любой, а помочь бизнесу вырасти — не каждый», — уверен Андрей Шевелев.
— Инвестиции — это не гранты и не субсидии. Это вложение денег с целью получения прибыли на росте. Если посмотреть, в каких странах в 2011–2015 годах появлялись компании-единороги (стартапы, капитализация которых превысила $1 млрд за пять лет. — Прим. ред.), то мы не увидим ни одного стартапа из России. В основном там Китай и США, потому что в этих странах на несколько порядков больше инвестиций и венчурных инвесторов. Важно получать инвестиции именно с бизнес-экспертизой. Это могут делать, в частности, акселераторы. Там есть компетенции и возможности для проведения большого количества бизнес-экспериментов. Например, компания Amazon, которая входит в пятерку крупнейших компаний мира по капитализации, проводит по 1 330 экспериментов в день. Для сравнения: российская компания Avito имеет 50 направлений, каждое из которых проводит по одному бизнес-эксперименту в неделю. При этом Avito — один из немногих в России долларовых миллиардеров. Если мы хотим вырастить компанию такого уровня, нам нужно создавать условия, чтобы начинающие предприниматели проводили хотя бы по 20 бизнес-экспериментов в день, проверяя большое количество гипотез.
Основная проблема российского венчурного рынка — отсутствие системных венчурных инвесторов, бизнес-ангелов, которые бы работали на самой ранней стадии и тригировали возникновение большего количества стартапов», — считает Арман Айриян.
— Основная причина этого — отсутствие рынка экзитов (выходов), то есть возможностей продать компанию большой компании-стратегу. Нет интереса к стартапам у корпораций. У российских компаний мало возможностей нарастить свою капитализацию и продать бизнес стратегу, который выведет его на качественно другой уровень. В США за 2017 год более 1 500 венчурных компаний-стартапов было продано стратегам. У нас делается в лучшем случае несколько десятков таких сделок в год. Задача ФРИИ — искать и поддерживать интересные проекты, инвестировать в регионы. Фонд имеет представительства в 10 городах России, и около половины нашего инвестиционного портфеля приходится на регионы. В 2017 году в системе ФРИИ зарегистрировалось около 100 стартапов из Красноярска. А за последние два года мы проинвестировали в четыре местные компании, которые с разной степенью успешности продолжают развиваться. Это примерно 2 % от наших инвестиций.
Два процента — это явно недостаточно для потенциала предпринимательства Красноярска», — вступил в дискуссию Вячеслав Полищук.
— В стратегии развития города одно из главных мест отводится поддержке и стимулированию малого и среднего бизнеса. Мы нацелены на повышение эффективности нашего взаимодействия с предпринимателями. Город прирастает на 300–400 компаний в год, идет увеличение финансовых потоков в этой области и ощутимый рост капитализации малых предприятий. Сейчас мы находимся на этапе разработки стратегии социально-экономического развития Красноярска до 2030 года, и нам хотелось бы, чтобы бизнес Красноярска развивался еще более активно. Чтобы было больше компаний в сфере IT, инновационной промышленности, которые бы позволяли предпринимателям зарабатывать, а городу — получать дополнительные доходы в бюджет от успешно реализованных проектов.
Наша задача — помогать предпринимателям выходить на новые рынки», — уверен Александр Граматунов.
— Местный рынок сжат, у нас небольшая численность и плотность населения. Основными заказчиками для наших предпринимателей могут стать крупные корпорации. Правительство края, заявляя о масштабных планах по реализации проекта «Енисейская Сибирь», одной из основных задач видит синергию. В этот проект должен быть вовлечен малый и средний бизнес, чтобы предприниматели получили возможность найти потребителей. Мы должны быть готовы помочь нашему бизнесу и финансово, и организационно. Недавно мы запустили новое направление — центр компетенций по «доращиванию» предпринимателей до уровня компаний, которые могут оказывать услуги крупнейшим корпорациям. Мы знаем проблемы красноярского бизнеса. Если обобщать, то их три: это дешевые деньги для оборотных целей, рынки сбыта и квалифицированные кадры. С частью из них мы помогаем справляться.
Сегодня ни один банк на территории Российской Федерации не выдаст кредит стартапу на этапе идеи», — констатировала факт Наталья Потапова.
— Банки готовы кредитовать предпринимателя только после 12 месяцев его работы на рынке, когда идея уже реализована. Но мы можем выступать не только в плоскости «дам денег — не дам денег», это слишком узкое понимание. Мы готовы помогать начинающему бизнесу экспертизой. Например, банк «Открытие» создал сайт, на котором каждый человек с бизнес-идеей может бесплатно получить необходимые знания. Там собраны кейсы успешных предпринимателей, видеоролики, лекции, вебинары. Также на этом сайте проходит конкурс «Делай бизнес» — это грантовая программа для предпринимателей.
