Хозяин золотой рыбки

досье Дмитрий Чинейкин Дата рождения: 1 сентября 1966 г. Образование: 1973-1983 гг. — средняя школа № 12, г. Красноярск. Карьера: 1983-1984 гг — лаборант, КГУ, биологический факультет.

Дмитрий Чинейкин — единственный красноярский предприниматель, которому удалось построить масштабный и доходный бизнес на торговле экзотическими аквариумными рыбками. Он практически с нуля создал рынок одного игрока, «съев» конкурентов. Похоже, в своем бизнесе Чинейкин сумел поймать золотую рыбку. Рецепт успеха, по его мнению прост: досконально разбираться в своей узкой нише и любить дело, которым занимаешься.

досье
Дмитрий Чинейкин
Дата рождения: 1 сентября 1966 г.
Образование: 1973-1983 гг. — средняя школа № 12, г. Красноярск.
Карьера:
1983-1984 гг — лаборант, КГУ, биологический факультет.
1984-1986 гг — служба в армии.
1986-1994 — частное предпри­нимательство, поставки мелкооптовых партий товаров из Турции, Греции, Польши в коммерческие магазины Красноярска.
С 1995 года — учредитель ООО «Ариола».
Семья: Женат, сыну 5 лет.

Первых меченосцев 6-летнему Дмитрию подарила бабушка. Через пару лет аквариумами была заставлена вся квартира Чинейкиных.
— Начинал с обычных гуппи и меченосцев, затем переключился на экзотические экземпляры, — так обычно отвечает на вопрос о том, как стартовал его бизнес, Дмитрий. Но на самом деле все началось не с рыбок — с покупки-продажи-перепродажи дисков. Три небольшие точки, открытые в 1995 году, давали стабильный доход. В голову Чинейкину не сразу пришла мысль о том, чтобы отказаться от предсказуемых, гарантирующих заработок активов в пользу непредсказуемого живого товара, гарантирующего проблемы:

— В 1998 году Красноярск посетила выставка экзотических животных. Народ туда повалил. Я тоже зашел посмотреть. Вдруг меня осенило: надо открыть выставку рыб, я же знаю о них почти все! Занял у друзей 25 тысяч долларов, заказал в Москве аквариумы, договорился с администрацией Красноярского культурно-исторического музейного комплекса И тут — дефолт! В сентябре вернулся из Москвы, привез редкие экземпляры и совершенно не понимал, что за суета кругом: у меня — уникальные рыбы, а они про какой-то доллар! Тем временем 25 тысяч долларов превратились по факту в совершенно другую сумму. Мы с женой дневали и ночевали в музее: ухаживали за рыбками, принимали посетителей, проводили экскурсии И отдавали долги. За год работы удалось окупить первоначальные вложения. К слову, для того чтобы начать подобный бизнес на серьезном уровне сейчас, потребуется минимум в 10 раз больше средств. Мест­ный рынок изменился, теперь на нем появился я.
В 1999 году Чинейкин перешел к зооритейлу: в первый год о продажах рыбок даже речи не могло быть. Впоследствии параллельно с выставкой начали работать специализированные магазины: в 2003 году открылись «Аквариум» и «Зоомир», в 2006-м — «Аквариум-Центр».

Сегодня ситуация на местном зоорынке такова: в Красноярске действует сеть магазинов Чинейкина, которая, по его оценкам, занимает около 70 процентов рынка торговли зоотоварами, и отдельные лавочки с небольшим штатом и оборотом.
Конкуренты с рынка ушли: 3 года назад закрылся магазин «Акваблюз», затем — «Зоомаркет» на Взлетке. Когда «Акваблюз» освободил арендуемые площади (его владелец отошел от сложного «рыбного» бизнеса), занял их Чинейкин — под «Аквариум». Дорогу покупатели знали, не потребовались даже указатели.

Лучшая реклама — акулы
Чинейкин сразу понял, как поймать потребителя на крючок: в качестве наживки клиенту нужно предложить живых акул и мурен. Выставочные экземпляры редко продаются, они решают совершенно иные задачи.
— Дорогие экземпляры выполняют рекламные функции. Посетители выставок их редко покупают, но потом часто приходят за рыбками — уже в магазины.

И в магазины конкурентов в том числе

— Можно купить аквариум, посадить туда красивых рыб, и они всплывут кверху брюшками через пару недель. В этом бизнесе нужно знать тонкости и предлагать не просто рыбок, а рыбок, которые будут жить долго.
Сначала, чтобы простимулировать покупку редких, сложных в содержании экземпляров, сервис был бесплатным. Дмитрий вечером закрывал выставку и отправлялся к клиентам: чистить аквариумы, давать советы аквариумистам. Сейчас эта услуга платная.
— Компания «взяла» рынок в том числе сервисом. Плюс, конечно, ассортиментом рыбок и предложением только качественных аквариумов. В свое время сам намучался со стеклами, склеенными кустарным способом, теперь уверен: лучше купить хороший фирменный аквариум, чем за смешные деньги приобретать совершенно не приспособленные для содержания рыб емкости. Мне не составит труда снизить цены, — уверяет Дмитрий. — Но смысла в демпинге и экономических войнах не вижу: покупатель и сейчас идет именно в мои магазины.
Рентабельность — плюс-минус рыбка
— Первые посетители выставки о том, чтобы приобрести ската за 300 долларов, даже не думали, — вспоминает Чинейкин. — Но пару лет назад цена перестала пугать. Теперь экзотические обитатели морского дна — ходовой товар. Хотя по-преж­нему самой популярной рыбой остается красный попугай за 500 рублей.

— Насколько рентабельны продажи такого специфического товара?

