Константин Попов:
Директор компании «АРЕВЕРА-Недвижимость» Константин Попов говорит, что красноярская бизнес-элита никогда не «мучилась» вопросом: где жить? Начиная с 90-х годов она выбирает центр города. Робкую кон
Директор компании «АРЕВЕРА-Недвижимость» Константин Попов говорит, что красноярская бизнес-элита никогда не «мучилась» вопросом: где жить? Начиная с 90-х годов она выбирает центр города. Робкую конкуренцию центру мог составить разве что Академгородок.
элита не готова расстаться с центром
Риелтор с почти 20-летним стажем, Константин Попов пришел в этот бизнес как раз в то время, когда в Красноярске только зарождался спрос на высококлассное жилье от узкой прослойки бизнес-элиты. Хотя такого определения, как бизнес-элита, тогда еще не существовало. Г-н Попов вспоминает, что все «люди с деньгами» поголовно хотели жить в центре города и преимущественно в «сталинках». По тем временам это было наивысшим «шиком» и показателем успешности. Предпринимателей не смущало то, что «сталинки» были домами стареющими, с коммунальными квартирами. Они готовы были вкладывать большие деньги в ремонт и расселение жильцов. «Можно сказать, что отремонтированные «сталинки» в центре были первым «элитным» жильем Красноярска», — говорит Константин Попов.
Какие еще варианты жилья были готовы рассматривать состоятельные люди в то время?
— В том-то и дело, что других вариантов не было. Ни в каком другом районе города не была так, как в центре, развита социальная, коммерческая и развлекательная инфраструктура, поэтому жить здесь было наиболее престижно. «Сталинки» же выбирали потому, что это было лучшее, что имел на тот момент наш жилфонд. Кроме них были только панельные дома — хрущевки, «улучшенки» и дома 97-й серии, так называемые новой планировки. Они значительно уступали кирпичным домам «сталинской» застройки по многим параметрам. Хотя, конечно, и отремонтированные «сталинки» высококлассным жильем нельзя было назвать. В самой квартире можно было устроить себе «царские хоромы», но оставались грязный подъезд, неблагоустроенный двор и т. д. Тем не менее, тогдашней бизнес-элите приходилось с этим мириться, так как это было лучшее из того, что они могли себе позволить в Красноярске.
В центре города сосредоточено 80% элитного жилого фонда
Центр города бизнес-элита выбрала в начале последнего десятилетия прошлого века сама. Чуть позже в центре города стали появляться первые новостройки, рассчитанные на состоятельную аудиторию. Например, так называемый «дом для банкиров» на Урицкого, легендарный «сливочник» «Лендер» — дом на улице Ленина. В местной строительной отрасли начал развиваться новый сегмент — элитного домостроения. Причем направление его развития задала сама бизнес-элита: строители уловили главный тренд — стремление элиты жить в домах повышенной комфортности в центре города. В последующие годы именно здесь и велась основная застройка элитных домов. Преимущественно на проспекте Мира, улицах Ленина, Марковского, Урицкого, Дубровинского, на Красной площади. В итоге к настоящему моменту около 80% всего красноярского жилого фонда, ориентированного на элиту, сосредоточено в центре города.
Как определить дома, в которых сегодня живет бизнес-элита?
— Прежде всего, это обязательно кирпичный либо монолитный тип постройки. Никак не панельный, «панелька» — признак массового жилья. Зачастую дома для элиты выделяются необычным архитектурным стилем и дизайнерской отделкой. Пример — один из не так давно построенных домов на Ленина, 34, крышу которого украшает башня. В идеале элитный дом должен быть небольшим, рассчитанным на нескольких хозяев. Показательный пример — дом на Марковского, 19. Однако в Красноярске есть примеры и многоквартирного элитного жилья, этаких «общежитий» для элиты. Тот же «Лендер».
