На чем растет красноярский бизнес: тендеры, зачистка штата, новые рынки
«ДК» подготовил очерки о компаниях, попавших в рейтинг самых динамичных по итогам прошлого года. Как завод увеличил производство в 2 раза, а производитель домов из бруса вышел на зарубежные рынки.
Реанимация завода
Максим Коваль, директор Восточно-Сибирского завода металлоконструкций (фото Илья Матушкин)
Прошлый год выдался для директора Восточно-Сибирского завода металлоконструкций (ВСЗМК) Максима Коваля напряженным. Напомним, еще в 2011 г. на заводе, который много месяцев простаивал из-за финансовых проблем, сменился собственник.
Контрольный пакет акций предприятия выкупила «Красноярская региональная энергетическая компания» (КРЭК), которая на 100% находится в краевой собственности. В начале 2013 г. руководителем ВСЗМК был назначен Максим Коваль. Перед ним стояла глобальная задача — реанимировать производство. Заказов было мало, людей в штате тоже. Работники не хотели возвращаться на предприятие, которое долгое время простаивало.
«Три-четыре месяца ушло на формирование штата из 600 чел., собирали и золотой состав завода: ведущих технологов, инженеров, конструкторов. Кроме того, провели настоящую кадровую революцию, ломали стереотипы, которые сохранялись на предприятии во времена застоя. Пришлось в буквальном смысле зачищать ряды от недобросовестных сотрудников», — комментирует Максим Коваль.
Постепенно появились заказы. ВСЗМК заключил крупный контракт на поставку металлоконструкций для четвертого автомобильного моста через Енисей. Борьба за получение этого заказа была непростой. В тендере победила компания из Омска, но, благодаря позиции краевой власти, 50% заказа досталось ВСЗМК. В 2013 г. этот контракт стал основным «хлебом» завода — предприятие произвело более 6 тыс. т металлоконструкций для четвертого моста.
На этом Максим Коваль не остановился, заключив еще несколько контрактов. Например, в прошлом году ВСЗМК поставил 160 т металлоконструкций для укрепления небольших мостов между Ачинском и Красноярском. Также завод получил право на поставку своей продукции для реконструкции Шарыповской ГРЭС, для строительства новой ЛЭП (заказ КРЭКа), для строительства котельной в Краснотуранске и возведения объектов в рамках разработки золоторудного Наталкинского месторождения (заказчик — «Полюс») и др.
Благодаря этим заказам объем производства предприятия вырос в два раза: с 400 т в месяц в 2012 г. до 800 т ежемесячно в 2013 г. Однако для полноценной работы ВСЗМК нужно выпускать от 1200 т металлоконструкций в месяц. Пока предприятие загружено на 70-75%.
На рынке работает множество компаний, выпускающих около 50% наименований ассортимента завода, но вторую половину продукции ВСЗМК не может производить никто в крае. На этом конкурентном преимуществе Максим Коваль и выстраивает стратегию — делает ставку на крупные, серийные заказы и сам занимается поиском заказчиков. В свое время доброе имя завода запятнали, признается директор ВСЗМК, сейчас приходится заново создавать репутацию.
«Мечтаю доработать до того времени, когда я смогу привлекать заказы по звонку. Набираю руководителя любого крупного предприятия и говорю: «Иван Иваныч, это Максим Коваль, мы же с вами в прошлый раз хорошо сработали? А дайте мне заказ на пару тысяч тонн». И мне дают этот заказ, потому что есть репутация и наработанные отношения», — подчеркнул г-н Коваль.
Буря на Ангаре
Всеволод Демченко, генеральный директор Богучанской ГЭС (фото предоставлено компанией)
Возобновление строительства Богучанской ГЭС, как бы пафосно это ни звучало, стало ощутимым импульсом в развитии региона. Заработали коллективы проектировщиков, подрядные, строительные и монтажные организации, машиностроительные заводы получили заказы на изготовление оборудования. Кроме того, в крае развернулась масштабная стройка инфраструктурных объектов новой ГЭС на Ангаре — дорог, линий электропередач и др. Сама гидростанция после ввода первых агрегатов начала от месяца к месяцу наращивать свои показатели — и производственные, и финансовые.
В истории Богучанской ГЭС есть несколько принципиально важных дат. Декабрь 1979 года — Совет Министров СССР утверждает технический проект строительства, апрель 1982 года — уложен первый кубометр бетона, октябрь 1987 года — перекрытие Ангары. Знаковым для БоГЭС стал апрель 2005 года: Владимир Путин подписывает указ, который фактически сдвинул с мертвой точки затормозившееся строительство. В мае следующего года компании «РусГидро» и РУСАЛ заключают соглашение о создании Богучанского энерго‑металлургического объединения — проект включает достройку БоГЭС и строительство Богучанского алюминиевого завода.
