Периферийная экспансия: красноярский «Техномакс» строит производство с рынком на полстраны
Сейчас на рынке, куда планирует зайти компания, работает только один производитель. Да и то в европейской части России.
По данным Росстата, в мае 2024 производством компьютеров, их частей и принадлежностей в России занимались 455 компаний. Большая их часть специализируется на выпуске настольных ПК (системные блоки, моноблоки), а меньшая — ноутбуков. Присоединится к этим игрокам решила и красноярская компания «Техномакс», больше известная красноярцам (и не только) как ИТ-ретейлер.
Как рассказал DK.RU Максим Багаев, один совладельцев компании, корпоративные продажи всегда занимали существенную долю в ее выручке, а внутри них немаловажную роль играли госзакупки. Сегодня же в части того, что проходит по 44-ФЗ (это поставки для госучреждений и организаций с госучастием), правила игры несколько изменились.
«Если в такие торги приходит участник, техника которого состоит в реестре Минпроторга [Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (ПП РФ 878)], то он получает 15-процентное преимущество в цене. А если таких будет хотя бы двое, то контракт разыгрывается сугубо меж ними. А поскольку звено дистрибуторов сегодня все больше выпадает из цепочки поставок, то, чтобы удержаться в ней, нам нужно было переквалифироваться в производителей», — поясняет он.
Заходить на новый для себя рынок в компании планируют через периферию — клавиатуры, мыши и т.п. выбор объясняется незаполненностью этой ниши.
Насколько нам известно, в России сейчас есть только одна компания, выпускающая такую продукцию — это „Бештау“. Но поскольку расположена она в Ростовской области, то и ориентирована в основном на рынок европейской части страны. Восточнее же Урала таких производителей нет. Меж тем объем потребления на этом рынке составляет примерно 2 млн устройств в год», — рассказывает Александр Гроо, директор по проектам «Техномакса».
Первый вариант плана компании состоял в том, чтобы создать в черте Красноярска (или в «шаговой» доступности от него) полноценное собственное производство с термопластами (аппараты для литья деталей из пластика), линиями пайки плат и сборки. Первым вызовом на пути реализации этого плана стал поиск помещения для производства.
Мы долго искали и много что посмотрели. Где-то нас не устраивала логистика, где-то цена. В итоге место нашли — прямо в городе, на 2-й Брянской», — говорит Гроо.
Но тут возникла вторая сложность. Необходимый объем инвестиций в проект составляет примерно 130 млн рублей. За помощью решили обратиться в Фонд развития промышленности Красноярского края. Там заинтересовались и, как говорит Багаев, зарезервировали под этот проект 100 млн рублей (остальное добавит компания). Но процесс затянулся.
«На сегодня нам известно, что до конца февраля 2025 нам должны назначить дату защиты проекта. Но, чтобы подстраховаться, мы стали прорабатывать второй вариант реализации идеи — через аутсорсинг. Дело в том, что в свое время предприниматели края закупили довольно много термопласт-аппаратов, а, чтобы один такой загрузить в режиме 24 на 7, нужны очень большие объемы задач, которых у них сейчас нет», — рассказывает Александр Гроо.
По его словам, в первый год работы нового производства, которым как раз должен стать 2025, оно должно будет выпустить 24 тыс. мышей и клавиатур, а такой объем средний термопласт «отпечатает» за пару дней. И партнеров уже нашли, уверяет Гроо. С силиконовыми элементами то же — задача решена.
А вот с линиями пайки плат вышло сложнее.
Оказалось, что их в Красноярске всего три. Причем, две — на закрытых оборонных предприятиях, на которые нам не зайти. Но мы смогли найти третью — уже у частной компании. Она у них загружена сейчас примерно на 10%, и мы с нашими объемами сможем легко встать на нее», говорит директор по проектам «Техномакса».
