Наталья Сипетая: Может ли искусство трансформировать территориальный имидж Красноярска?

Как культура и искусство могут превратить регион в магнит для туристов, инвестиций и жителей — в колонке Натальи Сипетой, продюсера арт-проектов в Красноярске, эксклюзивно для DK.RU.
— Близится 400-летие Красноярска, и значит, регион стоит на пороге трансформации своего имиджа. Его промышленная мощь, грандиозная природа и творческая энергия могут стать основой уникального бренда. Но для этого нужны смелость и стратегия, а еще — партнерство власти, бизнеса и художников. Как сказал основатель музея Соломон Гуггенхайм:
Искусство — это не зеркало, а молот, которым можно формировать реальность».
Не секрет, что Красноярск создавался как промышленный город, и такой мощной базой в мире могут похвастать очень немногие. Но уже в 70-х годах прошлого века Павел Федирко, первый секретарь крайкома КПСС, понял: чтобы промышленность работала, надо создавать для людей «точки притяжения». Так в Красноярске была создана культурная инфраструктура: грандиозный по тем временам, первый за Уралом Театр оперы и балета такого масштаба, Красноярский академический симфонический оркестр, целая система художественного образования и даже уникальный, стоящий немыслимых денег рояль «Стейнвей» (пианисты мирового уровня специально приезжали поиграть на этом рояле). И ведь ехали. Выступать и жить.
Помните этот лозунг: «Превратим Сибирь в край высокой культуры»? Я помню.
Так что однажды «эффект Бильбао» (так называют стратегии, когда города переживают значительную трансформацию и экономический скачок за счет появления в них яркого архитектурного или культурного объекта) с нами уже случался.
Красноярск в 70...80-е стал одним из ключевых культурных центров Сибири, а инфраструктура до сих пор остается нашей культурной базой. Но выросли другие поколения, сменился строй и ценности, трансформировался язык. Мы теперь по-другому воспринимаем мир и самих себя в нем. Значит, нам нужны новые смыслы, лучшим проводником которых является культура. Именно поэтому культура и искусство становятся ключевыми инструментами территориального брендинга, трансформируя промышленные центры в культурные мекки.
Красноярский край, с его уникальным наследием и амбициями, может использовать этот опыт. Как? Разберемся на примерах мировых и российских кейсов.
Начну со свеженького — с Саудовской Аравии, чей имидж десятилетиями ассоциировался с нефтью, религиозным туризмом (Мекка и Медина) и даже терроризмом (СА — родина семейства Бен Ладен). Чтобы изменить это, наследный принц Мухаммед ибн Салман объявляет в 2016 реформаторский план развития «Видение `2030». План глобальный: от диверсификации экономики и приватизации до сохранения культурного наследия и развития туризма. Искусство уже стало драйвером новой идентичности и языком, на котором Саудовская Аравия говорит с миром. Невероятные инсталляции в пустыне с мировым наследием Аль-Ула, цитируемые СМИ всего мира; тысячи публичных арт-объектов на улицах Эр-Рияда и Джидды; биеннале исламского искусства; новая архитектура мечетей и даже станция метро от всемерно-известного бюро Zaha Hadid Architects.
Достижение глобальных целей возможно только с привлечением глобальных имен. Поэтому в ключевых проектах используется принцип сочетания мировых экспертов и звезд — для повышения престижа, и локальных талантов для укрепления культурного суверенитета.
Это часть Vision `2030, где искусство становится инструментом «мягкой силы», экономической диверсификации и повышения индекса глобальной конкурентоспособности страны с сохранением национальной идентичности. Есть национальные «нюансы» в реализации стратегии, связанные с культурой невозможности говорить «нет» членам королевской семьи, искажением проводимого видения на разных уровнях реализаторов, но в целом стратегия работает. Мы все сегодня свидетели меняющегося имиджа страны через события, отражающиеся в мировых новостях.
Вывод: даже самые консервативные территории могут перезапустить бренд через смелые культурные проекты.
Вернемся к примеру Бильбао, бывшему депрессивным промышленным городом еще в 90-х. Ровно до тех пор, пока там не был построен филиал нью-йоркского музея Гуггенхайма. Футуристическое здание по проекту Фрэнка Гери изменило не только облик города, но и само его содержание. Теперь Бильбао — это, скорее, город вокруг музея, чем наоборот. Уже в первые три года после открытия музей принес региону инвестиций на 500 млн евро, а небольшой городок Бильбао стал одним из культурных и финансово-промышленных центров Европы.
Лет 15 назад на московской выставке для музейных специалистов Интермузей рассказывали о том, как один Эрмитаж создает значительную часть экономики Петербурга. Филиал одного из главных музеев мира, по примеру Лувра в Абу-Даби, тоже способен стать мощным центром притяжения и для местных, и для приезжих.
Посмотрим теперь на примеры других российских городов — Перми и Нижнего Новгорода.
В 2010-х Пермь пыталась стать «культурной столицей»: музеи современного искусства, фестивали, уличные инсталляции. Но проект столкнулся с сопротивлением местного сообщества.
Культурный брендинг не стал диалогом — его восприняли как навязанную сверху игру. Амбиции не выдержали испытания реальностью. Урок для других городов: вовлекать жителей в создание новых смыслов, а не просто удивлять арт-объектами.
Нижний Новгород — восходящая звезда на карте культурного ландшафта России. Нижний, как и Красноярск, до 90-х был закрытым городом со стабильным оттоком молодежи. Сегодня это пятый по величине и один из самых комфортных для проживания городов России, который привлекает туристов со всего мира. Здесь красота ландшафтов подчеркивает историческое наследие, а современная культура и искусство идеально вписываются в старинные индустриальные объекты типа «Пакгаузов».