Важными для компании стали и последние три года. Если описать их нехитрой метафорой, сравнив с человеческой жизнью, — это время от первых неуверенных шагов до успешного окончания вуза.
«Это было сложное время. В конце 2012 года мы запустили первые три агрегата, уже феврале 2013 года получили разрешение на первый этап строительства. В марте ввели в эксплуатацию машинный зал. К этому моменту запущенные ранее четыре гидроагрегата выработали первый миллиард киловатт‑часов электроэнергии», — вспоминает генеральный директор Богучанской ГЭС Всеволод Демченко.
В 2013 году на станции постепенно были введены в эксплуатацию еще несколько агрегатов, номинальная мощность станции увеличилась до 2 ГВт. В этом же 2013 году вырос и уровень Богучанского водохранилища, со 185 до отметки 193 метра, что дополнительно нарастило возможности станции.
Сейчас на станции работают уже 6 из 9 гидроагрегатов. Станция в июле перешагнула 10‑миллиардный рубеж отпущенной потребителям электроэнергии. Вслед за производственными показателями компании растут и финансовые. Выручка компании по итогам прошлого года увеличилась на 303% — до 4,3 млрд руб. По итогам I полугодия 2014 года компания выплатила более 1 млрд налогов. Удивительный факт: на гидростанции, обеспечивающей электроэнергией несколько десятков промпредприятий в пяти регионах СФО, не стоит актуальная для отрасли проблема «кадрового голода». Всеволод Демченко уверен, что дело не только в зарплате: средний показатель по компании в два раза превышает среднюю зарплату по региону.
«У нас очень слаженный коллектив. Для каждого энергетика большая честь принять участие в пуске такой станции, как Богучанская. Этим фактом в биографии можно гордиться», — говорит г‑н Демченко.
В ближайшее время, после ввода последнего, девятого гидроагрегата, станция выйдет на полную проектную мощность. Для энергетиков это долгожданное событие. Фактически оно подведет итог в сорокалетней истории строительства Богучанской ГЭС.
Дом лицом
Андрей Черкашин, директор компании «КЛМ-Арт» (фото Илья Матушкин)
С древесиной ГК «КЛМ» работает более двух десятков лет. Бизнес, начавшийся с реализации круглого леса и строительства лесопильного завода, развивался по нескольким направлениям. Одно из них — производство и строительство «под ключ» домов из клееного бруса, которым занимается дочернее предприятие группы компаний — «КЛМ‑Арт».
По оценкам директора «КЛМ‑Арт» Андрея Черкашина, сегодня компании принадлежит порядка 65% рынка в регионе и около 5‑7% российского рынка в своем сегменте (без учета импорта). Доля эта постепенно растет, в первую очередь, за счет развития дилерской сети и открытия офисов продаж в регионах России и за рубежом.
«Год от года компания наращивает объемы производства. Так, если в 2012 г. мы произвели чуть меньше 300 домов, то в 2013 г. более 550 объектов — от небольших домиков до целых усадеб. И это не предел. В 2013‑м в промышленной зоне Красноярска, возле поселка Песчанка, мы запустили новый цех деревянного домостроения. Новые мощности уже в этом году позволят увеличить объемы производства дополнительно на 50% — с 2 до 3 тыс. кубометров клееного бруса в месяц. При такой динамике развития выход за пределы Красноярска и края — это осознанная необходимость. Принципиальный момент: мы не идем за спросом, а следуя стратегии развития компании, опережаем и создаем его», — говорит г‑н Черкашин.
Сегодня продукция «КЛМ‑Арт» представлена по всей России. В небольших городах — дилерами, в «миллионниках» — офисами продаж, которые, что называется, показывают товар лицом. Двухэтажные деревянные дома служат для компании одновременно офисом и шоу‑румом.
«Конечно, было бы проще и дешевле снять помещение в каком‑нибудь бизнес‑центре. Но мы сознательно идем по другому пути. Клиенты не на словах, а на личном опыте понимают, что за товар они приобретают», — рассказывает Андрей Черкашин.
Офисы «КЛМ‑Арт» уже работают в Кемерово, Казани, Челябинске, Уфе, Москве, Екатеринбурге, Тюмени, Владивостоке. Кроме того, открыты представительства в Казахстане, Китае и Чехии.
Большая часть продаж компании, до 60%, приходится на розничного клиента. Однако в последнее время в «КЛМ‑Арт» с новыми силами взялись за работу с «корпоратом».
