Из Идринского — в мастерские Даши Намдакова и галереи Англии: история Виктора Михайлова

DK.RU говорит с Виктором Михайловым — скульптором, который вырос в красноярском селе Идринское, а сейчас выставляет свои работы в зарубежных галереях и участвует в федеральных ТВ-шоу как спортсмен.
Виктор Михайлов родился и вырос в Идринском — маленьком селе на берегу реки Сыда. Население чуть больше пяти тысяч человек и школа в сибирской глубинке. Затем Красноярский художественный институт, Российская академия художеств и... итальянские мастерские, работа с Даши Намдаковым. Сейчас Виктор живет и создает свои произведения в Англии, к 37 годам он стал членом Союза Художников и Международной ассоциации искусств IAA AIAP Unesco. Его скульптуры экспонируются на российских и международных выставках, представлены в галереях России, Англии и Германии. «Деловой квартал» говорит с Виктором Михайловым о его пути к мировому арт-рынку, как дисциплина влияет на искусство и благодаря чему он сделал своим главным навыком жизни внутренний и внешний баланс.
Как удалось добиться работы в зарубежных мастерских?
— Все началось с поездки на стажировку в Италию. Это был первый опыт работы за границей, и он оказался настоящим открытием. Я попал в среду, где искусство — не просто профессия, а образ жизни, глубокая часть культуры. Мы создавали монументальные объекты со скульптором мирового масштаба, это дало мне толчок для личного и профессионального роста.
Я увидел другой уровень подхода к материалу, идее, исполнению. А вернувшись, уже не мог работать по-старому. Решил активно развивать себя как независимого художника. Мне помогла открытость миру, постоянное обучение и стремление не останавливаться.
Главными элементами успеха стали искренность, трудолюбие и готовность меняться.
Можно ли какой-то период жизни назвать судьбоносным, изменившим не только будущее, но и творчество?
— Такой для меня оказалась именно стажировка в Италии. Это был первый выезд за границу, первая возможность посмотреть на искусство в мировом контексте, поработать над большим проектом с мастерами такого уровня, и я впитывал все. Тогда я понял, что хочу и могу говорить с миром языком скульптуры. Вторым важным этапом стал переезд в Великобританию по визе Global Talent. Это не просто новый адрес — это новая среда, новая аудитория, новые горизонты.
Здесь я начал отливать бронзу в лучших литейных мастерских, участвовать в выставках, работать с галереями и выходить на более высокий уровень как художник. Эти два этапа сильно повлияли на мое мышление, стиль и уверенность в себе.
Как детство и взросление в маленьком районе на периферии откликается в творчестве?
— Я родом из Сибири, из села Идринское в Красноярском крае.
Это место с невероятной природой, где все дышит свободой, тишиной, силой. Детство прошло среди лесов, полей, рек, в постоянном движении — спорт, прогулки, работа по хозяйству, художественная школа. Там, в Сибири, формировался мой взгляд, чувствительность к миру. Оттуда и любовь к животным, такой пластике, эмоциональным образам.
Даже сегодня, переехав в Англию, я часто мысленно возвращаюсь туда — к той природе, к ощущениям. Это в моей скульптуре — в каждой линии, в каждом движении формы.
Что бы вы посоветовали людям из сферы искусства и культуры, которые живут в провинции и мечтают о мировой славе?
— Не бояться мечтать и действовать.
Жить в провинции — не приговор, а точка силы. Главное — не замыкаться в ограничениях. Мир огромен, и сегодня у нас есть возможность подаваться на международные конкурсы, участвовать в онлайн-выставках, заявлять о себе в любом уголке планеты.
Важно развивать свои навыки, искать возможности для реализации задуманного, не бояться пробовать. Все начинается со внутреннего решения: «Я готов». Я сам прошел этот путь и могу сказать точно — все реально, если есть страсть и настойчивость.
В чем сходство и различие арт-рынков Европы и России?
— Оба рынка имеют свои сильные стороны. В России особенно ценится глубина, философия, символизм, традиции. Очень развито понимание классического искусства и уважение к художественным школам. В Европе рынок более системный и международный, здесь больше инструментов для продвижения: ярмарки, галереи, арт-дилеры, активная коммуникация с аудиторией.
Но в Европе меньше внимания уделяется смысловой глубине, больше — стилистике, формату, подаче. Я стараюсь объединять два подхода: эмоциональную силу, с которой вырос в Сибири, и современное представление об искусстве, что вижу здесь, в Англии.
Как достойно зарабатывать, занимаясь искусством сегодня?
— Сейчас зарабатывать на искусстве — целая система. Недостаточно просто создавать хорошие работы.
Нужно уметь их показывать, выстраивать личный бренд, участвовать в выставках, быть активным в соцсетях, взаимодействовать с галереями. Я делаю лимитированные коллекции, сотрудничаю с галереями в разных странах, продаю скульптуры напрямую коллекционерам.
Также у меня был опыт преподавания, и это тоже часть профессии — делиться знаниями. Важно не бояться коммерческой стороны искусства. Это не про «продаться», а про то, что твои идеи нашли отклик и поддержку. Искусство — это труд, и он должен достойно оплачиваться.
Внутренний баланс — это не идеальное спокойствие. Это умение слушать себя, быть честным перед собой. Не бояться чувств, не гнаться за чужими ожиданиями.
Не бояться — это навык, который тренируется.
Читайте по теме:
В объятиях музы: куда сходить в Красноярске 19...25 апреля `2025
«Нансен» и «108+ родителей», вернисажи в Художественном музее и «Площади Мира», закулисная экскурсия по Оперному — главные события недели в афише DK.RU.
Вороны-духи, звери из досок и Даши Намдаков: ТОП5 фотолокаций «Снов Сибири» в Красноярске
Делимся, какие объекты «Снов Сибири» чаще всего встречаются на снимках гостей выставки и что нужно успеть сохранить в своих фотогалереях до закрытия экспозиции.
Центр «Площадь Мира» стал «Музеем года» и пополнит свою коллекцию
Центр «Площадь Мира» стал «Музеем года» по версии Cosmoscow 2025. Ранее такого статуса были удостоены: «Мультимедиа Арт Музей», Государственный Эрмитаж, Музей современного искусства PERMM и «Арсенал».
«Мариинка» в Красноярске: какие спектакли можно увидеть в мае... июне `2025
В город привезут шесть постановок из репертуара Мариинского театра. Показы пройдут в Красноярском театре оперы и балета. Рассказываем, какие спектакли привезли из Санкт-Петербурга в этом году.
Наталья Сипетая: Может ли искусство трансформировать территориальный имидж Красноярска?
Как культура и искусство могут превратить регион в магнит для туристов, инвестиций и жителей — в колонке Натальи Сипетой, продюсера арт-проектов в Красноярске, эксклюзивно для DK.RU.
Какой будет ярмарка современного искусства SCAN FAIR `2025 в Красноярске: детали от DK.RU
Команда SCAN рассказала «Деловому кварталу», как изменится система отбора работ, какие категории добавят в структуру ярмарки, и ожидают ли организаторы расширения географии авторов.