«Я могла изображать пчелу, но сейчас мне этого мало»: чему учатся бизнес-леди Красноярска
Чему руководителю надо учиться сейчас, чтобы это пригодилось завтра? Вытеснит ли самообразование систему классических ВУЗов? Нужны ли работодателям люди без университетских дипломов?
Красноярские бизнес-леди на «Женском клубе «ДК» обсудили будущее образования.
Елена Литвинова, региональный директор OCS Distribution, модератор встречи:
- Для начала я попрошу каждую гостью «Женского клуба» рассказать о своем первом образовании. Начну с себя. Преподаватель информатики и математики. Когда я училась в институте, думала, что буду учителем математики. Но не проработала им ни часу. Из того, чему училась тогда, пригождается знание компьютеров и понимание работы с информацией, потому что я работаю в ИТ-сфере. Ну и руководителю важно быть еще и учителем – где-то вот здесь пригодилось.
Дина Локтионова, директор компании «Заграница без границ»:
- Образование у меня педагогическое, иностранные языки, английское отделение. Я достаточно долго проработала преподавателем, в том числе непродолжительное совсем время в государственных школах. В итоге стала развивать направление образования за рубежом. Что мне пригодилось: безусловно, знание иностранных языков, это база и с этим связана вся моя работа и вся моя жизнь. Опыт преподавания, методики – да, но если честно, то, чему нас учили в университете – это процентов 10% от того, что в итоге я приобрела потом. Что касается управленческой деятельности, мое образование мне особо не помогает – только в обучении персонала.
Татьяна Черкашина, директор ювелирных мастерских «Династия»:
- Мое образование – психология. Оно мне помогает в жизни на 90%. Но психологом я не работала.
Татьяна Драко, директор компании Guarana Travel:
- Тоже закончила иняз, только немецкое отделение. Меня, наверное, иняз сделал полностью. Образование пригодилось везде, где я работала – нужно было говорить на немецком, потом на английском, плюс работа в Бангкоке, где я разговаривала только на английском. Что касается методики и педагогики преподавания – она тоже помогает. Нас научили управлять людьми. Человек, закончивший «пед», при условии, что он там действительно учился – умеет это делать. Понятно, что взрослыми управлять сложнее, чем детьми, но навыки есть. А с этого года я выхожу преподавать английский язык в центре «Барабулька», совсем маленьким детям – от 4 до 6 лет. Я всегда хотела быть преподавателем, заниматься наукой. Но был 99-й год, я не хотела жить в общежитии и перебиваться с копейки на копейки, поэтому пришлось пойти в коммерцию.
Юлия Какушина, директор издания «Деловой квартал»:
- Я продолжу плеяду педагогов, я тоже закончила «пед», истфак. Как-то слышала фразу: высшее образование - это то, что осталось, когда все забыто. Мне кажется, в этом смысле знания напрямую не пригождаются, но методы получения этих знаний – безусловно.
Вероника Старикова, региональный директор сети магазинов Л’Этуаль:
- Я сразу хочу сделать комплимент педагогам. Я когда смотрю на анкеты людей, которые приходят на собеседование, если у человека в графе есть «педагог», я рассматриваю его на место заведующего магазином, даже если ему не хватает опыта в рознице. Сама я по образованию бухгалтер-экономист. Польза определенная есть. Легче читать финансовую отчетность, понимаешь бухгалтерский баланс, можешь пообщаться с налоговыми службами, проверяющими госструктурами и адекватно ответить на их вопросы.
Татьяна Ведмеденко, директор компании PRO-движение:
- Мое первое образование – фармацевт. Я закончила техникум. И считаю, это самое лучшее образование, которое я получила, у меня еще один техникум был, два института, но это неважно. Ты мог после техникума прийти в аптеку и начать делать любое лекарство. Сейчас студент приходит – он вообще ничего не умеет, а тут ты отвечаешь за жизнь человека, по сути. Тогда все делали своими руками, было мало готовых лекарственных форм. Этот опыт – как учить практическим навыкам – пример, как надо. И там не бывает «на три». Как можно «на три» сделать мазь? Мне пригождается вот это отношение к делу.
Мария Таткина, директор филиала брокерского дома «Открытие»:
- По первому образованию я психолог. В моей работе мне психология, конечно, помогает, это общение с людьми, в первую очередь с клиентами. Очень важно уметь найти общий язык. И когда мы занимаемся торговлей на фондовом рынке – психология торговли немаловажная часть, от которой зависит успех предприятия.
«Все академические программы – побоку, важно, чтобы ты погрузился в научную атмосферу»
Елена Литвинова:
- Вопрос снова ко всем гостьям женского клуба. Если бы была возможность не думать, как выкроить на образование время – куда бы пошли учиться, на кого, чему? Чего вам не хватает ?