«Работа с крупными заказчиками — это важный критерий роста. В последние два года мы активно сотрудничали с застройщиками поселков и баз отдыха по всей России. Строили дома на железнодорожных станциях для сотрудников РЖД. Работали с национальными парками и заповедниками. К примеру, построили на Столбах более 10 домов — от небольших, предназначенных для посетителей, площадью 30 кв. м и заканчивая сервисным центром до 500 кв. м. В Челябинске построили комплекс апарт‑отелей и ресторан общей площадью более 5 тыс. кв. м», — уточняет директор «КЛМ‑Арт».
В 2013 году компания освоила новое для себя направление — запустила в Красноярске собственное строительное подразделение, до этого возведением домов занимались подрядные организации. Если раньше в «КЛМ‑Арт» руководствовались лозунгом «Продать клееный брус», то сейчас — «Продать готовый дом». Опыт оказался удачным, поэтому принято решения тиражировать его — в ближайшей перспективе строительные подразделения будут открываться и в других городах.
Цена ниже — добыча больше
Алексей Дорогойченков, генеральный директор «Васильевского рудника» (фото Юлия Машковцева)
За свою почти 20‑летнюю историю компания "Васильевский рудник" (добывает золото в Партизанском районе) переживала разные, в том числе и непростые, времена. Сложным для золотодобытчиков был и прошлый год — с начала 2013‑го цена на золото начала стремительно падать, снизившись к концу года почти на треть, до $1200 за унцию. В сложной для рынка ситуации «Васильевский рудник» не стал сокращать, а напротив, нарастил объемы производства на 162% — до 1424 кг.
В компании отмечают, значимый вклад в этот результат внесла переработка богатой руды стороннего месторождения. Однако основной эффект дало собственное производство, это подтверждают результаты текущего года — в 2014‑м компания работает только на собственной руде. Выручка компании по итогам 2013 г. выросла на 135%.
«На увеличение объемов добычи и переработки мы шли сознательно. При одних и тех же затратах компания получила больший объем продукции и, соответственно, понизила себестоимость работы. Да, можно было уходить в вяло текущий режим, снижать добычу, но это неизбежно привело бы к сокращению рабочих мест. Такой шаг несет огромные риски: сегодня ты выпускаешь человека за ворота, а уже завтра его заберет другая компания», — рассказывает генеральный директор «Васильевского рудника» Алексей Дорогойченков.
В 2013 году кроме задачи сохранить коллектив и нарастить объемы г‑н Дорогойченков решал еще один важный для топ‑менеджера вопрос — обновлял команду, перестраивая ее на новую систему работы:
«Производственные результаты напрямую зависят от кадровой политики. По всем ключевым показателям: горные работы, добыча металла, кучное выщелачивание у нас была положительная динамика, которая, к слову, продолжается и в этом году. Придя в компанию в середине 2012‑го, я не ставил перед собой задачу разогнать прежнюю команду и набрать руководителей с нуля. Все, кто захотел работать по новым правилам игры, остались, те, кто не согласился — покинули компанию, на их места пришли новые люди. Принцип, в общем‑то, один: если ты готов работать на общий результат, ты в команде, нет — значит, нам не по пути».
В прошлом году н «Васильевском руднике» запустили новую систему мотивации. Помимо зарплаты подключили другие стимулирующие механизмы, также материальные. Около половины премиальной части сотрудника зависит от результатов компании в целом, другая половина — от показателей работы каждого конкретного специалиста в зависимости от функционала. Эффективность этого инструмента, говорят в компании, была достаточно высокой. В этом году система мотивации будет расширена.
Важным для «Васильевского рудника» стал полноценный запуск фабрики, работающей по технологии кучного выщелачивания, которая позволяет добывать драгметалл даже из бедной руды. Он также пришелся на 2013 г. По словам Алексея Дорогойченкова, вклад от этой работы в общий итог прошлого года был сравнительно небольшим. Однако эта технология расширила возможности и мощности предприятия по переработке различных руд.
Говоря о перспективах, в «Васильевском руднике» отмечают: задача компании и дальше наращивать объемы производства. Достичь этого рассчитывают, главным образом, за счет расширения мощностей золотоизвлекательной фабрики, запуска новых месторождений и переработки руд сторонних месторождений, а также повышения эффективности на всех этапах работы:
«Тенденция по отрасли в целом такова: богатые запасы постепенно заканчиваются, содержание металла в руде снижается. Чтобы сохранить рентабельность бизнеса при существующей конъюнктуре рынка, нужно наращивать объемы производства, снижая тем самым себестоимость».