«Если у компании нет стратегии, руководитель будет постоянно «тушить пожары»
«Есть два типа специалистов, которые помогут компании сформировать стратегию развития. И сделать так, чтобы этот процесс не превратился в свалку мнений».
Марина Майорова, кандидат философских наук, бизнес-тренер, директор консалтинговой компании Talent&Development:
— Стратегия — генеральный план развития компании. Наиболее прогрессивные руководители знают, что без стратегии их действия, как правило, превращаются в постоянное «тушение пожаров» и рутинную работу в рамках оперативного управления. Именно грамотно выстроенная и реализуемая стратегия формирует фарватер развития бизнеса в мире экономики.
Неотъемлемая часть формирования плана развития компании — сессия стратегического планирования. Как же выбрать специалиста, который поможет ее провести?
Рассмотрим две ситуации, которые мне приходится наиболее часто наблюдать в практике стратегического планирования.
Первая. Руководство компании осознает, что для формирования стратегии развития недостаточно собственных сил и компетенций. Нужен экспертный подход и привлечение отраслевых экспертов и страгетологов. В этом случае проводится экспертная стратегическая сессия, цель которой выйти за рамки привычного мышления и обрести стратегическое видение, позволяющее смотреть шире на место компании в отрасли и возможности развития/роста/масштабирования/диверсификации и т.д.
Вторая. Руководство осознает, что компания обладает необходимыми специалистами и способна «своими силами», без приглашения сторонних экспертов провести стратегическую сессию и сформировать план действий на перспективный период. В этом случае проводится сессия с участием руководителей и сотрудников компании с привлечением модератора/фасилитатора.
Разница между данными подходами очевидна. В первом случае существует потребность в формировании плана развития, основанного на принципиально новых подходах и выходе за рамки привычного мышления и действий. А во втором случае необходимо обеспечить групповую динамику и вовлеченность персонала компании в создание стратегии. И чтобы процесс не превратился в «свалку мнений» без понимания что с этим потом делать, приглашается специально обученный человек.
Итак, мы получаем два типа специалистов: страгетолога-эксперта и модератора/фасилитатора. Давайте посмотрим в чем разница и какими инструментами они пользуются в своей работе.
Сразу следует сказать, что само понятие страгетолог для России — достаточно новое и малоизвестное, поскольку проведение сессий стратегического планирования не всегда относят к профессиональной деятельности, а зачастую сравнивают с тренингом или игрой.
Базовые инструменты, которыми владеет страгетолог:
- технологии диверсификации мышления в бизнесе;
- знание специфики отрасли предприятия (выбор и приглашение отраслевых экспертов);
- оценка текущего состояния компании (математический и управленческий анализ);
- маркетинговый аудит компании (внешний и внутренний);
- управленческий аудит компании (оценка предшествующих планов развития в соотношении с динамикой рынка);
- математическое моделирование и бизнес анализ;
- формирование миссии, видения, ценностей;
- целевые показатели компании (KPIs);
- составление плана развития компании;
- развитие организационной структуры компании;
- технологии внедрения изменений;
- оценка рисков;
- создание структуры внедрения изменений;
- технологии работы с группами и управление групповой динамикой.
Все вышеуказанные инструменты подразумевают наличие специализированной профессиональной подготовки, а не обобщенного понимания на уровне «читал об этом в интернете».
Модерация/фасилитация — это помощь группе в принятии решения с помощью определенных технологий управления процессом обсуждения.
По мнению автора нескольких книг по фасилитации Тони Манна, профессиональный модератор/фасилитатор должен уметь:
- направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
- отбирать действительно удачные решения группы;
- брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
- работать с разного рода группами;
- ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
- сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
- быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников и, соответственно, быстро их преодолевать;
- противостоять стрессу;
- открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.
Модератор/фасилитатор не должен нарушать основные правила, на которых строится процесс:
- исследование процесса в противовес всеведению;
- открытость и искренность к людям;
- все участники процесса равны;
- каждое мнение важно;
- все люди умны и могут эффективно решать задачи.
И, конечно, он должен владеть навыками и технологиями работы с группами и построения группового консенсуса.
Если вы планируете в своей компании провести сессию стратегического планирования, то прежде всего определите, для чего она вам нужна и какой тип специалиста сможет помочь в достижении ваших целей.