Тренинг — это не подкаст

Тренинг — это не подкаст
Иллюстрация: ДК

Всегда ли состоявшийся бизнесмен может быть блестящим спикером и преподавателем? Почему каждому руководителю, который берет на себя роль преподавателя, необходима честная обратная связь?

Об этом сегодня разговариваем с Ольгой ДУБРОВСКОЙ, экспертом по стратегическим публичным выступлениям для лидеров бизнеса и госсектора. 

Заметили в деловой среде Красноярска интересный тренд. Часть топ-менеджеров, добившись значимых показателей в бизнесе, начинают чувствовать себя способными обучать сотрудников. Подскажите, приходилось с таким сталкиваться? 

— Часто готовлю руководителей к выступлениям, и наше общение нередко начинается так: «Я опытный спикер — и сам выступаю, и сотрудников обучаю». То есть человек ведет бурную преподавательскую или тренерскую деятельность. Но, когда мы приступаем к работе, оказывается, что человек не знает азов ораторского мастерства. Я ни в коей мере не умаляю успешности в бизнес-показателях или продажах, например, но высокие результаты здесь не означают автоматически, что человек может и сам выходить на публику без тренировки и тем более тренировать других. 

«Сбой оптики» 

Почему же создается впечатление успешности в качестве тренера и спикера? 

— Чаще всего такой руководитель выступает перед людьми, которые так или иначе от него зависимы. И если лекция или тренинг неудачный, они не могут просто встать и уйти или уткнуться в телефон. Например, это подчиненные, которые никогда не скажут: «Как скучно — мухи дохнут». От зависимой аудитории не стоит ждать честную обратную связь. Эти бедолаги будут сидеть и слушать до конца, потому что зарплату у тебя получают. А у выступающего складывается впечатление, что «все хорошо, я столько тренингов провел!» 

Почему так происходит и как избежать этого «сбоя оптики»? 

— Если успешность в предпринимательской или управленческой деятельности измерима (например, есть прописанные KPI или другие показатели эффективности), то ораторское мастерство — это так называемые мягкие навыки. И здесь необходима честная обратная связь. Например, можно пригласить эксперта на свое выступление, чтобы оценить, насколько интересно подается материал. 

И, разумеется, нужно выступать перед независимой аудиторией. Выходить на организаторов бизнес-мероприятий (например, издание «Деловой квартал» в Красноярске их проводит регулярно). Анализировать реакцию слушателей. Если люди вас внимательно слушают, остаются после окончания, задают дополнительные вопросы, просят контакты, значит, вы выступаете хорошо. Плохо — значит, будете видеть спины тех, кто уходит, или их головы, опустившиеся к телефону. 

Наверное, это в большей степени ­касается тех, кто проводит тренинги? 

— Касается абсолютно всех. Кроме прочего, учитывайте: мы все подсели на сверхкороткий контент, который приучает, что внимание постоянно подогревается, аудиторию постоянно подбадривают. А если это, например, двухчасовой тренинг, тем более необходимо это учитывать. Но если вы проводите обучающее мероприятие, помните: здесь важно не только интересно рассказывать и хорошо говорить. Тренинг — это не подкаст. Важна методология, умение не просто рассказать, а сделать это так, чтобы слушатели усвоили материал и могли его применить. 

Факты и цифры 

С какими ошибками сталкиваетесь чаще всего? 

— Самая частая — убежденность, что если опыт есть, то и готовиться к выступлению не нужно. Это не так. Ни один успешный спич невозможен без большой работы. Отсутствие тренировок по технике звучащей речи сразу видно, как и пренебрежение специальными упражнениями, которые развивают артикуляционный аппарат. У таких спикеров тихая или невнятная речь, проблемы с дикцией, неумение работать с информацией. 

Знаете, сколько раз я получала «нет» от бизнесменов на вопрос, делают ли они артикуляционную зарядку? При этом все они ходят в спортзал, бегают, поднимаются на Эверест, участвуют в трекингах по Камчатке. То есть понимание, что тренироваться нужно, есть. Но не в части речи: очень сложно вынести мысль, что они будут выглядеть смешно (человек, который делает артикуляционные упражнения, действительно может показаться забавным). 

Мы говорим только о технических характеристиках речи, а ведь важна и смысловая часть. 

— Разумеется. При этом удивительно, но я часто слышу, как люди рассказывают о своем опыте, не подтверждая его ничем. Вы знаете эти формулировки: «много лет», «огромные усилия» и так далее. За всем этим должны стоять цифры. «20 лет», «30 млн рублей», «три таких случая для нашего бизнеса — это уже коллапс» и так далее. Все утверждения должны быть подтверждены фактами и цифрами. 

А в целом, что касается структуры выступления и значимости частей, со времен Аристотеля здесь ничего не изменилось. Если очень грубо, должно быть эффектное начало, введение, содержание, подтвержденное аргументацией, и заключительная часть с призывом к действию. Убедительно, не топя суть в многословии, канцеляритах, невнятных формулировках. 

В начале интервью вы говорили об азах ораторского мастерства. Что самое главное в этом деле? 

— Влияет множество факторов. Нужно понимать про себя, как ты звучишь, какая у тебя интонация, тембр и громкость голоса. Какая осанка, пластика, дикция. Уверен ты в себе или нет. Чтобы понять, нужно записывать на видео и аудио свои выступления, анализировать ошибки и исправлять их. И не бояться негативной обратной связи: это возможность улучшить свое мастерство. Но, пожалуй, самое главное — понять, зачем ты вообще выходишь перед аудиторией, чего ты хочешь как спикер, какова твоя цель. От этого многое зависит! И второй вопрос: почему то, что ты говоришь, интересно людям? Вот главные вопросы, на которые нужно ответить до того, как начинаете готовиться к выступлению.

Читайте также

Самое читаемое
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
  • В Свердловской области запустили производство титановых слитков за 1,17 млрд руб.В Свердловской области запустили производство титановых слитков за 1,17 млрд руб.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.