«Если у предпринимателя недостаточно залогового имущества для получения кредита, помочь ему может наш гарантийный фонд», — подключился к разговору Юрий Болсуновский.
— Мы сотрудничаем на постоянной основе с 17 банками. Наш гарантийный фонд может предоставить гарантию банку в размере до 7 млн рублей и не менее 50 % от общей суммы залога. Причем мы сейчас ищем новые подходы при взаимодействии с бизнесом. Готовы работать в онлайн-режиме — через наш сайт, через социальные сети. Мы бесплатно даем консультации, разрабатываем бизнес-планы, бизнес-проекты. Помогаем подготовить материалы для получения различных субсидий.
Трек № 2. Дефицит идей и людей
Чтобы посчитать, сколько классных стартапов рождено в крае, хватит пальцев одной руки. Дефицит идей — главная проблема», — уверен Дмитрий Полуянов.
— Я не знаю, что происходит с молодыми предпринимателями, но количество новых проектов критически мало. Нужно менять сознание молодежи, показывать им их возможности. К сожалению, не каждая компания может запустить у себя внутренний стартап, есть ментальные ограничения. Представьте, сотрудник приходит к собственнику и говорит: «Давайте я на площадке вашей компании создам некую организацию, которая вырастет и не будет вам подконтрольна». Большинство собственников ответит: «Выйди, подумай, как ты это сделаешь, будучи наемным сотрудником, и зайди еще раз». К счастью, в «Командоре» нам удалось реализовать внутренний стартап — программу «Копилка», которая вышла не только за пределы самой компании, но и за пределы региона. Поэтому я призываю собственников бизнеса: если к вам придет сотрудник с идеей внутреннего стартапа, поверьте в нее, помогите реализовать и получите отличные бонусы.
Если у стартапера горят глаза, он реализует свою идею без чьей-либо поддержки», — заявил Артем Соломников.
— Я зашел в тему 3D-печати пять лет назад. Несколько раз пытался взаимодействовать с государством, с различными инкубаторами и акселераторами. Выступал со своим проектом в молодежной бизнес-школе, меня спросили: «Сколько в Красноярске нужно того, что ты предлагаешь?» Я сказал: «Пока мало, но будет расти». Мне ответили: «Вот когда будет расти, тогда и приходи». С 2014 года мы начали производить 3D-принтеры. В первый год продали 10 штук, во второй — уже около 300. Выручка компании превысила 10 млн рублей, но различные фонды продолжали отказывать нам — рынок непонятен. Поддержку оказало только Агентство развития бизнеса, благодаря которому мы пять раз участвовали в международных выставках. На сегодня мы реализовали более 1 200 единиц оборудования. Красноярск занимает только 7 % наших продаж. Мы работаем по всей России, недавно вышли на Европу. Сейчас к поддержке у меня противоречивое отношение. Когда она была нужна, ее не было. А теперь мы можем воспользоваться поддержкой только в маленьких проектах, потому что схемы ее получения достаточно сложные.
Развитию бизнеса мешает нехватка кадров», — назвал еще одну проблему Антон Исмаилов.
— У нас большой отток талантливой молодежи в Москву, в Питер. Мы часто привлекаем на практику в компанию студентов, тратим время на их обучение, а они уезжают со своими знаниями и идеями в столицу, ведь там находится большинство крупнейших технологических компаний. Поэтому сейчас наша стратегия предполагает покупку небольших стартапов и инвестирование в них. Это в основном связано с софтверными решениями. В этом году благодаря Фонду содействия инновациям мы выиграли грант на разработку программного обеспечения для обучения школьников. Это пример того, что развиваться можно и с государством. За 5–6 лет ситуация здесь изменилась кардинально. Сейчас власть города и края заинтересована в том, чтобы местные компании достигали высокого уровня и выходили за пределы региона, реализовывая крупные федеральные проекты.
В борьбе за кадры Красноярск грабит Назарово и Ачинск, Москва грабит Красноярск, а Силиконовая долина грабит Москву», — поддержал беседу Максим Багаев.