Маленький промышленный город-спутник Нижнего — Выксу — теперь называют «центром интеллектуальной металлургии, промышленного туризма и современного искусства». Вот цитата с сайта туристического портала Нижегородской области:
«Выкса сегодня — настоящая сокровищница современного искусства. В парках, на набережных и на фасадах его зданий — более сотни арт-объектов. В микрорайонах, например, можно встретить работы „русского Бэнкси“ Паши 183, Дмитрия Аске, Славы ПТРК, Стаса Багса и многих других видных представителей стрит-арта. Все это появилось здесь благодаря „Выкса-фестивалю“, который каждый год объединяет жителей и гостей города с самыми лучшими современными художниками, архитекторами и композиторами... На стенах заводских цехов расположены огромные работы современных художников. На заводе создали произведения современного искусства такие художники, как Эрик Булатов, Миша Most, Владимир Абих, Артем Стефанов, Алексей Лука. Выкса сегодня — один из центров современного искусства и промышленного туризма во многом благодаря этим знаковым работам».
Нижний — живой пример, как индустриальная эстетика становится частью креативной экономики.
Красноярск, с его промышленной и природной мощью, вполне может создать смелый и современный образ, если переосмыслит свою идентичность, поработает с мифологией и сторителлингом, научится говорить с пользователями современным им языком. Енисей, Столбы, Ергаки и остров Татышева — готовые декорации для site-specific проектов, таких, как биеннале, фестивали искусств и света, музыкальные рейвы.
На мой взгляд, мы слабо эксплуатируем свое историческое наследие в современном контексте. Да и само знание местного исторического контекста.
Кто мы, какая у нас история? Мы — потомки полукочевых племен, перемещеных народов, смелых казаков или ссыльнопоселенцев?
У нас слабая самоидентификация и связь с корневой культурой. Как-то на одной из мировых фотоярмарок в Лондоне группа коллекционеров, узнав, что я из Сибири, дико возбудившись, спрашивали меня:
Сибирь — это тюрьма?
От изумления я даже переспросила, что они имеют в виду. «Тюрьма. Ссылка», — повторила одна леди. И когда я, захлебываясь от эмоций, рассказывала им про нашу великую природу, они тут же решили «взять вагон», чтобы проехаться по Транссибу, и просили меня организовать это путешествие. Пандемия прервала наши планы, но я точно помню ощущение: я не хочу, чтобы меня воспринимали, как человека из края ссыльных. А если уж эксплуатировать тему ссылки, так с акцентом на силу духа и свободолюбие. Так что сторителлинг нам в помощь. И современное искусство как способ передачи смыслов.
Системно эту работу делает Музейный центр «Площадь Мира» через биеннале и выставки, но явно нужен выход за пределы музея. У нас уже есть фестивали «Мир Сибири», «Хворостовский» и «Язык мира», старейшая в стране биеннале и ярмарка современного искусства SCAN, музей Астафьева. Есть статус гастрономической столицы. Все это движения в сторону культурного брендинга, но пока нет целостного образа.
Для меня край — это синтез природы, корневой истории (в том числе древних религий типа тенгрианства), промышленной мощи и современных, способных созидать в жесткой среде людей. Задача — создать эмоциональную связь через визуальные образы, истории и вовлечение локальных сообществ. Важно сочетать амбициозные проекты — например, международные биеннале, с камерными инициативами — скажем, деревенскими фестивалями, чтобы бренд был живым и многослойным.
Важно! Невозможно создать сильный бренд без вовлечения глобальных имен: архитекторов, скульпторов, художников.
Что станет «лицом» бренда? Не Часовня же и не Коммунальный мост. Нужен современный архитектурный символ от автора, привлекающего внимание всего мира. Архитектурное бюро Захи Хадид, Жан Нувель, Ренцо Пьяно — эти имена меняют облик и смысл территорий. Нужна открытость. Международное сотрудничество.
Нам сильно не хватает интеграции искусства в публичные пространства — символы места.
У нас в этом смысле абсолютно пустые набережные и парки — любимые места прогулок горожан. Кстати, при советской власти малые архитектурные формы можно было обнаружить даже во дворах отдаленных районов. Другое дело, что они всегда несли идеологическую нагрузку.
Больше свежих новостей в ТГ-канале ДКЧитайте по теме:
Драмы, балеты или мюзиклы? ТОП самых продаваемых спектаклей театров Красноярска в 2025
В специальном обзоре DK.RU рассказываем, какие спектакли красноярских театров стали самыми популярными в январе...феврале 2025.
Какой будет ярмарка современного искусства SCAN FAIR `2025 в Красноярске: детали от DK.RU
Команда SCAN рассказала «Деловому кварталу», как изменится система отбора работ, какие категории добавят в структуру ярмарки, и ожидают ли организаторы расширения географии авторов.
Советские дивы, черные лебеди, культура Китая: подкасты от предпринимателей Красноярска
Предприниматели Красноярска специально для «Делового квартала» делятся, какие подкасты звучат в их наушниках и почему они выбирают именно их.
Наталья Сипетая: Календарь культурного человека на 2025. В фокусе — Восток
Какие события мирового масштаба точно стоит включить в культурный план года? Страны, даты и названия — в колонке Натальи Сипетой, продюсера арт-событий, для DK.RU.
В Красноярске стартует программа обучения коллекционированию искусства
Сибирский институт креативных индустрий завершает набор резидентов в сообщество коллекционеров.
Город высокой культуры: вручена номинация «Культура: частная инициатива»
Номинация вернулась в пул премии после годового перерыва. За это время она пополнилась не только новыми критериями, но и обширным списком номинантов.