Наталья Сагитова: «Про подбор кадров на дефицитном рынке можно написать энциклопедию»

Что эффективнее для расширения штата: активный найм или удержание персонала? — Наталья Сагитова, директор консалтинговой компании PEOPLE, об изменении привычных HR-стратегий.

Мы никак не можем прирасти, рекрутеры работают на пределе возможностей, а толку нет», — жалуется собственник компании на встрече.

При квалификации запроса спрашиваю: «На каком этапе подбора Вы спотыкаетесь? Не можете найти? Не доходят? Доходят, но не те?». И выясняется, что и доходят, и на работу оформляются даже, но численность не растет. И это «топтание» на одном месте сильно расстраивает собственника.

Давайте посмотрим, что такое прирост численности с позиции HR. Рост численности = количество трудоустроенных — количество уволенных.

Соответственно, рост возможен только в том случае, когда количество трудоустроенных превышает уволившихся. Все логично?

В этой ситуации HR может использовать две стратегии: 1) активного найма, 2) удержания персонала. И (спойлер) лучше использовать обе. Разберемся, что даст каждая из этих стратегий.

Вспоминаем, что сегодняшний рынок кандидатов характеризуется как «остро дефицитный». И про подбор на дефицитном рынке можно написать энциклопедию. Работодатели скупают пакеты публикаций и доступов к контактам, выгребая кандидатов как карьерный экскаватор. При этом рекрутер сегодня — эволюционирующий вид от кадровика к менеджеру по продажам. И далеко не все специалисты проходят эту трансформацию успешно. В итоге кандидаты «заканчиваются», а показатели по закрытию вакансий не выполняются. Рекрутер ищет новые источники привлечения: группы в соцсетях, мессенджеры и т. д., просеивая через свое предложение все бОльшее количество кандидатов. А при этом увольнения продолжаются.

Лишь единицы вспоминают о необходимости реализации второй стратегии — удержания. А зачастую перераспределение бюджета подбора на удержание персонала может дать бОльший эффект в приросте. 

Какие самые очевидные и доступные инструменты удержания может использовать работодатель?

Стратегия 1:
построение системы функций адаптации, обучения и развития с момента ввода сотрудника в компанию (высоко затратная, долгосрочная).

Это о том, что попав в компанию, кандидат получает поддержку на этапе входа в должность, овладение функционалом и адаптации к коллективу. Это индивидуальные планы развития и систематические one-to-one встречи для фиксации прогресса и обсуждения факапов. Эта стратегия требует регулярного мониторинга кадрового рынка по своей кандидатской аудитории. Вы должны быть минимум в медиане по заработной плате — это базовое условие при работе на конкурентном рынке с высоким уровнем требований к персоналу.

Стратегия 2:
разработка кафетерия льгот и бенефитов (среднезатратная, долгосрочная).

Вы, как работодатель, можете предложить сотрудникам условия, которые ему не предложит поставщик услуг. Это и льготные абонементы в спортзал, курсы иностранного языка, доступные путевки, и, например, ипотечные программы по сниженным ставкам. Здесь важно попасть в ожидания сотрудников. Не для всех спортзал — это достаточная мотивация для продолжения работы в компании. И снова: это работает в том случае, когда базовые потребности персонала удовлетворены, пирамиду Маслоу никто не отменял.

Стратегия 3:
повышение уровня заработной платы (среднезатратная, краткосрочная).

«Да это самое очевидное, Наташа!», — скажете Вы. Очевидное. Но не самое затратное, должна сказать. 

Июльский кейс: производственная компания, Красноярск. Единовременная подача 14 заявлений на увольнение рабочих производства. У руководителя два варианта: загрузить менеджера по подбору, передав все вакансии в найм, либо что-то сделать с персоналом. 

Делаем мониторинг, понимаем, что зарплата «увольняющихся» в медиане, но по нижней ее границе. Для вывода дохода сотрудника за предел верхней границы медианы необходимо увеличение дохода на 30 тыс. рублей в месяц. Итого +420 тыс. в месяц к ФОТ. Считаем затраты на найм на ту же численность — это порядка 700 тыс., плюс время простоя и время на повышение эффективности работы новичков. Принимаем решение о повышении ФОТ.

В краткосрочной перспективе, приняв решение о повышении дохода мы выигрываем в битве за удержание. В долгосрочной перспективе эта стратегия становится рискованной, создавая сотрудникам возможности манипуляции.

И это только три примера из возможных. В любом случае, в нынешних реалиях удержание персонала приобретает все большую актуальность, фокусируя внимание работодателя на затратах и призывая менять привычные HR-стратегии.

Больше материалов по теме: #ЭКОНОМИКА #КАРЬЕРА #МНЕНИЯ

Самое читаемое
  • Дмитрий Каменщик пытается остановить национализацию ДомодедовоДмитрий Каменщик пытается остановить национализацию Домодедово
  • В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%
  • Дроны ВСУ впервые атаковали Ижевск, есть погибшие и тяжелораненыеДроны ВСУ впервые атаковали Ижевск, есть погибшие и тяжелораненые
  • Бывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонииБывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонии
  • В «Корпорации СТС» рассказали, где построят мусоросортировочный завод вместо СысертиВ «Корпорации СТС» рассказали, где построят мусоросортировочный завод вместо Сысерти
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.