Крылья, рельсы и баржа: как работают грузоперевозки в Красноярском крае

Крылья, рельсы и баржа: как работают грузоперевозки в Красноярском крае
Иллюстрация: company.rzd.ru

Восточный разворот экономики России ожидаемо привел к перераспределению грузовых потоков. «Деловой квартал» разбирался, что и куда сейчас везут из Красноярского края, через него и внутри региона.

За 2023 в Красноярском крае по воде, воздуху и железной дороге перевезено минимум 53,05 млн тонн грузов, что примерно на уровне того, что было годом ранее. Таким образом, можно сказать, что восточный разворот экономики не причинил вреда грузоперевозкам в регионе. Правда, это касается далеко не всех сегментов.

Восточный локомотив

Наиболее выраженная динамика и, забегая вперед, единственно положительная, в 2023 была отмечена на железной дороге. В общей сложности со станций Красноярского края было отправлено 48,6 млн тонн различных грузов, что на 1,5% больше, чем годом ранее. В целом же погрузка на КрасЖД (обслуживает территории Красноярского края, Хакасии, частично Кемеровской и Иркутской областей) выросла на 2,1% и составила 80,4 млн тонн.

Крылья, рельсы и баржа: как работают грузоперевозки в Красноярском крае 1
На фото: сортировочная станция «Красноярск-Восточный»; Источник: пресс-служба КрасЖД

Наиболее интенсивно росли перевозки именно на восточном направлении. За год их объем увеличился на 10,6%, тогда как западные отгрузки снизились на 4%. Плюс на 2,5% увеличились внутренние перевозки. Также вырос и восточный экспорт, прибавив 18,4% к уровню 2022. Наибольшую динамику роста показал уголь — 20% год к году. В КрасЖД это объясняют тем, что практически все российские угольные компании смогли преодолеть сложности, связанные с поиском судов, расширить альтернативные маршруты экспорта угля в условиях перегрузки Восточного полигона РЖД. В результате с конца 2022 начал расти экспорт через порты северо-западного региона. И эта тенденция сохранялась в течение всего 2023.

Крылья, рельсы и баржа: как работают грузоперевозки в Красноярском крае 2

 

Уголь и в целом является основным драйвером роста перевозок по КрасЖД (+4,9% к 2022). Но также серьезно прибавили в объемах нефтепродукты (+32%) и цветные металлы (+40%), а отгрузки зерна вообще выросли в 4,5 раза. Ключевыми странами — импортерами продукции, перевозимой из регионов обслуживания КрасЖД, в 2023 стали Китай (41% от всего объема экспорта) и Турция (34%)», — рассказали в КрасЖД.

Стратегическим на магистрали считают южный ход Транссиба, линию Междуреченск — Тайшет. Это часть транспортного коридора для транзита российских грузов в Китай и страны Юго-Восточной Азии. На расширение одного из важных участков этой линии (Артышта — Междуреченск — Тайшет) в 2023 было направлено 23,4 млрд рублей. В целом же инвестпрограмма КрасЖД превысила 40 млрд рублей. Одна из главных целей — создать условия для пропуска грузовых тяжеловесных и соединенных поездов от 6 тыс. до 14,2 тыс. тонн, а также сократить интервал попутного следования составов с 20 до 8 минут.

Крылья, рельсы и баржа: как работают грузоперевозки в Красноярском крае 3

 

В сложившейся макроэкономической обстановке, когда основные рынки сбыта продукции ведущих предприятий сосредоточились на востоке страны, Восточный полигон РЖД и в перспективе остается основным приоритетом для компании. Все проекты на КрасЖД реализуются с учетом утвержденных параметров модернизации БАМа и Транссиба, обеспечивающих достижение по итогам 2024 объемов вывоза грузов по Восточному полигону до 180 млн тонн в год», — подчеркнули в КрасЖД.

Северное течение

Вторым по объемам перевозок в Красноярском крае, хоть и с существенным отставанием от железной дороги, стало Енисейское речное пароходство. За 2023 судами компании было перевезено 3,3 млн тонн грузов, что на 10,8% меньше, чем в 2022. Снижение объясняют завершением первого этапа строительства первого этапа «Серной программы» в Норильске, для которого активно возились грузы прошлые годы.

