Тренинг — это не подкаст

Всегда ли состоявшийся бизнесмен может быть блестящим спикером и преподавателем? Почему каждому руководителю, который берет на себя роль преподавателя, необходима честная обратная связь?
Об этом сегодня разговариваем с Ольгой ДУБРОВСКОЙ, экспертом по стратегическим публичным выступлениям для лидеров бизнеса и госсектора.
Заметили в деловой среде Красноярска интересный тренд. Часть топ-менеджеров, добившись значимых показателей в бизнесе, начинают чувствовать себя способными обучать сотрудников. Подскажите, приходилось с таким сталкиваться?
— Часто готовлю руководителей к выступлениям, и наше общение нередко начинается так: «Я опытный спикер — и сам выступаю, и сотрудников обучаю». То есть человек ведет бурную преподавательскую или тренерскую деятельность. Но, когда мы приступаем к работе, оказывается, что человек не знает азов ораторского мастерства. Я ни в коей мере не умаляю успешности в бизнес-показателях или продажах, например, но высокие результаты здесь не означают автоматически, что человек может и сам выходить на публику без тренировки и тем более тренировать других.
«Сбой оптики»
Почему же создается впечатление успешности в качестве тренера и спикера?
— Чаще всего такой руководитель выступает перед людьми, которые так или иначе от него зависимы. И если лекция или тренинг неудачный, они не могут просто встать и уйти или уткнуться в телефон. Например, это подчиненные, которые никогда не скажут: «Как скучно — мухи дохнут». От зависимой аудитории не стоит ждать честную обратную связь. Эти бедолаги будут сидеть и слушать до конца, потому что зарплату у тебя получают. А у выступающего складывается впечатление, что «все хорошо, я столько тренингов провел!»
Почему так происходит и как избежать этого «сбоя оптики»?
— Если успешность в предпринимательской или управленческой деятельности измерима (например, есть прописанные KPI или другие показатели эффективности), то ораторское мастерство — это так называемые мягкие навыки. И здесь необходима честная обратная связь. Например, можно пригласить эксперта на свое выступление, чтобы оценить, насколько интересно подается материал.
И, разумеется, нужно выступать перед независимой аудиторией. Выходить на организаторов бизнес-мероприятий (например, издание «Деловой квартал» в Красноярске их проводит регулярно). Анализировать реакцию слушателей. Если люди вас внимательно слушают, остаются после окончания, задают дополнительные вопросы, просят контакты, значит, вы выступаете хорошо. Плохо — значит, будете видеть спины тех, кто уходит, или их головы, опустившиеся к телефону.
Наверное, это в большей степени касается тех, кто проводит тренинги?
— Касается абсолютно всех. Кроме прочего, учитывайте: мы все подсели на сверхкороткий контент, который приучает, что внимание постоянно подогревается, аудиторию постоянно подбадривают. А если это, например, двухчасовой тренинг, тем более необходимо это учитывать. Но если вы проводите обучающее мероприятие, помните: здесь важно не только интересно рассказывать и хорошо говорить. Тренинг — это не подкаст. Важна методология, умение не просто рассказать, а сделать это так, чтобы слушатели усвоили материал и могли его применить.
Факты и цифры
С какими ошибками сталкиваетесь чаще всего?
— Самая частая — убежденность, что если опыт есть, то и готовиться к выступлению не нужно. Это не так. Ни один успешный спич невозможен без большой работы. Отсутствие тренировок по технике звучащей речи сразу видно, как и пренебрежение специальными упражнениями, которые развивают артикуляционный аппарат. У таких спикеров тихая или невнятная речь, проблемы с дикцией, неумение работать с информацией.
Знаете, сколько раз я получала «нет» от бизнесменов на вопрос, делают ли они артикуляционную зарядку? При этом все они ходят в спортзал, бегают, поднимаются на Эверест, участвуют в трекингах по Камчатке. То есть понимание, что тренироваться нужно, есть. Но не в части речи: очень сложно вынести мысль, что они будут выглядеть смешно (человек, который делает артикуляционные упражнения, действительно может показаться забавным).
Мы говорим только о технических характеристиках речи, а ведь важна и смысловая часть.
— Разумеется. При этом удивительно, но я часто слышу, как люди рассказывают о своем опыте, не подтверждая его ничем. Вы знаете эти формулировки: «много лет», «огромные усилия» и так далее. За всем этим должны стоять цифры. «20 лет», «30 млн рублей», «три таких случая для нашего бизнеса — это уже коллапс» и так далее. Все утверждения должны быть подтверждены фактами и цифрами.
А в целом, что касается структуры выступления и значимости частей, со времен Аристотеля здесь ничего не изменилось. Если очень грубо, должно быть эффектное начало, введение, содержание, подтвержденное аргументацией, и заключительная часть с призывом к действию. Убедительно, не топя суть в многословии, канцеляритах, невнятных формулировках.
В начале интервью вы говорили об азах ораторского мастерства. Что самое главное в этом деле?
— Влияет множество факторов. Нужно понимать про себя, как ты звучишь, какая у тебя интонация, тембр и громкость голоса. Какая осанка, пластика, дикция. Уверен ты в себе или нет. Чтобы понять, нужно записывать на видео и аудио свои выступления, анализировать ошибки и исправлять их. И не бояться негативной обратной связи: это возможность улучшить свое мастерство. Но, пожалуй, самое главное — понять, зачем ты вообще выходишь перед аудиторией, чего ты хочешь как спикер, какова твоя цель. От этого многое зависит! И второй вопрос: почему то, что ты говоришь, интересно людям? Вот главные вопросы, на которые нужно ответить до того, как начинаете готовиться к выступлению.
Читайте также
-
«Бизнес всегда работает»: красноярский «Деловой квартал» выпустил новый номер журнала
Бизнес-сессия «Город развития», деловой пикник и большая стройка — о чем еще почитать в новом выпуске ДК.
-
Как прокачать публичную экспертность за один день в Красноярске
В Красноярске пройдет мероприятие, посвященное теме публичной экспертности с фокусом на предпринимателей и топов компаний.
-
Fuckup up — вдохновляющие истории бизнес-неудач
Ольга Свежинская, основатель компании «ПакетМаркет», запустила FUCKUP UP — честный стендап о бизнес-неудачах. Главная цель проекта — узаконить право бизнесмена ошибаться и быть неидеальным.
-
Человек человеку кадр: лайфхаки от первых лиц
О человеческом капитале, самой актуальной для бизнеса теме, собственники и руководители красноярских компаний говорили через реальные кейсы, но главное — искренне.