— Можно говорить о рентабельности продаж аквариумов и оборудования для них. Здесь показатель стабилен — от 20 до 50%. С таким товаром четкие расчеты невозможны. Привезли 10 рыбок, в живых осталась одна. Рентабельность может быть как 100%, так и минус 200. В среднем же она составляет от 30 до 100% — в зависимости от товара. Бывает, посетители придут, посмотрят рыбок и решат открыть небольшую зоолавочку по соседству. Закрываются через пару месяцев: чтобы заниматься этим бизнесом, нужно знать не столько экономику, сколько условия содержания рыб.

Дмитрий нисколько не скромничает, говоря об относительной «неважности» бухгалтерии в своем бизнесе. Так, систему учета живого товара в зоомагазинах компания поставила всего полгода назад:
— Используем программу , каждая из 7 с лишним тысяч рыб фиксируется. Раньше считали товар и деньги «на глазок»: казалось, если хватает на аренду, зарплату, покупку нового оборудования и экзотических экземпляров, значит, все идет нормально. Но полгода назад выяснилось: продавцы «Зоомира» воровали. Когда «несунов» уволили, нам с женой пришлось встать за прилавок — быстро набрать новый штат невозможно. К слову, кадровая проблема — одна из главных: сначала казалось, что в городе нет людей с подходящим образованием, решили принимать на работу без него, учить на рабочем месте Но кадров по-прежнему не хватает ката­строфически.

За прилавком не чувствовали дискомфорта? Мол, несолидно

— Нет, конечно. Я и сейчас периодически «работаю» в торговом зале — показываю менеджерам, как и о чем нужно рассказывать. У нас нет никаких секретов от покупателей, отвечаем на все вопросы, даем подробные консультации. Наша рыбка должна жить долго. Я сам аквариумист, понимаю, каково это — потерять то, о чем так долго мечтал. До сих пор не могу забыть: привезли двухметровую мурену (нашли ее с большим трудом!), как-то утром пришли на выставку, а ее  нет в аквариуме! Она сдвинула крышку, выползла и умерла. Слезы на глаза навернулись. Не потому, что мурена стоила 3 тысячи долларов, — потому что этого чуда не стало.
Спецусловия для спецбизнеса
Бизнес Чинейкина — специфичный. Проблемы — такие же. Кроме традиционных (с персоналом, управлением), существуют нестандартные. Например, с доставкой товара живым. Не так давно Дмитрий заключил прямые контракты с заграничными поставщиками.

— Они предложили более выгодные условия, чем московские компании. Во-первых, цены ниже, во-вторых, возможна компенсация за неликвидный товар. Москвичей не волнует, доехала рыба живой или нет. Если из бангкокской фирмы поступят мертвые мальки, она вернет деньги — репутация дороже. Рыба из-за границы прилетает в лучшем состоянии еще и потому, что некоторые столичные фирмы экономят на передержках, «хранят» рыбу в транспортировочных термосах по несколько суток. Удивительно, но нам начали поступать заказы из Моск­вы — столичным аквариумистам выгоднее покупать рыбу через красноярскую компанию.
Очевидно, и транспортировка «продукта» отличается от стандартной схемы

— Администрация аэропорта пошла нашей фирме навстречу. Раньше термосы с рыбой до того, как поступят на склад, могли оказаться, например, на снегу. Теперь по спецпропускам забираем живой товар с трапа самолета и только потом оформляем документы.
Отдам рыбок в добрые руки
Приобретение Чинейкиным магазина «Зоомир» в 2003-м — не просто расширение бизнеса, а переход от узкой специализации на морских рыбках к построению сети зоомаркетов.

— Сначала у меня были сомнения — концепция магазина принципиально иная, чем у остальных точек. Жена Наталья решила взять направление в свои руки, теперь будем развивать магазины этого формата. Сейчас торговые точки сконцентрированы в центре, в планах — наши зоомаркеты в каждом районе города. Основное же направление развития — морская аквариумистика. Интересный и перспективный рынок: появился спрос на рифовые аквариумы стоимостью около 10 тысяч долларов. Разрабатываем и малобюджетные варианты: небольшие аквариумы по мотивам мультфильма о рыбке Немо обойдутся покупателям в 15-20 тысяч рублей. Наша компания является представителем крупной московской фирмы «Морской аквариум» (лидер на российском рынке), возможно, будем строить сеть магазинов под их брендом. Обязательно будем развивать выставочное направление. Причем в идеале — на собственных площадях. С продлением аренды в ККИМК возможны проблемы, есть вероятность, что выставке придется переезжать.

Сетью невозможно управлять в одиночку. Дмитрий и сам осознает необходимость реструктуризации бизнес-схем делегирования полномочий:


— Пока мне сложно смириться с тем, что решения будут принимать топ-менеджеры. Конечно, то, что я один отвечаю и за закупки, и за рекламу, и за все остальные вопросы, — неправильно. Но отдавать рыб в чужие руки страшно, хотя контролировать все вопросы самому становится просто невозможно, и без менеджеров уже не обойтись.

А дома есть аквариум?


— С одной-единственной рыбкой. Уникальной. Аравана — не просто рыба, а рыба-легенда, которую на Востоке считают членом семьи. Каждая аравана имеет свой идентификационный номер, перемещения каждой по миру отслеживаются. Живут они 20-40 лет, а стоят около 40-60 тысяч долларов.

В офисном аквариуме у Чинейкина плавает красная аравана, в домашнем — золотая. В природе существует еще и фиолетовая. Заполучить ее — мечта Дмитрия.
Больше свежей ​​​информации в TG-кaнaле DK
Самое важное о бизнесе региона в email-рассылкe
А еще нас удобно читать ВКонтакте

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.