Основной объем грузов ЕРП доставляет на Север. Наибольшая доля приходится на Дудинку, но также крупные партии сейчас следуют дальше — в Енисейский залив, где реализуется проект „Восток Ойл“. Помимо этого доставка ведется и по притокам Енисея», — рассказали в пароходстве.

Крылья, рельсы и баржа: как работают грузоперевозки в Красноярском крае 4
На фото: пристань в Енисейском грузовом районе Красноярского порта; Источник: пресс-служба Енисейского речного пароходства

Главный груз ЕРП — песок (1,1 млн тонн в 2023). Также значительный объем занимают нефтепродукты (свыше 150 тыс. тонн), уголь (117 тыс. тонн) и древесина (278 тыс. тонн). Правда, последней за прошлый год было перевезено на 25% меньше. Причина — сложности со сбытом, которые возникли у экспортеров из-за международных санкций.

Основным «потребителем» грузовых перевозок ЕРП является «Норникель», структурой которого является и само пароходство. В 2023 для него перевезено свыше 2 млн тонн грузов (62% от общего объема). Помимо «Серной программы» по Енисею везли грузы для реновации Норильска и других проектов компании.

В этом году ЕРП планирует нарастить объем грузоперевозок примерно на 6%до 3,5 млн тонн. Это, по словам пароходства, полностью загрузит мощности предприятия.

Увеличение грузооборота — вопрос на перспективу. Такая работа уже ведется. Строятся новые суда: в 2022 мы получили две новые баржи, в 2023 — четыре. Еще четыре пополнят флот компании в этом году. Также мы модернизируем уже имеющийся флот и портовое хозяйство», — отметили в ЕРП.

Разгруженный воздух

Наименьшую долю в грузооборот Красноярского края сегодня вносит авиация. Крупнейший авиаузел региона — аэропорт Красноярск — за 2023 обработал лишь 15,3 тыс тонн грузов. Причем за последние пять лет эта цифра выросла лишь однажды — в 2021, когда прибавила 21,4% к пандемийному 2020.

Снижение грузопотока последних лет в аэропорту связывают с санкциями, которые были введены после событий февраля 2022 и привели к прекращению международного грузового сообщения с дальним зарубежьем.

Основной грузопоток традиционно идет по маршруту Москва — Красноярск — Москва. Также большой объем отправляется на Север в рамках северного завоза и круглогодичного обеспечения продуктами питания и товарами первой необходимости. Так, на столичном направлении в 2023 перевезено почти 6,5 тыс. тонн грузов, в Норильск — 4 тыс. тонн, в Хатангу — 1 тыс.», — рассказали в аэропорту.

Крылья, рельсы и баржа: как работают грузоперевозки в Красноярском крае 5
На фото: грузовой терминал аэропорта Красноярск; Источник: пресс-служба аэропорта Красноярск

Сегодня грузовой потенциал красноярского аэропорта загружен менее чем на 25% (максимально воздушная гавань способна обрабатывать порядка 65 тыс. тонн грузов). Основным фактором, сдерживающим развитие этого направления, считается актуальная геополитическая обстановка.

Сейчас практически весь авиагруз поступает в Россию через московский узел, а почта — через места международного почтового обмена. Поэтому основной приоритетной задачей красноярского аэропорта в части грузовых перевозок является создание и развитие мультимодальных схем доставки грузов из Китая, с точкой входа в Россию через аэропорт Красноярск. И работа в этом направлении ведется», — резюмировали в порту.

Справка ДК:

 
В общем объеме грузоперевозок, упоминавшемся в начале статьи, не учтен автотранспорт, поскольку свежие данные по грузопотоку в этом сегменте выяснить не удалось. Однако, по данным Красноярскстата, за 2022 грузовиками было перевезено порядка 90,6 млн тонн, из которых примерно 33,3 млн — коммерческие грузы. При этом если последний показатель остался на уровне 2021, то первый год к году увеличился на 15,4%. К тому же грузовые автоперевозки — это очень большая тема, и «Деловой квартал» вернется к ней в следующих материалах, посвященных логистике Красноярского края.
 

 

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.