Он также отмечает, что у аутсорсинговой модели есть одно важное преимущество — потенциальные партнеры живут на этом рынке не первый год и многие специфические проблемы у них если и не решены, то понятно, как с ними работать. Например, это вопросы кадров, обслуживания линий и т.п. Собирать же конечные устройства планируется прямо на площадях «Техномакса» — рабочие места там уже организуются.
Однако от идеи полноценного производства в компании пока отказываться не планируют. И даже хотят расширить его до изготовления ПК, мониторов и моноблоков, чтобы полностью комплектовать собственным оборудованием так называемые автоматизированные рабочие места (АРМ), которые чаще всего и закупаются госструктурами.
У нас на сегодня есть материнская плата и четыре конфигурации ПК, которые уже внесены в реестр Минпромторга. Скоро запускаем этот процесс для клавиатур и мышей. Моноблоки — чуть позже. Также, возможно, добавятся серверы. Всего, после выхода на проектную мощность, мы планируем в год выпускать 100 тыс. АРМ при цене каждого в 70... 80 тыс. рублей. Рентабельность мы ожидаем на уровне 20%, но, скорее всего, она будет ниже. Однако это все равно существенный вклад в общие доходы компании», — рассказывает Максим Багаев.
Окупить создание производства в «Техномаксе» планируют за 3,5 года. Реальность этих планов в компании иллюстрируют опытом «Бештау», выручка которой (по данным ФНС) только за 2023 выросла год к году на 2 025%, составив по итогу 1,8 млрд рублей, а чистая прибыль — на 1 147% до 105,2 млрд рублей. По 2024 компания данные пока не публикует, но в ее телеграм-канале заявлено, что за год она произвела 325 тыс. устройств, что в три раза больше, чем годом ранее.
По опыту „Бештау“, реальные продажи уже готовой продукции начинаются не ранее, чем через пару лет, но сборку ПК и серверов мы запускаем прямо сейчас. Вообще, начав свое производство, мы нашли настоящий параллельный мир. Тут много компаний, которые умеют разрабатывать и воплощать любые идеи в железе и пластике. Кто-то делает реверс-инжениринг, кто-то льет, гнет, тестирует, делает платы — все эти люди есть в нашем городе, но мы не были знакомы», — говорит Максим Багаев.
В «Техномаксе» признают, что определенные риски для этого бизнеса в будущем всеже могут появиться. В первую очередь это касается элементной базы, которая сегодня вся закупается в Азии.
Если тот же Китай вдруг охладеет к России и закроет поставки, то все это производство можно будет сворачивать. К тому же сейчас сложно предсказать не отменят ли реестровую норму при закупках после того, как санкционной накал спадет, ведь конкурировать в цене с поставщиками продукции из Юго-Восточной Азии мы не сможем», — отмечает Александр Гроо.
Стоит отметить, что объем российского рынка персональных компьютеров по итогу 2024 в натуральном выражении оценивается (точные цифры пока не посчитаны) более чем в 6,77 млн устройств, а в стоимостном — примерно в 335 млрд рублей. Правда, доля собственной продукции на нем едва ли превышает 27%. Однако, по планам Минпромторга РФ, уже к 2030 она должна вырасти до 70%, а еще через пять лет — до 75%. При этом, по оценкам Международной консалтинговой компании IDC (International Data Corporation), в ближайшие пять лет потребительский сегмент ПК будет расти в среднем на 2,7% в год, а коммерческий — на 3,4%.
Читайте также:
Красноярский ИТ-интегратор попал под санкции Минфина США
Американское казначейство добралось и до относительно небольших региональных компаний.
В центре Красноярска откроют ИТ-технопарк от «Сколково»
О намерении создать в городе такой объект весной 2024 говорил губернатор Красноярского края.
Анатолий Фомин: «Двигаясь классическим путем, инновации попадают в „долину смерти“»
Модель работы Стэндфордского университета может прийти в Россию через Красноярск. Все предпосылки для этого есть, считает Анатолий Фомин, основатель ИТ-компании «Фабрика решений».