Страхование: ковидный след

Финансовый сектор России в период пандемии лихорадило наравне с другими отраслями. И страхование не стало исключением. Однако ему удалось не только удержаться на плаву, но и прилично подрасти.

В погоне за ценами

Страховой рынок России в период пандемии 2020–2021 гг. показал удивительную устойчивость к ковидным воздействиям. По данным Банка России, по итогу прошлого года объем страховых премий, собранных игроками этого рынка по стране, составил 1,5 трлн рублей, а в Красноярском крае — 16 млрд, что на 9,3 % больше, чем годом ранее.
 
Однако радужным его состояние назвать вряд ли можно, ведь вслед за премиями выросли и выплаты. И куда сильнее.
 
Темпы роста страховых выплат в этот период были ощутимо выше, чем темп роста премий. Это связано с увеличением цен на товары, например на запчасти, и услуги. В результате при тех же страховых случаях, что и раньше, людям выплачивались ощутимо большие суммы», — рассказывает независимый страховой эксперт Наталия Шеходанова.
 
Страхование: ковидный след          1
 
 
 
 
 
Наталия Шеходанова, 
независимый страховой эксперт
 
Примером такого развития событий может служить добровольное медицинское страхование. По данным Центробанка, в первом квартале 2021 года в этом сегменте страхового рынка Красноярского края было собрано 584 млн рублей премий, что почти на треть превосходит показатели аналогичного периода прошлого года. А вот размер выплат по полюсам ДМС увеличился вдвое — до 175 млн рублей.
 
Мы связываем такой рост с появлением страховки от риска заражения COVID-19. Она предполагает выплаты в случае обнаружения заболевания, смерти от него, а также включает расходы на тесты, диагностику и реабилитацию», — говорит управляющий красноярским отделением ЦБ Сергей Журавлев.
Страхование: ковидный след          2
 
 
 
 
 
Сергей Журавлев, 
управляющий красноярским отделением ЦБ
 
Наталия Шеходанова частично разделят мнение Журавлева, но уточняет, что, несмотря на высокий спрос у населения, предлагали такие продукты лишь некоторые компании, число которых не превышало 5–6 % от общего количества игроков на страховом рынке.
 
Те, кто успел вовремя выйти с таким предложением, неплохо заработали на старте, — говорит эксперт, — но через год многие либо убрали ковидные программы, либо трансформировали их в сторону страхования рисков осложнений при вакцинировании. Но этот продукт, мне кажется, так и не нашел своего потребителя, и особым спросом не пользуется».
 
Также, по данным ЦБ, существенно выросло страхование от несчастных случаев и болезней и добровольное медицинское страхование: по состоянию на 1 апреля 2021 года прирост по этим видам страхования составил около 30 % в сравнении с первым кварталом 2020-го. Подросло и добровольное страхование жизни: объем премий в этом сегменте за первый квартал этого года увеличился почти на четверть в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
 

Вмененный спрос

Столь существенный рост по этим продуктам аналитики Центробанка связывают с тем, что в период пандемии люди обращали больше внимания на свое здоровье. Однако игроки рынка не до конца разделяют это мнение.
 
Основной спрос на страховые продукты у нас либо вмененный, либо связан с продажами товаров и услуг. Это подтверждают итоги 2020 года: основную долю в структуре портфеля рынка страхования Красноярского края составляет страхование жизни — 27 %, ОСАГО — 25 % и страхование от несчастных случаев — 20 %. На долю добровольных же — КАСКО и ДМС — приходится лишь 11 % и 7 % соответственно», — говорит директор красноярского филиала страховой компании «Согласие» Ольга Алпатова.
 
Страхование: ковидный след          3
 
 
 
 
Ольга Алпатова,
директор красноярского филиала
страховой компании «Согласие»
 
Тут стоит пояснить, что страхование жизни сейчас представлено на рынке тремя продуктами — накопительным, инвестиционным и так называемым добровольным. К первым двум вернемся позже, а вот что касается добровольного, то к нему принято относить и страхование при кредитовании.
 