Дина Локтионова:
- Я учусь все время. Как руководителю, мне не хватает экономических знаний, финансовых, управленческих. Но сказать, что есть какое-то место, где я бы хотела получить академическое образование в этой сфере – очень сложно. Возможно, это могла быть программа МВА. Но, я понимаю, насколько этим программы большие, тяжеловесные и серьезные, и предназначены они в большей степени для крупных компаний. В нашем бизнесе не все, что дает МВА, применимо. Скорее всего, для меня ответ на вопрос - нахождение каких-то тренеров, которые дают практическое применение знаний.
Татьяна Черкашина:
- Хотела бы выучить английский, это нужно и в жизни и в работе. Плюс собираюсь пойти на геммологию. Это краткосрочная программа.
Татьяна Драко:
- Если совсем отмотать назад и представить, что мне 17, я бы не пошла на иняз, я бы пошла в мединститут. Это была моя мечта. Если говорить о том, что иняз уже есть, наверное, я бы поступила в аспирантуру и с удовольствием занималась бы наукой. А еще я считаю, что пока ты молодой, учишься в институте или только закончил – очень классно 1-2 года провести за рубежом. Ты становишься абсолютно другим человеком. У тебя расширяются рамки, ты понимаешь, что можно жить по-другому, не в плане того, что мы плохо живем, а просто – азиаты живут вот так, европейцы иначе.
Юлия Какушина:
- Татьяна озвучила мое желание – я бы за рубежом где-нибудь поучилась, поработала, может быть. Именно ради расширения кругозора. Посмотреть в своей отрасли – как это делается у них. А еще бы на флориста поучилась.
Вероника Старикова:
- После института я достаточно быстро стала руководителем. И вот тут мое экономическое образование стало немножко проседать. Я поняла, что мне не хватает умения управлять людьми. Начала ходить на краткосрочные курсы, посещала много тренингов, Тарасова, Фридмана. На какое-то время этого хватало. У меня карьера выстраивалась так, что я стала работать в больших корпорациях. И тут я поняла, что нужны классические варианты – второе высшее или МВА. Остановилась на МВА, поскольку есть определенный международный опыт. И сейчас я получаю это образование. Дальше? Пока не готова сказать. Если рассматривать структуру международного обучения, после МВА есть докторская степень. Можно в этом направлении двигаться. Почему меня привлекла МВА - там есть такие интересные предметы, как конфликтология, организационное поведение – то, чего ты на своем опыте достигаешь, другими людьми уже осознано.
Татьяна Ведмеденко:
- Я бы точно выучила английский. Раньше, когда за границу ездила, как-то могла еще разговаривать, махать руками, изображать пчелу. Но сейчас у меня международные контракты, на меня выходят международные партнеры, они мне звонят, я быстро дочери трубку – на, разговаривай. Дочь спасает. Несколько раз начинала учить – забрасывала. Мне кажется, я на одном месте стою.
Татьяна Драко:
- Надо поехать туда, где не будет русских и где у вас не будет возможности общаться на другом языке. Если вы три недели проживете в Англии и будете вынуждены объясняться только на английском – вы начнете говорить. Походили вы две недели или месяц на курсы - вы разговариваете только с преподавателем и одногруппниками. А встретите на улице иностранца – и не будете готовы психологически с ним пообщаться. Хотя, может быть, вы уже все знаете внутри.
Дина Локтионова:
- Взрослым всегда очень сложно ездить на языковые курсы. Там в основном молодежь, 18-25 лет – основной контингент. Мы сейчас развиваем программу обучение в семье преподавателя. Подбирается дом, семья, но не просто носитель языка, а именно преподаватель. И там вообще русских нет. У нас приехал мужчина, он боялся страшно, упирался руками-ногами: «Я в такое место не поеду, дайте мне группу!». Вернулся – в полном восторге, зашел к нам: «Всех отправляйте только так».
Татьяна Ведмеденко:
- Я бы поехала на достаточно длительную стажировку за рубеж, чтобы понять, какие инструменты они используют. У нас все тренера дают теорию, но за 2-3 дня ты не получишь практику и систему. Но здесь, конечно, знание языка необходимо.
Мария Таткина:
- Посещала бы – и посещаю – тренинги, которые помогают немножко взбодриться, встряхнуть свое мироощущение.
Елена Литвинова:
- Я получила МВА-образование, маркетинговое образование, и за последний год было очень много терзаний, что мне чего-то не хватает. Я не могу уже ходить на очередной тренинг уважаемого мной Тарасова. Мне хочется самой какие-то глубинные вещи понимать. И в этом году я приняла решение, пошла на академическое образование, в магистратуру к Борису Хасану. Две недели я там отучилась. Это потрясающе. То, что делают эти люди – потрясающе. Для них все академические программы – побоку, им важно, чтобы ты погрузился в научную атмосферу. Не вычитывают, допустим, курс всех школ психологии, а дают тебе возможность выбора, в зависимости от научной работы, которую ты будешь делать. У них такая лаборатория, мастерская даже. Они взяли на себя смелость учить магистрантов не в классическом понимании – с понедельника по субботу по три часа. Мы приходим всего три дня в неделю по вечерам. И там совсем другой стиль обучения. Я думаю, любой из вас, если бы нашел таких людей, которые не вдалбливали бы классическое образование, а имели такой свой подход – пошел бы.
