Константин Реук: Команда «навсегда» — это иллюзия, которая вредит бизнесу

Константин Реук: Команда «навсегда» — это иллюзия, которая вредит бизнесу
Иллюстрация: коллаж DK.RU

Константин Реук, гендиректор «КЗЖБИ № 1», о том, почему необходимость трансформировать команду должна стать частью рутины бизнеса.

— За те 11 лет, что я наблюдаю за бизнесом (сначала в качестве рядового сотрудника, а сегодня — в качестве топ-менеджера), понял для себя важную вещь: трансформация команды — это нормальный процесс.

У многих руководителей есть призрачная мечта: создать дрим-тим — идеальный и в первую очередь стабильный коллектив, который будет работать на благо общего дела и полетит, раз за разом покоряя все новые бизнес-вершины.

Реально ли это? При определенных усилиях да.

Действительно ли это нужно бизнесу «навсегда»? А вот это вопрос спорный.

В разное время я был частью очень разных коллективов. Работал в коллективе советского типа с жесткой иерархией, где руководство — это голова, а все остальные — покорные исполнители. Был частью и другой команды, где даже сотрудник-винтик обладал определенными функциями и мог принимать решения.

Но так или иначе, ни в одной из этих компаний не было монолитного коллектива. И менялись они по разным причинам: из-за решения руководителя, личных амбиций сотрудников, жизненных обстоятельств и так далее.

Желание создать такую команду и беззаветно поверить в нее — это частая ошибка многих руководителей. Любой бизнес, даже такой основательный, как производство ЖБИ — всегда про гибкость, гибкость коллектива в том числе. Во-первых, конъюнктура рынка, цели и возможности бизнеса меняются постоянно, а это требует новых компетенций и часто… новых людей.

Во-вторых, элемент идеальной системы может просто выпасть из обоймы. Надо принять тот факт, что необходимость трансформировать команду и делать это не один раз в течение жизни компании — это часть рутины, без которой невозможно построить успешное дело и достигать результатов.

Задача перекроить команду может возникнуть еще и потому, что изменится сам руководитель. На одном этапе он прекрасно справляется с ролью Администратора (по Адизесу), но в какой-то момент бизнес делает разворот и заставляет топа освоить новую роль — Производителя. Очевидно, что в этих новых реалиях топу понадобятся новые люди с соответствующими скиллами.

Нет никаких гарантий, что и эта роль руководителя навсегда. Если дело развивается, на разных его этапах лидеру неизбежно предстоит побыть в различных ипостасях.

И трансформировать команду — под текущие задачи бизнеса и свои текущие приоритеты. Не будет изменений — не будет и развития: и тебя как руководителя, и бизнеса в целом.

Как подбирать людей в команду?
Вот два ключевых для меня правила: 

1. Брать тех, чья сила закроет твои слабости.

Представление о руководителе как о человеке, который должен знать и уметь все, — иллюзия, не имеющая ничего общего с реальностью. Нельзя одновременно быть отличным операционником, стратегом и интегратором. И в том, чтобы осознать и принять это, заключена огромная сила руководителя. Ведь, признав свои слабые стороны, ты четко понимаешь, какие люди должны быть в твоей команде, чтобы ее усилить.

2. Искать единомышленников.

Руководитель и сотрудники должны иметь одинаковое видение конечной цели. Заряженность на результат и схожее представление о нем у топа и команды как минимум сэкономит руководителю кучу времени и энергии (их не придется тратить на то, чтобы вдохновить коллектив на достижение цели). А вот путь к этой цели разные люди могут видеть по-разному. И не факт, что именно руководитель найдет вариант, который будет и короче, и дешевле.

Это одна из причин, почему стоит брать в команду людей, которые сильнее тебя в тех или иных компетенциях. При этом последнее слово всегда остается за руководителем, потому что именно он несет всю ответственность — фактическую, юридическую, финансовую.

Важное правило в работе с сотрудниками — уметь расставаться с людьми и не бояться это делать. Это, к слову, о трансформации коллективов: иногда она происходит по самым банальным причинам. И это, на мой взгляд, тоже нормально.

У нас далеко не идеальный коллектив, у нас есть и проблемы, и разногласия. Но лично я фокусируюсь не на их наличии и причинах их возникновения, а на поиске решений и на том, чтобы они не замалчивались! Ведь на незаданный вопрос невозможно найти ответ.

Самое читаемое
  • В сентябре в Екатеринбурге откроют «Легенду»В сентябре в Екатеринбурге откроют «Легенду»
  • Из-за сбоя в информсистемах «Аэрофлот» массово отменяет рейсыИз-за сбоя в информсистемах «Аэрофлот» массово отменяет рейсы
  • В Литературном квартале Екатеринбурга начали сносить домаВ Литературном квартале Екатеринбурга начали сносить дома
  • Хантинг 2.0: новая этика в охоте за талантами на вес золотаХантинг 2.0: новая этика в охоте за талантами на вес золота
  • Заросли борщевика станут поводом для изъятия земельных участковЗаросли борщевика станут поводом для изъятия земельных участков
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.