«Если у компании нет стратегии, руководитель будет постоянно «тушить пожары»

«Есть два типа специалистов, которые помогут компании сформировать стратегию развития. И сделать так, чтобы этот процесс не превратился в свалку мнений».

Блоги DK.RU

Марина Майорова, кандидат философских наук, бизнес-тренер, директор консалтинговой компании Talent&Development:

— Стратегия — генеральный план развития компании. Наиболее прогрессивные руководители знают, что без стратегии их действия, как правило, превращаются в постоянное «тушение пожаров» и рутинную работу в рамках оперативного управления. Именно грамотно выстроенная и реализуемая стратегия формирует фарватер развития бизнеса в мире экономики.

Неотъемлемая часть формирования плана развития компании — сессия стратегического планирования. Как же выбрать специалиста, который поможет ее провести?

Рассмотрим две ситуации, которые мне приходится наиболее часто наблюдать в практике стратегического планирования.

Первая. Руководство компании осознает, что для формирования стратегии развития недостаточно собственных сил и компетенций. Нужен экспертный подход и привлечение отраслевых экспертов и страгетологов. В этом случае проводится экспертная стратегическая сессия, цель которой выйти за рамки привычного мышления и обрести стратегическое видение, позволяющее смотреть шире на место компании в отрасли и возможности развития/роста/масштабирования/диверсификации и т.д.

Вторая. Руководство осознает, что компания обладает необходимыми специалистами и способна «своими силами», без приглашения сторонних экспертов провести стратегическую сессию и сформировать план действий на перспективный период. В этом случае проводится сессия с участием руководителей и сотрудников компании с привлечением модератора/фасилитатора.

Разница между данными подходами очевидна. В первом случае существует потребность в формировании плана развития, основанного на принципиально новых подходах и выходе за рамки привычного мышления и действий. А во втором случае необходимо обеспечить групповую динамику и вовлеченность персонала компании в создание стратегии. И чтобы процесс не превратился в «свалку мнений» без понимания что с этим потом делать, приглашается специально обученный человек.

Итак, мы получаем два типа специалистов: страгетолога-эксперта и модератора/фасилитатора. Давайте посмотрим в чем разница и какими инструментами они пользуются в своей работе.

Сразу следует сказать, что само понятие страгетолог для России — достаточно новое и малоизвестное, поскольку проведение сессий стратегического планирования не всегда относят к профессиональной деятельности, а зачастую сравнивают с тренингом или игрой.

Базовые инструменты, которыми владеет страгетолог:

- технологии диверсификации мышления в бизнесе;

- знание специфики отрасли предприятия (выбор и приглашение отраслевых экспертов);

- оценка текущего состояния компании (математический и управленческий анализ);

- маркетинговый аудит компании (внешний и внутренний);

- управленческий аудит компании (оценка предшествующих планов развития в соотношении с динамикой рынка);

- математическое моделирование и бизнес анализ;

- формирование миссии, видения, ценностей;

- целевые показатели компании (KPIs);

- составление плана развития компании;

- развитие организационной структуры компании;

- технологии внедрения изменений;

- оценка рисков;

- создание структуры внедрения изменений;

- технологии работы с группами и управление групповой динамикой.

Все вышеуказанные инструменты подразумевают наличие специализированной профессиональной подготовки, а не обобщенного понимания на уровне «читал об этом в интернете».

Модерация/фасилитация — это помощь группе в принятии решения с помощью определенных технологий управления процессом обсуждения.

По мнению автора нескольких книг по фасилитации Тони Манна, профессиональный модератор/фасилитатор должен уметь:

- направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;

- отбирать действительно удачные решения группы;

- брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;

- работать с разного рода группами;

- ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;

- сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;

- быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников и, соответственно, быстро их преодолевать;

- противостоять стрессу;

- открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.

Модератор/фасилитатор не должен нарушать основные правила, на которых строится процесс:

- исследование процесса в противовес всеведению;

- открытость и искренность к людям;

- все участники процесса равны;

- каждое мнение важно;

- все люди умны и могут эффективно решать задачи.

И, конечно, он должен владеть навыками и технологиями работы с группами и построения группового консенсуса.

Если вы планируете в своей компании провести сессию стратегического планирования, то прежде всего определите, для чего она вам нужна и какой тип специалиста сможет помочь в достижении ваших целей.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.