«Если у компании нет стратегии, руководитель будет постоянно «тушить пожары»

«Есть два типа специалистов, которые помогут компании сформировать стратегию развития. И сделать так, чтобы этот процесс не превратился в свалку мнений».

Блоги DK.RU

Марина Майорова, кандидат философских наук, бизнес-тренер, директор консалтинговой компании Talent&Development:

— Стратегия — генеральный план развития компании. Наиболее прогрессивные руководители знают, что без стратегии их действия, как правило, превращаются в постоянное «тушение пожаров» и рутинную работу в рамках оперативного управления. Именно грамотно выстроенная и реализуемая стратегия формирует фарватер развития бизнеса в мире экономики.

Неотъемлемая часть формирования плана развития компании — сессия стратегического планирования. Как же выбрать специалиста, который поможет ее провести?

Рассмотрим две ситуации, которые мне приходится наиболее часто наблюдать в практике стратегического планирования.

Первая. Руководство компании осознает, что для формирования стратегии развития недостаточно собственных сил и компетенций. Нужен экспертный подход и привлечение отраслевых экспертов и страгетологов. В этом случае проводится экспертная стратегическая сессия, цель которой выйти за рамки привычного мышления и обрести стратегическое видение, позволяющее смотреть шире на место компании в отрасли и возможности развития/роста/масштабирования/диверсификации и т.д.

Вторая. Руководство осознает, что компания обладает необходимыми специалистами и способна «своими силами», без приглашения сторонних экспертов провести стратегическую сессию и сформировать план действий на перспективный период. В этом случае проводится сессия с участием руководителей и сотрудников компании с привлечением модератора/фасилитатора.

Разница между данными подходами очевидна. В первом случае существует потребность в формировании плана развития, основанного на принципиально новых подходах и выходе за рамки привычного мышления и действий. А во втором случае необходимо обеспечить групповую динамику и вовлеченность персонала компании в создание стратегии. И чтобы процесс не превратился в «свалку мнений» без понимания что с этим потом делать, приглашается специально обученный человек.

Итак, мы получаем два типа специалистов: страгетолога-эксперта и модератора/фасилитатора. Давайте посмотрим в чем разница и какими инструментами они пользуются в своей работе.

Сразу следует сказать, что само понятие страгетолог для России — достаточно новое и малоизвестное, поскольку проведение сессий стратегического планирования не всегда относят к профессиональной деятельности, а зачастую сравнивают с тренингом или игрой.

Базовые инструменты, которыми владеет страгетолог:

- технологии диверсификации мышления в бизнесе;

- знание специфики отрасли предприятия (выбор и приглашение отраслевых экспертов);

- оценка текущего состояния компании (математический и управленческий анализ);

- маркетинговый аудит компании (внешний и внутренний);

- управленческий аудит компании (оценка предшествующих планов развития в соотношении с динамикой рынка);

- математическое моделирование и бизнес анализ;

- формирование миссии, видения, ценностей;

- целевые показатели компании (KPIs);

- составление плана развития компании;

- развитие организационной структуры компании;

- технологии внедрения изменений;

- оценка рисков;

- создание структуры внедрения изменений;

- технологии работы с группами и управление групповой динамикой.

Все вышеуказанные инструменты подразумевают наличие специализированной профессиональной подготовки, а не обобщенного понимания на уровне «читал об этом в интернете».

Модерация/фасилитация — это помощь группе в принятии решения с помощью определенных технологий управления процессом обсуждения.

По мнению автора нескольких книг по фасилитации Тони Манна, профессиональный модератор/фасилитатор должен уметь:

- направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;

- отбирать действительно удачные решения группы;

- брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;

- работать с разного рода группами;

- ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;

- сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;

- быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников и, соответственно, быстро их преодолевать;

- противостоять стрессу;

- открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.

Модератор/фасилитатор не должен нарушать основные правила, на которых строится процесс:

- исследование процесса в противовес всеведению;

- открытость и искренность к людям;

- все участники процесса равны;

- каждое мнение важно;

- все люди умны и могут эффективно решать задачи.

И, конечно, он должен владеть навыками и технологиями работы с группами и построения группового консенсуса.

Если вы планируете в своей компании провести сессию стратегического планирования, то прежде всего определите, для чего она вам нужна и какой тип специалиста сможет помочь в достижении ваших целей.

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.