М — Машиностроение: фокус на замещение

Продолжаем проект Красноярская энциклопедия. Новый виток посвящен отраслям «реального сектора». Сегодня рассказываем про машиностроение.
Роль машиностроения в экономике Красноярского края не столь велика, как, к примеру, металлургии. Однако она постепенно растет. Причем не только за счет повысившегося запроса со стороны добывающего и перерабатывающего сектора, но и благодаря выходу местной продукции на рынки других регионов и даже стран.
Машиностроение в Красноярском крае является отраслью, которая наиболее пострадала от глобального финансово-экономического кризиса 2008…2009. В результате его доля в ВРП региона к середине второго десятилетия XIX века сократилась до 5,6%. Долгое время основными — и едва ли не единственными — игроками и в этом секторе оставались предприятия, которые пережили тот кризис, а еще ранее — слом эпох.
Таким, к примеру, является «Красмаш», который производит ракетную технику для гражданских и военных нужд. А вот его почти тезка — «Крастяжмаш», выпускавший экскаваторы, с вызовами нового времени не справился и в 2010 был ликвидирован.
Поскольку главную роль в экономике Красноярского края играет добыча полезных ископаемых и металлургия, долгое время основные машиностроительные мощности региона были направлены на выпуск продукции, востребованной именно этими секторами. Причем чаще всего речь шла не о конечном оборудовании, а о комплектующих для машин, поступающих из других регионов и стран.
Когда заграничные рынки закрылись для российских промышленников, начал формироваться заказ на отечественные аналоги выбывшей техники. Соответственно, и машиностроители стали расширять свои мощности. Как пример: компания «Борус», которая долгое время выпускала только навесное оборудование для спецтехники, в 2023 запустила производство фронтальных погрузчиков под собственным брендом, а в 2024 — производство автофургонов, вахтовых автобусов и передвижных мастерских. И все это с высокой степенью локализации.
Также в крае за последние годы запущено сразу несколько производств машин повышенной проходимости, которые востребованы как бизнесом, ведущим дела в труднодоступных территориях, так и госструктурами (например, МЧС). Подобное производство в 2022 запустила группа компаний «Север», а в 2023 эту идею подхватил «АльянсСервис».
По оценкам экспертов, доля машиностроения в ВРП Красноярского края сегодня увеличилась примерно до 12%
Помимо сегментов B2B и B2G красноярские машиностроители не забывают и о конечных потребителях. Пока основные наработки в этой части касаются водного транспорта — в частности, аэролодок. Их сегодня в регионе выпускают сразу несколько компаний — те же «Север» и «Аллигатор» (в скором времени к ним планирует присоединиться и «АльянсСервис»). Причем в этих судах используются и собственные разработки компаний.
Импортозамещение подтолкнуло к развитию и другие сферы машиностроения в Красноярском крае. Один из таких кейсов — компания «Гиперплазма», представившая новаторский станок для термической 3D-резки металла. Это оборудование пользуется популярностью не только в России, но и за границей, что доказывает высокое качество и конкурентоспособность местной продукции.
Стоит отметить, что означенные выше действия предпринимателей серьезно продвинули вперед их сектор. Так, по итогам 2024 производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов в Красноярском крае выросло на 26,5% к 2023, а прочих транспортных средств и оборудования — на 61,8%.
В целом, по оценкам экспертов, доля машиностроения в ВРП Красноярского края сегодня увеличилась примерно до 12%. И есть все основания полагать, что рост продолжится. Именно для этого в 2024 в регионе был создан промышленный кластер «Машиностроение Сибири», объединивший семь местных компаний — «Борус», «ИТС-Сибирь», «Карьерные машины», «ОКБ Микрон», «Процион», «Ремсервисгарант» и «Техномир-Восток». Эти предприятия в горизонте до 2034 планируют реализовать в крае четыре инвестиционных проекта, среди которых производство вахтовых автобусов повышенной проходимости, фронтальных погрузчиков, промышленных роботов и фрезерных станков с ЧПУ. Общий объем инвестиций в проекты превышает 22,2 млрд рублей.
Евгений ВолошинскийЧитайте также
-
Правительство Красноярского края представило экономический прогноз на 2026...2028
В правительстве региона рассказали, как может развиваться экономика в крае в ближайшие три года. Рассматривался консервативный сценарий, но все же остановились на базовом.
-
30,4% из 64 тысяч крупных компаний России сработали в убыток в первом полугодии-2025
Отрицательный финансовый результат в I полугодии показали 19 тыс. организаций (без учета малого и среднего бизнеса, финансовых и государственных структур). Суммарный убыток составил свыше 5 трлн руб.
-
Сеть дискаунтеров «Доброцен» столкнулась с масштабной кибератакой
Атака хакеров привела к остановке работы офисов компании в ряде крупных российских городов и нарушению логистических процессов. При этом кассы в розничных точках сети продолжают функционировать.
-
Техномаксимум для бизнеса: как ретейлер вырос в мощного корпоративного игрока
Компания «Техномакс» более известна красноярцам как ИТ-ретейлер. Сейчас основной ее бизнес лежит в корпоративном сегменте, а скоро прирастет собственным производством компьютеров и комплектующих.