Драйвером такого страхования в пандемию стала ипотека. Запуск льготной программы побудил людей активно кредитоваться, а страховка в этом случае является обязательной частью», — считает Наталия Шеходанова.
 
Такая же ситуация складывается и в страховании от несчастных случаев. Выделить из всех, покупавших страховки такого типа, тех, кто делал это действительно добровольно, эксперт не берется, но уверена, что доля их невысока и особой динамики не показывает.
 

Такая разная жизнь

Состояние и тенденции банковского сектора обусловили и основные тренды в страховании жизни. На фоне уменьшения ключевой ставки ЦБ и, как следствие, снижения ставок по депозитам произошел рост сегмента накопительного страхования жизни.
 
Во многом это связано с увеличением интереса населения к инвестиционным инструментам с потенциально большей доходностью как к альтернативе традиционным банковским депозитам», — говорит Ольга Алпатова.
 
В итоге, по данным Центробанка, в первом квартале 2021 года взносы по накопительному страхованию жизни по стране выросли на 17 %.
 
А вот инвестиционному страхованию жизни повезло не так сильно. Даже наоборот, объем страховых премий в этом сегменте за первые три месяца года просел на 6 % относительно аналогичного периода 2020-го.
 
Объяснить такое падение интереса к ИСЖ можно тем, что люди стали больше разбираться в сути этого продукта и уже могли оценить невысокую реализованную доходность по завершившимся ранее договорам», — считает Сергей Журавлев.
 

На доброй воле

Разнонаправленно развивался и рынок добровольного медицинского страхования. Дело в том, что общий рост, о котором говорилось выше, был обеспечен отнюдь не увеличением спроса.
 
По итогам 2020 года количество договоров ДМС, заключенных с физическими лицами на рынке Красноярского края, сократилось на 17 %, — рассказывает Алпатова. — Люди либо просто отказывались от классических добровольных медицинских программ, либо покупали их усеченные варианты из-за снижения своих доходов».
 
В первом квартале 2021 года тенденция сохранилась: в целом по сегменту ДМС количество договоров сократилось на 30 % к аналогичному периоду прошлого года. Зато средняя цена такого полиса выросла вдвое и составила 4357 рублей.
 
Эксперты уверены, что при этих ввод-ных рост рынку обеспечивало именно корпоративное добровольное медицинское страхование.
 
Рынок, как в целом по стране, так и у нас в крае, поддержали крупные корпоративные договоры на фоне восстановления экономической активности. Ситуация позволила крупным компаниям увеличить расходы на соцпакеты для сотрудников», — говорит Журавлев.
 
Ольга Алпатова добавляет, что корпоративный сегмент традиционно занимает 80–90 % рынка ДМС.
 
В ближайшие годы это вряд ли изменится. В целом же будущее сегмента ДМС физических лиц напрямую будет зависеть от темпов восстановления экономики и доходов населения», — говорит эксперт.
 

Держите дистанцию

Всеобщая цифровизация, получившая мощный стимул с наступлением пандемии и объявлением локдауна, не обошла стороной и страхование. И дело даже не в том, что компании многие свои процессы перевели в электронный формат. А в том, как трансформировалась продуктовая линейка страховщиков.
 
Цифр, отражающих финансовый масштаб происходящего, найти не удалось, но и Алпатова, и Шеходанова говорят о том, что спрос на страховые продукты с дистанционными медицинскими услугами очень сильно вырос. К примеру, по открытым данным компании ВСК, за последние полтора года количество дистанционных консультаций в ее страховых продуктах выросло более чем 
в 4 раза.
 
Сергей Журавлев уверен, что эта трансформация продолжится и в будущем.
 
В пандемию многие перестроили организацию бизнеса: сотрудники перешли на дистанционную работу, бизнес-процессы ушли в онлайн. Соответственно, значительно выросли киберриски, связанные с использованием Интернета, хранением и обработкой данных, работой с IT-инфраструктурами. Думаю, что этот сегмент страхования в ближайшие годы станет очень перспективным».
 
Евгений Волошинский
 
 
 
Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.