Как перестать бороться с конкурентами и стать лидером. Марина Майорова, Talent&Development

Почему одни компании тратят время, энергию и ресурсы на борьбу с конкурентами и захват своей доли рынка, а другие становятся незаменимыми для своего потребителя, который никогда не уйдет к конкуренту.

Блоги DK.RU

Марина Майорова, кандидат философских наук, бизнес-тренер, директор консалтинговой компании Talent&Development:

— Как перестать бороться с конкурентами и при этом быть лидером рынка? Как стать лучшим производителем товаров или услуг для своего потребителя? Как научиться прочно удерживать свою нишу и всегда оставаясь на «гребне волны» спроса? Эти вопросы хотя бы раз в жизни задавал себе каждый бизнесмен.

Давайте разберемся, почему одни компании тратят время, энергию и ресурсы на борьбу с конкурентами и захват своей доли рынка, а другие становятся незаменимыми для своего потребителя, который никогда не уйдет к конкуренту.

Но для начала предлагаю пройти несложный тест, ответив себе на несколько вопросов:

— на чем вы чаще сконцентрированы: на анализе действий конкурентов и лидеров рынка или своей собственной деятельности?

— чем ваш продукт отличается от продукта конкурента?

— если отличие есть, то как ваш клиент узнает об этом? Как вы позиционируете эти отличия?

— почему клиент/потребитель должен выбрать именно вас?

— знаете ли вы, как ваш потребитель совершает выбор и что ему нужно на самом деле?

Если хотя бы на один вопрос вы не знаете ответа, то эта статья будет вам полезна.

Я противница абсолютизма и навязанных мнений. Предпочитаю эмпирический путь познания, то есть руководствоваться выводами из своей практики. И вот к чему меня привел этот анализ.

Безудержная борьба с конкурентами — это, как правило, результат непонимания своей уникальности, уникальности продукта, бренда, HR-бренда.

Если вы не осознаете собственную уникальность, то ваши время, мысли, энергия и ресурсы направлены на стремление кому-то что-то доказать, как-то удержаться в конкурентной борьбе, не потеряв то, что имеете.

Лишь осознание этой самой уникальности способно кардинально изменить фокус вашего внимания и перенаправить его с внешних преград на внутренние: на свое развитие и позиционирование, на определение портрета своего целевого потребителя и изучения спроса. Нужно получить ответ на важные вопросы: «Почему люди, окружающие меня в бизнес-среде, должны выбрать именно меня? В чем моя уникальность? Как мне донести ее до потребителя с учетом его ожиданий?»

За 3 года моей консалтинговой практики я провела несколько десятков стратегических сессий, и мне неоднократно приходилось начинать с «головы» — с руководителя или собственника бизнеса. Я задавала вопросы, без ответов на которые построение стратегии развития бизнеса не даст результатов и сдвига в сторону прогресса.

Представители малого бизнеса, к примеру, руководители компаний по аутсорсингу бухгалтерского учета, ресторанного или гостиничного бизнеса, меня пытались убедить в том, что их услуга, ничем не отличается от массы конкурентов, что уникальности в ней нет.

Когда речь идет о микрокомпаниях, где один или несколько сотрудников выполняют все ключевые функции, уникальность ищите в личности руководителя. Чем вы как личность отличаетесь от других людей?

Так, во время моей консультации руководитель компании «БухгалТерра» Елена Герасименко на вопрос: «В чем ваша уникальность?», ответила, что она умеет элегантно решать проблемы и наводить порядок в делах и отчетности клиентов. И если мы посмотрим на руководителя, то увидим, что ее образ и проекты (к примеру, конкурс профессионального мастерства «Бухгалтер года») действительно соответствует этому.

В процессе стратегической сессии основатель и руководитель компании «Дары Сибири» Ирина Бондарь рассказала, что она — единственный за Уралом сертифицированный эксперт в области пчеловодства, а также технолог рецептуры всей линейки производимой продукции. И вся компания строится на философии экологичности, натуральности и полезности. Указанные параметры мы закладывали в миссию и построение системы позиционирования бренда.

Еще один важный аспект — знание потребностей вашего клиента. В идеале у вас должен быть составлен портрет клиента или целевых клиентских групп, в котором будут указаны: ключевые потребности, ожидания клиента, условия при которых клиент готов совершить покупку и т.д. Чтобы определить вашего клиента, предлагаю посмотреть на то, как люди совершают выбор — на пирамиду клиентских потребностей:

 

Как перестать бороться с конкурентами и стать лидером. Марина Майорова, Talent&Development 1

Уровень функциональности отражает функции, которые выполняет ваш продукт/услуга для клиента. Основной проблемой некоторых бизнесменов является решение несуществующих проблем и неумение донести до клиента выгоды и преимущества своего продукта или услуги.

На уровне удобства важно определить, чем ваш сервис лучше, чем у конкурента. Не нужно усложнять сервис, если это приносит дискомфорт.

На уровне эстетики действует правило: чем дороже товар, тем более презентабельной должна быть упаковка.

Статус — на этом уровне аудитория существенно сужается и требует больших затрат на формирование бренда. Важно четко определить портрет вашего клиента и формировать статус бренда в соответствии со статусными ожиданиями вашего потребителя.

Vision — это переход на эмоциональный уровень. Здесь выходит на первый план миссия продукта/услуги, которая дороже денег (экология, помощь людям, спасение мира, развитие, эволюция) и не зависит от доходов клиента.

При формировании УТП важно понять, на каком уровне уникальности находится ваш продукт/услуга, и транслировать именно это вашему потребителю.

С чего начать:

— определите, что вы продаете (к примеру, дрель или дырки в стене; медицинскую услугу или выздоровление?),

— определите, у какого потребителя это может пользоваться спросом (портрет клиента),

— как вы будете транслировать свою уникальность (как заинтересовать потенциального клиента)?

— как прейти на уровень выше, чтобы заинтересовать и удержать клиента?

Ответив на эти вопросы, вы сможете существенно изменить подход к построению бизнеса.

 

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.