Как «Пионер» ломает стереотипы
Застать директора ПКФ «Пионер» ЮРИЯ ШЛИПОВА в Красноярске — большая проблема. Основную часть рабочего времени он и его заместители ездят по краю и соседним регионам, встречаются с потенциальными
Застать директора ПКФ «Пионер» ЮРИЯ ШЛИПОВА в Красноярске — большая проблема. Основную часть рабочего времени он и его заместители ездят по краю и соседним регионам, встречаются с потенциальными клиентами компании. «Только за эту неделю я побывал в Ингаше, Енисейске, Хакасии, завтра поеду в Балахту. Троих сотрудников вчера отправил в Северо-Енисейск», — рассказывает г-н Шлипов. Он признается, что пока потребитель не выстраивается в очередь за инновационной продукцией «Пионера». Приходится идти к нему самим, показывать образцы и сертификаты качества, убеждать и доказывать. «Многие проявляют интерес к нашей продукции, но устойчивого спроса на нее пока нет. Мы сейчас пытаемся его сформировать. Основная проблема — стереотипность мышления, приверженность к традиционным технологиям и боязнь инноваций со стороны многих потенциальных заказчиков», — говорит директор «Пионера».
«Пионер» — компания из «молодых», на рынке работает с 2006 г. На старте основным ее занятием было производство холодильного торгового оборудования. Юрий Шлипов вспоминает, что для его изготовления «Пионер» сразу стал искать материал с очень низкой теплопроводностью. В итоге было решено попробовать пенополиуретан, который компания стала закупать у одного из уральских производителей. «Фактически мы первыми привезли этот материал в Красноярск», — утверждает г-н Шлипов. По его словам, материал отлично зарекомендовал себя в производстве установок для промышленного холода. Кроме его главного свойства — слабой теплопроводности, он обладает достаточно высокой механической прочностью, почти не пропускает влагу и при этом очень легкий — квадратный метр плиты весит 11 кг.
Будучи инженером по образованию, Юрий Шлипов быстро оценил технологические свойства материала и пришел к выводу, что его можно использовать не только для производства холодильных установок. «Первое, что мне пришло в голову, — если мы применяем его для того, чтобы сохранять холод, то почему бы нам с его помощью не сохранять и тепло. Сопротивляемость влаге делает его слабо подверженным температурному воздействию, а небольшой вес обеспечивает легкость конструкции и ее быстрый монтаж. Следовательно, его можно использовать в качестве строительного материала», — рассказывает Юрий Шлипов. Более того, изучая информацию о новом материале, он выяснил, что на Западе из пенополиуретана уже давно делают сэндвич-панели и применяют в строительстве как высотных, так и малоэтажных зданий. Так, в «Пионере» решили попробовать вывести новый материал на строительный рынок.
Ноу-хау в малоэтажном строительстве
Как рассказывает Юрий Шлипов, компания начала предлагать пенополиуретан красноярским застройщикам в качестве сэндвич-панелей. Стала местным дилером уральского завода-изготовителя. Однако в то же время возникла идея не только продавать панели, но и самим производить из них конечный продукт. Самым интересным вариантом оказалось производство мобильных зданий. Так, еще в том же 2006 г. у компании помимо выпуска холодильного оборудования появилось новое направление — производство мобильных домиков. Как пояснил г-н Шлипов, это своего рода здания-конструкторы, которые доставляются до пункта назначения в разборном виде и собираются уже на месте. При необходимости они демонтируются и перево-зятся на другое место. Причем обе процедуры занимают считанные часы. Отсюда и термин — «мобильные дома».
С развитием направления компания освоила технологию создания комплексных быстровозводимых сооружений — общежитий, административных корпусов и т. д. По словам директора «Пионера», новое предложение получило столь быстрый и высокий спрос, что было решено перестать закупать пенополиуретановые панели на Урале и начать производить их самостоятельно. Так, в 2007 г. «Пионер» приобрел производственную площадку под Дивногорском и итальянскую линию по изготовлению материала. Все это обошлось компании в 24 млн руб.
Наладив выпуск мобильных зданий, компания решила попробовать силы в производстве и строительстве уже стационарных сооружений. В «Пионере» освоили так называемый панельно-стоечный способ строительства и стали производить складские, ангарные, гаражные здания.
Самое же последнее направление, которым занялась компания, — производство и строительство малоэтажных жилых домов из пенополиуретановых панелей. Об этом направлении Юрий Шлипов рассказывает с особым энтузиазмом, утверждая, что его компания изобрела ноу-хау. «Фактически мы усовершенствовали технологию, которая применяется в Европе и Северной Америке при строительстве коттеджей. Там их возводят из сэндвич-панелей на основе ориентированно-стружечной плиты (ОСП) и полистирола. Мы же научились вместо полистирола заливать на ОСП пенополиуретан. В результате мы получили панель очень высокой прочности, в 20 раз превышающей необходимую норму. Иначе говоря, она может использоваться не только как ограждающая, но и как несущая конструкция. Применяя ее, мы сейчас можем строить дома высотой до трех этажей», — рассказал г-н Шлипов.