Татьяна Ведмеденко:
- Нужно найти того, кто отклонился от системы.
«Сертификация вместо дипломов – это полная утопия»
Елена Литвинова:
- Я недавно нашла статью американского ученого, физика, Митио Каку. У него четыре постулата про будущее образования. 1. Учеба больше не будет строиться на запоминании. Запоминать современному человеку ничего не надо, есть гаджеты и важно быстро находить информацию. 2. На первый план выйдет самообразование, ВУЗы потеряют важность. 3. Дипломы не будут нужны, будут некие центры сертификации, оценивающие реальные знания и умения. 4. Получая способности, нужно делать акцент на том, что пока недоступно роботам – лидерство, творчество, креативность. Учиться нужно именно этому. Что думаете по этому поводу?
Вероника Старикова:
- Самообразование – это, конечно, хорошо. Но порой ты просто не знаешь, в каком направлении тебе нужно двигаться. Ту чувствуешь, что у тебя есть пробел, но не можешь понять, какой предмет или дисциплина может решать данную ситуацию. И на это уходит много времени – на поиски информации, ее просеивание. Самообразование – это очень длительный процесс. А система аттестации, центры сертификации… Тоже есть определенные сомнения, насколько она сможет оценить знания, которые ты получил. Если человек самообразовывался в финансовом менеджменте, например. Как эти знания будут оцениваться, как он сможет их подтвердить? Это несколько утопическая система. Я не считаю, что дипломы ничего не значат. Это все равно база. Если у тебя нет вообще диплома, и ты принес пару сертификатов по выборочным предметам, мне, как работодателю сложно понять – что у тебя за душой. Я за традиционную систему.
Татьяна Ведмеденко:
- Митио Каку в этой статье еще говорил, что ВУЗы учат профессиям прошлого. И когда приходят на предприятие студенты – они уже в прошлом. И инструменты, которые они получили – в прошлом, они не востребованы. Видимо, на Западе это вообще видно. Мы отстаем сильно, но мы быстро двигаемся. В плане дипломов согласна, они вообще не нужны. Я, например, хочу учиться у Алана Пиза. Почему бы мне в век интернет-технологий не послушать онлайн его уроки? Да, все это, в принципе, доступно и сейчас. Но есть проблема мотивации. Много хороших онлайн-программ, но студенты не привыкли учиться самостоятельно. Где-то поленишься, где-то не откроешь… Проблема – как мотивировать себя. Если кто-то найдет способ мотивировать человека учиться удаленно и онлайн – это будет прогресс.
Елена Литвинова:
- По текущей статистике американских ВУЗов, где есть трехмесячные курсы самообучения, у них процент заканчивающих, знаете какой? Меньше одного процента! Поразительная статистика, и в России она примерно такая же.
Вероника Старикова:
- Поэтому я и выступила в качестве противника такой системы. Если будет самообразование, то уровень образованности людей отдается на откуп каждому человеку. И это может повлиять на уровень образования в целом в России.
Дина Локтионова:
- Сертификация – это полная утопия. Я за базовое образование, однозначно, но оно однозначно должно быть другим. Преобразования в этой сфере, которые происходят в России, будут занимать еще лет 10 в лучшем случае. К чему в идеале должно образование вести? Оно должно научить человека мыслить. Как вы Елена, говорили – на вас там не давят, вам позволяют познать все и выбрать то, во что вы хотите углубиться.
Татьяна Драко:
- Я считаю, сейчас в России надо сократить количество высшего образования. Оно нивелировано. У нас слишком много открылось различных институтов, если их можно так назвать. Не нужно всем высшее образование. Дизайнер – зачем ему пять лет учиться? Почему то считается, что ПТУ или техникум – это стыдновато. Вот сидит прекрасный человек, окончивший техникум.
Дина Локтионова:
- В Канаде эта проблема решена лет 50 назад. Были университеты – и ничего больше. Они создали университетские колледжи, где очень хорошее базовое образование, но оно практичное.
Татьяна Ведмеденко:
- Я вообще сейчас не спрашиваю людей, что они окончили. Я задаю им вопросы, которые мне интересны. Что вы умеете делать? Как вы мыслите? А еще, знаете, что важно: когда человек где-то учится и при этом работает – пытается прожить, чего-то поделать - значит, он не сидит на родительской шее, а себя ищет, пробует как-то устроиться. А если он пять лет сидел на дневном отделении – меня это вообще смущает. Тогда, наверное, не ко мне.
Подготовил Алексей Машегов, фото Илья Матушкин