— Умение программировать — универсальный язык, и квалифицированные люди часто уезжают за лучшими условиями. Зарплата программиста в Красноярске — около 60 тысяч в месяц, в Москве — около 150 тысяч, а Amazon заплатит 10 тысяч долларов в месяц. Если мы хотим создать среду, где будут рождаться качественные программные продукты, то нужно создавать комфортные условия для работы и увеличивать число потенциальных программистов. Где взять хороших сотрудников? Обучать. Я пошел преподавать в СФУ, но станет ли кто-то из моих студентов успешным стартапером — вряд ли. Их слишком мало. Есть пример создателя курса Маргариты Зобниной, которая преподает в Высшей школе экономики. К ней на поток приходит по 100 человек в год, и только единичные проекты становятся стартапами и получают поддержку фондов. И это — удача. Хотя речь идет об одном из лучших учебных заведений России. Нужно, чтобы таких проектов были десятки, чтобы число профессионалов выросло. Для этого надо вкладываться в обучение программированию еще в школьном возрасте.
Нужно совершенствовать систему дополнительного образования», — согласился Константин Сенченко.
— Проблем на местном, региональном и федеральном уровне много. Но то, что реально можно изменить уже сейчас на уровне Красноярска, — направить бюджетные деньги в школьное образование, в том числе дополнительное. Нужно посмотреть, какие профессии будут востребованы в будущем, и помогать школьникам развиваться в этом направлении.
Средний возраст для успешного стартапера в мире — 38–45 лет», — удивил собравшихся Андрей Шевелев.
— Проблема не в том, что не хватает молодых людей с горящими глазами и не в том, что нет идей. Проблема в том, что эти идеи — не про то, что может стать большим. Тренд № 1 на венчурном рынке — корпорации стали интересоваться стартапами. Если раньше они покупали стартап «на посмотреть» и для пиара, то сейчас это необходимость: не будешь покупать стартапы — не будешь конкурентным.
Работа с молодыми проектами — осознанная необходимость, а не дань моде», — подтвердил слова Андрея Шевелева Денис Якунин.
— МТС — активный стратег на рынке инноваций, только за последний год компания приобрела билетные сервисы Ticketland.ru и «Пономиналу», киберспортивную команду Gambit Esports, сервис по предоставлению бытовых услуг YouDo и другие стартапы. Ключевой инструмент для входа технологических стартапов в компанию — акселератор MTS StartUp Hub. Он работает не с ранними стадиями, а уже с более зрелыми проектами. И одна из целей акселератора — подготовка стартапов к заключению коммерческого контракта с МТС. В этом плане у телеком-компаний большой инвестиционный ресурс. Но пока, к сожалению, участников-победителей из Красноярска в MTS StartUp Hub нет. В следующем году мы открываем новый набор в акселератор, надеюсь, в нем примут участие и красноярские стартапы.
Классический бизнес закончился, и нам надо переходить к инновациям», — обозначил общий тренд для телеком-компаний Алексей Лизунов.
— Фиксированная связь перестала расти, поэтому телекоммуникационные операторы ищут новые возможности для развития. В 2017 «Билайн» создал инновационную лабораторию. Уже сейчас она сотрудничает с акселератором Сбербанка и одним из крупнейших акселераторов США и мира «500 startups». Из стартапов к нам пришли проекты, которые мы используем для партнерской программы в ритейле, а также в проекте по развитию ассистивных технологий.
На последнем хакатоне в Барселоне компания получила приз за разработку приложения с использованием технологии блокчейн. Оно позволяет заказывать лекарства из онлайн-аптеки по рецепту врача с доставкой на дом. Также «Билайн» выпустил инновационный сервис, в котором можно получить онлайн-консультацию врача.
В Красноярске может быть создана территория инноваций, аналогичная центру «Сколково», — сообщил новость Александр Граматунов.
— Министерство экономического развития РФ сейчас отбирает 16 субъектов страны, где будут реализовываться такие проекты. Красноярский край должен в этой конкурентной борьбе победить, ведь у нас есть козырь — Сибирский федеральный университет, а также есть крупные компании, заинтересованные в научных разработках.
Мы готовы помогать созданием инфраструктуры для тематических бизнес-парков», — перешел в плоскость конкретных предложений Андрей Шевелев.
— К нам ежегодно обращается более 400 предпринимателей с разными идеями. Мы сформировали шорт-лист наиболее привлекательных бизнес-направлений. В Красноярске много людей, которые хотят делать проекты на спортивную тему. У нас, как ни странно, много предпринимателей, продающих гидропонное оборудование, мы, как регион, очень продвинуты в технологии всесезонного выращивания овощей. Женщины хотят делать стартапы в области дизайна и производства одежды. Также есть большое количество IT-проектов. Мы в «300 стартапов» готовы участвовать и помогать в создании инфраструктуры для роста бизнесов на условиях частно-государственного партнерства.
Над проектом работали: Елена Машегова,
Наталья Повольнова, Татьяна Шокарева