Жилье для нефтяников
Директор «Пионера» говорит, что успех направления мобильных домов был легко прогнозируем. Начав производить их, компания делала ставку на нефтедобывающие и геологоразведочные компании, дорожно-строительные предприятия и структуры МЧС. То есть те организации, сотрудники которых подолгу живут вне дома, зачастую в экстремальных погодных условиях. Соответственно, им нужно качественное, комфортное удаленное жилье. Это достаточно узкий рынок, однако и достойных предложений на нем немного. «Мы понимали, что в городе наши мобильные дома вряд ли найдут сбыт. Здесь строитель приходит на работу на восемь часов в день, и бытовка нужна ему только, чтобы передохнуть и пообедать. Ему не нужен какой-то особый комфорт и тепло. Другое дело — строитель, работающий на вахте в тайге. Ему требуется практически полноценное жилье», — говорит г-н Шлипов.
По его словам, расчет оказался верен: «мобильное» предложение «Пионера» сразу нашло сбыт. «Очень многие компании заинтересовались нашими мобильными домами. Практически все нефтяники, работающие в крае. Их привлекло в первую очередь то, что наше жилье позволяет экономить электроэнергию — стандартный модуль отапливается двумя киловаттами электричества при минус шестидесяти градусов. Кроме того, он весит менее двух тонн, и его можно доставить до места вертолетом Ми-8. Это самый доступный и быстрый способ транспортировки на Севере. Малый вес — одно из наших ключевых преимуществ, так как другие производители предлагают мобильные дома весом от трех тонн», — утверждает г-н Шлипов.
По словам директора «Пионера», развитие направления мобильных домов сдержал только кризис, из-за которого резко сократилось количество заказов. Однако в последнее время они вновь начали поступать.
Строители не готовы к новым технологиям
А вот инновационное «стационарное» предложение компании приживается гораздо сложнее. Юрий Шлипов говорит, что проблема даже не в кризисе, просто строительный рынок не готов к потреблению современных материалов. На нем преобладают традиционные технологии, а инновационные подходы воспринимаются скептически, в отличие от того же сегмента мобильного строительства. Там рынок сам по себе более подвижный, восприимчивый к новым технологиям и материалам, на нем еще не успели сформироваться стандартные подходы. Иная ситуация в «стационарном» строительстве — здесь преобладают типовые решения, традиционные материалы, годами отработанные технологии, отказ от которых в пользу инновационных предложений идет со скрипом. Например, говорит г-н Шлипов, в качестве сэндвич-панелей у нас используют материалы, производство и применение которых в строительстве освоили еще в 60-е гг. прошлого века. «Наши панели сопоставимы с ними по стоимости, а по технологическим свойствам значительно их превосходят. Это подтверждено всеми необходимыми сертификатами и документами. Тем не менее, зачастую мы не можем убедить в этом потенциального клиента», — разводит руками Юрий Шлипов.
Директор «Пионера» говорит, что почти каждые переговоры — это попытка прошибить головой стену, люди не желают разбираться, вникать в цифры, технические характеристики. «Постоянно нужно убеждать, объяснять. До собственников, как правило, не добраться. Приходится общаться с директорами, проектировщиками. Но даже они, подготовленные люди, не понимают, что мы им предлагаем. А чаще всего не хотят понимать. Просто спрашивают: а зачем нам это надо? У нас уже есть типовые решения, нам незачем тратить время на освоение, внедрение вашей технологии», — говорит Юрий Шлипов.
Еще одна труднопреодолимая проблема, по его словам, заключается в существующих корпоративных связях. Как правило, у компаний уже есть наработанные партнеры, поставщики, с которыми они сотрудничают уже давно. И нарушать эти связи они не хотят.
Ждет помощи от государства
На данный момент «Пионеру» удалось добиться загрузки своих производственных мощностей примерно наполовину. По словам Юрия Шлипова, спрос понемногу, но растет. Чтобы стимулировать его, компания разработала готовые решения на основе своей продукции. В частности, типовые проекты коттеджей. Несколько таких домов компания уже построила в Солянке по федеральной программе строительства жилья для молодых специалистов.
Кроме того, компания начала сотрудничать с проектными организациями для создания комплексных проектов застройки. Так, совместно с Красноярскжилдорпроектом она разработала комплексный проект агропоселка на тысячу жителей. По словам Юрия Шлипова, ему уже удалось заинтересовать этим проектом несколько хакасских сов- хозов. «Проект универсальный — его можно реализовать как в комплексе, так и поэлементно. Например, руководитель одного из хозяйств заинтересовался проектом спорткомплекса, второй хочет построить жилые дома по нашим технологиям», — рассказывает г-н Шлипов.
Директор «Пионера» говорит, что для успешного развития компании все, что ей сейчас нужно, — надежный, оплачиваемый сбыт. В этом он рассчитывает на помощь краевых властей. «Да, сейчас краевая администрация помогает бизнесу, выделяет какие-то субсидии, помогает кредитоваться и т. д. Это хорошо. Но мне нужны не деньги. Я жду помощи от краевых властей в поиске заказчиков и рынков сбыта моей продукции. В частности, сейчас в крае идут «великие стройки», но все наши попытки пробиться на них были безуспешными. Я думаю, краевые власти могли бы помочь в этом местным предприятиям, пролоббировать их интересы. Но пока этого нет», — заключил Юрий Шлипов.