«Я плохой отец – я не считаю разумным оберегать детей от масс-культуры», - Алексей Машегов

В новом выпуске спецпроекта «Отцовские кейсы» главный редактор ДК-Красноярск размышляет о том, почему маленькому мальчику полезно смотреть, как его папа играет в кровавую компьютерную стрелялку.

Алексей Машегов:

- «Баба Света, я хочу тебе показать, как из гробниц враги вылазят». Уже месяц я и мой пятилетний сын рубимся в «Крутого Сэма». Это старинная компьютерная стрелялка, нехитрая, но захватывающая. Я проходил ее 15 лет назад, захотел вспомнить молодость, а Василий заинтересовался. Теперь каждый вечер он заставляет меня запустить «Сэма», ставит себя рядом стульчик, набирает сладостей (как попкорн в кинотеатре) и смотрит, как я крошу инопланетных монстров. «Мочи камикадзе! Включи огнемет!» - сын регулярно дает ценные советы, включаясь в кровавый процесс. Кроме того, его лексикон пополнили Тыквоголовый Кукурбито и Скелет с Клира.

«Ну и что в этом хорошего?» - спросите вы. Мама Василия тоже не понимает, честно говоря.

Был в нашем университете, еще не ставшем сибирским и федеральным, преподаватель математической логики по фамилии Череп. Он любил повторять: «Важно не только получить правильный результат. Но и правильно его получить».

Пожалуй, для матлогики это истинный тезис. А для воспитания детей – ложный, осмелюсь заметить.

Возможно, самое распространенное в родительской практике – когда всё делается, вроде бы, правильно, а результата нет или он совсем не тот, на который рассчитывали. Покупаем ребенку книжки, которые рекомендуют критики, психологи и самые умные ФБ-френды – а он как не хотел читать, так и не хочет. Создаем атмосферу доверия и активного слушания – а чадо сопротивляется, как 300 спартанцев.

Вероятно, где-то в этом выверенном педагогическом процессе допущена ошибка. Поэтому и результата нет. Ведь это так сложно – всё делать правильно! Начитавшись методик, мы зубрим их, как в школе Фета с Тютчевым. Пытаемся следовать советам – и сбиваемся. Активно слушаем, слушаем, слушаем, а на коду выдаем: «Да хватит уже реветь!!!».

Еще мы не всегда сами верим в то, что внедряем. Какая-нибудь «Мириллимба и двадцать семь волшебных пуговиц» кажется нам редкостной фигней, но это же «лучшая детская книга Европы», значит, пусть слушает и не рыпается. А ребенку просто скучно.

Вариант два, тоже преступно частый: неправильным путем идем к неправильному результату. Ну, это классика, тут нет смысла разжевывать. Орём на ребенка – он орёт в ответ. Оставляем его на весь день наедине с телефоном – потом огорчаемся, что он не интересуется ничем за пределами App Store или Play Market.

Третий способ: правильно получать правильный результат. Респект таким родителям.  

Наконец, то, что я стараюсь практиковать со своими детьми. Извлекать пользу из вредного. Делать вещи, которые выглядят не верными или, по крайней мере, спорными – с расчетом на неожиданно позитивный эффект.

Я плохой отец – я не считаю разумным оберегать детей от масс-культуры. Есть родители, которые с рождения загоняют своих отпрысков в гетто. Это исключительно благие намерения: хочется задать высокий стандарт и защитить от вредоносного влияния. Такие дети смотрят только добрые советские мультики, и то лишь те, которые прошли родительскую цензуру. Им недоступны многие игрушки. Танки и пистолеты – это милитаризм, решила мама-пацифист. Барби и Человек-паук – это американское зло, решил папа-патриот.

Подчеркну, такие решения – это право родителей. Я никому ничего не навязываю и не поучаю, упаси Бог. Но если ребенок недополучает информацию и впечатления, представляющие ценность, пусть и сиюминутную, для его сверстников, у него могут возникнуть коммуникативные проблемы. В книге Ника Хорнби «Мой мальчик» отличный пример «паренька из гетто»: мама-хиппи двенадцатилетнего Маркуса снабжала его только той музыкой и фильмами, которые нравились ей самой – артхаус, высоколобый рок шестидесятых. В результате пацан не знал, кто такой Курт Кобейн (действие происходит в 94-м году), был изгоем и объектом насмешек. А мама еще и гордилась этим: зато, сын, ты оригинальная личность, тебе плевать на общественное мнение, у тебя своя дорога.

