Евгений Шустов: «СПОТ — это цифровой шлагбаум для импорта. Но решение есть»

Евгений Шустов: «СПОТ — это цифровой шлагбаум для импорта. Но решение есть»
Иллюстрация: Коллаж ДК

Новая система контроля ВЭД-операций скажется на многих сторонах бизнеса, связанного с ввозом товаров из-за рубежа. Но к этому можно подготовиться, чтобы шок не оказался смертельным для компании.

Евгений Шустов
руководитель макрорегиона «Сибирь» компании «Первый Бит»

С 1 июля 2026 российский импорт из стран ЕАЭС ждет настоящая революция. В РФ запускают СПОТ — систему подтверждения ожидания товаров. Как эксперт, я вижу в этом масштабный эксперимент по созданию государством единой цифровой экосистемы. Но главный вопрос: станет ли он инструментом очистки рынка или неподъемным барьером для легального бизнеса?

Первый и главный сигнал — переноса сроков ввода СПОТ не будет. Система утверждена на высшем уровне, и ее запуск 1 апреля (пилот) и 1 июля 2026 (полноценно) — это окончательный график. Расчет на 300 млрд рублей бюджетных поступлений за три года уже закреплен. Любые надежды на отсрочку наивны и опасны. Лед тронулся.

Суть системы, которую обрисовал Валерий Пикале, глава ФТС, проста: нет предварительного подтверждения от российского получателя — груз не пересечет границу.

Процедура включает:

  • Верификацию сделки в цифровом сервисе ФНС
  • Авансовую уплату НДС — обеспечительный платеж
  • Получение цифрового пропуска (предположительно QR-код)
  • Сверку данных таможней

Для селлеров на маркетплейсах, по словам Алексея Федорова, председателя Совета по развитию электронной торговли Торгово-промышленной палаты РФ, система «фактически закроет кислород». Их бизнес-модель, построенная на быстрых поставках небольших партий, рухнет из-за необходимости замораживать деньги за 40... 60 дней до получения товара.

Для логистических операторов СПОТ означает:

  • Простои на границе из-за дополнительных проверок
  • Возросшую ответственность за корректность документов клиента
  • Риски стать заложником «серых» схем недобросовестных партнеров

В связи со всем этим СПОТ несет в себе мощный инфляционный заряд, который в итоге почувствует каждый потребитель. Система фундаментально увеличивает стоимость ведения легального бизнеса.

Из чего сложится надбавка к цене:

  • Стоимость «замороженных» денег. Аванс по НДС — это изъятие оборотных средств. Бизнес вынужден либо нести упущенную выгоду, либо брать дорогие кредиты — эти затраты лягут в себестоимость
  • Административные издержки. Найм и обучение сотрудников для работы с системой
  • Логистические премии за риск. Перевозчики заложат в тарифы риски простоев из-за ошибок в документах
  • Снижение конкуренции. Уход части малых игроков ослабит ценовое давление на рынке. Феерических распродаж будет меньше
  • Наиболее ощутимый рост цен ждет товары с низкой маржой и быстрым оборотом — одежду, аксессуары, товары для дома

И вот мы подходим к ключевому моменту, который многие недооценивают. СПОТ — это в первую очередь ИТ-система. Ваша способность работать с ней будет зависеть не от бухгалтера или логиста, а от готовности вашей технологической инфраструктуры. Фактически, скорость и бесперебойность вашего импорта превращаются в задачу для ИТ-службы или внешних технологических партнеров.

Это означает, что СПОТ поставит перед бизнесом комплексный вопрос технологической адаптации минимум по трем направлениям. Во-первых, интеграция с государственными системами. Бесперебойный обмен данными с ФНС и ФТС потребует настройки надежных каналов связи и, скорее всего, интеграции с вашей учетной системой. Ошибки в API-запросах, некорректно сформированные цифровые подписи или сбои в отправке уведомлений приведут к тому, что ваши грузы будут задерживаться на границе.

Второе — это автоматизация внутренних процессов. Ручной ввод данных в несколько систем (ваша внутренняя база и портал ФНС) не только увеличит трудозатраты, но и станет источником ошибок. Проектирование автоматизированного рабочего места для менеджера по ВЭД становится не опцией, а необходимостью.

И в-третьих, тестирование и отладка. Пилотный режим, который стартует 1 апреля 2026, — это не время для экспериментов, а единственный шанс отладить все процессы до полноценного запуска. Делать это силами штатных специалистов, которые уже заняты текущими задачами, крайне рискованно, поскольку их компетенций будет явно недостаточно.

Многие компании уже столкнулись с подобными вызовами при внедрении обязательной маркировки от «Честного знака». Успех тех, кто прошел этот путь максимально гладко, часто был связан с заблаговременным привлечением специалистов, обладающих соответствующим опытом в интеграции с государственными платформами. Попытка решить эти вопросы силами текущего штата в авральном режиме, когда система уже запущена, неизбежно приведет к операционным сбоям и финансовым потерям.

Что делать бизнесу прямо сейчас?

  • Тотальный аудит и легализация. Любые «серые» схемы должны быть свернуты — риск их применения вырастает на порядок.
  • Принять решение по ИТ-стратегии. Определитесь: вы ищете интегратора или усиливаете внутреннюю команду? Выделите на это бюджет и ресурсы сейчас.
  • Просчитать новые финансовые модели. Оцените полную стоимость адаптации, включая ИТ-составляющую.
  • Начать диалог с партнерами о новых условиях работы.

В общем, введение СПОТ — это очень серьезный вызов. Но если оглянуться на последнее десятилетие, российский бизнес прошел через целую серию кризисов, которые казались непреодолимыми. Каждый раз мы находили решения, проявляли гибкость и осваивали новые технологии. Так, уверен, будет и со СПОТ, который не конец, а новая реальность. Те, кто отнесется к ней как к вызову, найдут возможности. Главное — начать действовать сегодня, потому что завтра может быть уже поздно.

Читайте по теме:

Евгений Шустов: как не замерзнуть налоговой зимой 2026

Налоговый маневр, ожидаемый уже в следующем году, станет вызовом для бизнес-моделей многих компаний. Но справиться с этим вызовом можно, если понимать, чего ждать и что делать.

Самое читаемое
  • В Свердловской области рядом с Сысертью вырастет новый городВ Свердловской области рядом с Сысертью вырастет новый город
  • Брошу работу, уеду в деревню. Поможет ли это человеку, который считает, что выгорел?Брошу работу, уеду в деревню. Поможет ли это человеку, который считает, что выгорел?
  • Новые условия «Семейной ипотеки» в 2026 г. и что это значит для покупателейНовые условия «Семейной ипотеки» в 2026 г. и что это значит для покупателей
  • Самым тревожным городом в 2025 г. стал Санкт-Петербург, Москва уступила лидерствоСамым тревожным городом в 2025 г. стал Санкт-Петербург, Москва уступила лидерство
  • В «УГМК-Застройщик» рассказали, в каких ЖК зарезервировали землю для метроВ «УГМК-Застройщик» рассказали, в каких ЖК зарезервировали землю для метро
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.