Евгений Шустов: «СПОТ — это цифровой шлагбаум для импорта. Но решение есть»

Новая система контроля ВЭД-операций скажется на многих сторонах бизнеса, связанного с ввозом товаров из-за рубежа. Но к этому можно подготовиться, чтобы шок не оказался смертельным для компании.
С 1 июля 2026 российский импорт из стран ЕАЭС ждет настоящая революция. В РФ запускают СПОТ — систему подтверждения ожидания товаров. Как эксперт, я вижу в этом масштабный эксперимент по созданию государством единой цифровой экосистемы. Но главный вопрос: станет ли он инструментом очистки рынка или неподъемным барьером для легального бизнеса?
Первый и главный сигнал — переноса сроков ввода СПОТ не будет. Система утверждена на высшем уровне, и ее запуск 1 апреля (пилот) и 1 июля 2026 (полноценно) — это окончательный график. Расчет на 300 млрд рублей бюджетных поступлений за три года уже закреплен. Любые надежды на отсрочку наивны и опасны. Лед тронулся.
Суть системы, которую обрисовал Валерий Пикале, глава ФТС, проста: нет предварительного подтверждения от российского получателя — груз не пересечет границу.
Процедура включает:
- Верификацию сделки в цифровом сервисе ФНС
- Авансовую уплату НДС — обеспечительный платеж
- Получение цифрового пропуска (предположительно QR-код)
- Сверку данных таможней
Для селлеров на маркетплейсах, по словам Алексея Федорова, председателя Совета по развитию электронной торговли Торгово-промышленной палаты РФ, система «фактически закроет кислород». Их бизнес-модель, построенная на быстрых поставках небольших партий, рухнет из-за необходимости замораживать деньги за 40... 60 дней до получения товара.
Для логистических операторов СПОТ означает:
- Простои на границе из-за дополнительных проверок
- Возросшую ответственность за корректность документов клиента
- Риски стать заложником «серых» схем недобросовестных партнеров
В связи со всем этим СПОТ несет в себе мощный инфляционный заряд, который в итоге почувствует каждый потребитель. Система фундаментально увеличивает стоимость ведения легального бизнеса.
Из чего сложится надбавка к цене:
- Стоимость «замороженных» денег. Аванс по НДС — это изъятие оборотных средств. Бизнес вынужден либо нести упущенную выгоду, либо брать дорогие кредиты — эти затраты лягут в себестоимость
- Административные издержки. Найм и обучение сотрудников для работы с системой
- Логистические премии за риск. Перевозчики заложат в тарифы риски простоев из-за ошибок в документах
- Снижение конкуренции. Уход части малых игроков ослабит ценовое давление на рынке. Феерических распродаж будет меньше
- Наиболее ощутимый рост цен ждет товары с низкой маржой и быстрым оборотом — одежду, аксессуары, товары для дома
И вот мы подходим к ключевому моменту, который многие недооценивают. СПОТ — это в первую очередь ИТ-система. Ваша способность работать с ней будет зависеть не от бухгалтера или логиста, а от готовности вашей технологической инфраструктуры. Фактически, скорость и бесперебойность вашего импорта превращаются в задачу для ИТ-службы или внешних технологических партнеров.
Это означает, что СПОТ поставит перед бизнесом комплексный вопрос технологической адаптации минимум по трем направлениям. Во-первых, интеграция с государственными системами. Бесперебойный обмен данными с ФНС и ФТС потребует настройки надежных каналов связи и, скорее всего, интеграции с вашей учетной системой. Ошибки в API-запросах, некорректно сформированные цифровые подписи или сбои в отправке уведомлений приведут к тому, что ваши грузы будут задерживаться на границе.
Второе — это автоматизация внутренних процессов. Ручной ввод данных в несколько систем (ваша внутренняя база и портал ФНС) не только увеличит трудозатраты, но и станет источником ошибок. Проектирование автоматизированного рабочего места для менеджера по ВЭД становится не опцией, а необходимостью.
И в-третьих, тестирование и отладка. Пилотный режим, который стартует 1 апреля 2026, — это не время для экспериментов, а единственный шанс отладить все процессы до полноценного запуска. Делать это силами штатных специалистов, которые уже заняты текущими задачами, крайне рискованно, поскольку их компетенций будет явно недостаточно.
Многие компании уже столкнулись с подобными вызовами при внедрении обязательной маркировки от «Честного знака». Успех тех, кто прошел этот путь максимально гладко, часто был связан с заблаговременным привлечением специалистов, обладающих соответствующим опытом в интеграции с государственными платформами. Попытка решить эти вопросы силами текущего штата в авральном режиме, когда система уже запущена, неизбежно приведет к операционным сбоям и финансовым потерям.
Что делать бизнесу прямо сейчас?
- Тотальный аудит и легализация. Любые «серые» схемы должны быть свернуты — риск их применения вырастает на порядок.
- Принять решение по ИТ-стратегии. Определитесь: вы ищете интегратора или усиливаете внутреннюю команду? Выделите на это бюджет и ресурсы сейчас.
- Просчитать новые финансовые модели. Оцените полную стоимость адаптации, включая ИТ-составляющую.
- Начать диалог с партнерами о новых условиях работы.
В общем, введение СПОТ — это очень серьезный вызов. Но если оглянуться на последнее десятилетие, российский бизнес прошел через целую серию кризисов, которые казались непреодолимыми. Каждый раз мы находили решения, проявляли гибкость и осваивали новые технологии. Так, уверен, будет и со СПОТ, который не конец, а новая реальность. Те, кто отнесется к ней как к вызову, найдут возможности. Главное — начать действовать сегодня, потому что завтра может быть уже поздно.
Читайте по теме:
Евгений Шустов: как не замерзнуть налоговой зимой 2026
Налоговый маневр, ожидаемый уже в следующем году, станет вызовом для бизнес-моделей многих компаний. Но справиться с этим вызовом можно, если понимать, чего ждать и что делать.
-
Налоговые поправки — приговор для бизнеса Красноярска? Отвечают юристы и финансисты
Редакция DK.RU спросила у экспертов, как на предпринимателях региона отразятся анонсированные правительством РФ поправки в Налоговый кодекс.
-
Больше не работает: эксперты Красноярска об устаревших подходах, которые вредят бизнесу
Эффективность бизнес-процессов напрямую зависит от адекватности применяемых инструментов. Однако в арсенале многих компаний сохраняются подходы позавчерашнего дня, чья продуктивность стремится к нулю.