Бах или Pink Floyd – лучше попсы. Былинные богатыри – важная часть нашей традиции, в отличие от героев Marvel. Развивающая настольная игра – полезнее компьютерного шутера. Без вопросов, это так. Но, мне кажется, ребенку надо давать и то, и другое, и шестое. Вопрос в дозировках и режиме приёма.

Я уж не говорю про сладость запретного плода. С ужасом всегда наблюдаю за активностью запретителей, особенно, дорвавшихся до власти и медиа. То ли они дурачки, то ли засланные казачки. Хочешь заставить ребенка сделать что-то – запрети ему это, без объяснений и с выпученными глазами. Ну как можно этого не понимать?     

Но вернусь к «Сэму». Чем оказалась полезна эта игра? Во-первых, возникла лишняя общая тема, связавшая меня и сына. Есть, о чем поговорить, что вспомнить и что обсудить. «Как мы выбрались из комнаты-давилки» - не слишком достойный и глубокий предмет для обсуждения? Возможно. Но лучше такой, чем «Как дела в садике?» - «Хорошо» - «Что делали?» - «Да ничего» - «Ну ладно, мне отдохнуть надо». 

Тем более, тему можно развить. Это во-вторых. Читал Василию сюжет игры, он, разинув рот слушал, что «о происхождении Ментала первыми узнали пришельцы с планеты Сириус, которые занимались исследовательской деятельностью и путешествовали по галактикам в поисках новых форм жизни». Понимаете же, сколько вопросов сразу прозвучало – про Сириус, галактики и формы жизни? После похода в планетарий Васи спрашивал меньше. Хотя там ему тоже понравилось.

А жестокость, кровища, кишки и мозги, расплескавшиеся в мониторе? С этим как быть? Что делать с иллюзией собственного могущества, которую формируют такие игры? Или вот был кошмарный случай несколько лет назад: подросток сутками играл в стрелялку, а потом убил родителей, когда те забрали у него компьютер.

Я недавно уже об этом писал. Это перевод стрелок. Виноваты не игрушки. Виноваты родители, которые допустили, что вся жизнь их ребенка ушла в пространство Контр-страйка.

А Вася в мясорубке «Крутого Сэма» углядел кое-что действительно важное. В одном из эпизодов герой купается в источнике, смывая свои грехи. «У Сэма много грехов?», - спросил сын. «Конечно, он столько народу убил», - «Но это же злодеи» - «Все равно они живые».

Василия зацепило. Он подумал и на следующий день спросил: «А когда на войне убивали немцев – это грех?». Поговорили и про это тоже.

Потом мне удалось прикончить одного из Боссов – это огромные монстры, их всего 2-3 на всю игру - и я закричал: «Ура!». Вася сказал: «Ура, конечно… Но мне его жалко, папа».

Не, мы не бросили играть в припадке сентиментальности. На войне как на войне, это парню тоже надо понимать.

Но «не убий» и «возлюби врагов своих» сын прочувствовал неплохо. А всё старинная стрелялка, нехитрая, но захватывающая.       

Отцовский кейс #1: Как сохранить хобби с появлением ребенка

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге пройдет «Старый Новый рок»: все билеты на него уже проданыВ Екатеринбурге пройдет «Старый Новый рок»: все билеты на него уже проданы
  • Евгений Шестаков: Чтобы получить новое, нужно начать делать то, чего ты никогда не делалЕвгений Шестаков: Чтобы получить новое, нужно начать делать то, чего ты никогда не делал
  • Зарубежные клиенты купят у России военную технику на $70 млрдЗарубежные клиенты купят у России военную технику на $70 млрд
  • Поездки в Европу станут еще сложнее, зато вырастет доступность УзбекистанаПоездки в Европу станут еще сложнее, зато вырастет доступность Узбекистана
  • МВД хочет изменить правила получения водительских правМВД хочет изменить правила получения водительских прав
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.