Еще один важный фактор — закрытая охраняемая территория. Обязательна парковка, причем, как правило, подземная — теплая. И, пожалуй, основной признак элитного жилья — окружающая среда. Элитный дом, соседствующий, скажем, с бараками или хрущевками, — это нонсенс. Если я вижу, что в таком месте идет элитная застройка, я делаю вывод, что застройщик предполагает впоследствии снести старые дома вокруг. Например, «Енисейлесстрой» сейчас строит элитный дом «Галактика» на Свободном, как раз поблизости с ветхими деревянными бараками. По моей информации, компания планирует в перспективе снести их и построить на этом месте комплекс новых зданий.
Пригород центру пока не конкурент
До недавнего времени местная бизнес-элита даже не рассматривала варианты проживания в других районах города, кроме центра, за исключением разве что Академгородка. В этом микрорайоне «бизнесмены первой волны» приобретали жилье еще с начала 90-х, прежде всего из соображений экологической чистоты. Однако в последние несколько лет бизнес-элита начала понемногу расширять свой «ареал» обитания. В основном за счет Взлетки. Кроме того, некоторые ее представители стали перебираться в загородные коттеджи. Этот вид жилого домостроения также в последние годы стал развиваться в регионе. Однако, по мнению Константина Попова, до массового переселения красноярской бизнес-элиты за город еще далеко.
— В Академгородке состоятельные люди охотно селятся уже достаточно давно. Это та часть бизнес-элиты, которая шумному и суетному центру предпочитает тихий район с хорошей экологией, который, замечу, не так далеко расположен от центра города. «Академ» для них идеальный вариант. Хотя, прямо скажем, жилья, которое полностью подпадало бы под определение «элитное», в этом районе немного. Буквально несколько «сливочников».
Что касается Взлетки, то там в настоящее время располагается территориальный центр города, а также центр деловой активности. Кроме того, в последние годы там идет наиболее интенсивное строительство как коммерческой, так и жилой недвижимости. В том числе появились и продолжают строиться высококлассные дома, пусть не элитного, но бизнес-класса. Это способствовало тому, что представители бизнес-элиты стали рассматривать Взлетку как приемлемый вариант для проживания.
Есть ли у нашей бизнес-элиты стремление жить за городом в собственном доме? Существует мнение, что это более престижно.
— Такое желание действительно есть. Все-таки люди вдоволь уже нажились в городских, пусть даже элитных, «бизнес-общагах» и хотят перебраться поближе к природе и жить в индивидуальных домах. Но проблема в том, что пока у нас нет ни одного завершенного коттеджного поселка, в котором можно было бы жить на, так сказать, «постоянной основе». И когда они появятся, непонятно. Например, мои знакомые сейчас продают два дома в одном из элитных поселков, потому что устали ждать, когда смогут, наконец, туда заселиться. Между тем, этот поселок начал строиться раньше других. На данный момент ни в одном загородном поселке полностью не налажена коммунальная инфраструктура, не говоря уже о социальной. Соответственно, использовать загородный коттедж как основное жилье сейчас очень проблематично. Поэтому, на мой взгляд, массовый «исход» за город местной бизнес-элиты — только перспектива.
В кризис покупатели дорогого жилья исчезли как класс
По словам г-на Попова, пик активности на рынке элитного домостроения пришелся на предкризисное время. Незадолго до его начала только на улице Ленина было сдано сразу несколько таких домов, стабильно увеличивался и спрос на дорогое жилье. Однако в кризис динамику роста словно обрубило: за последние два года в городе не было сдано ни одного элитного дома, а покупатели дорогого жилья словно вымерли. Константин Попов говорит, что количество сделок в этом сегменте на первичном рынке сошло практически до нуля.
Сколько стоит сейчас в Красноярске элитное жилье?
— Средняя стоимость квадрата в элитном доме у нас сейчас составляет 80-100 тысяч рублей. Средняя же площадь жилья, приобретаемого бизнес-элитой, — около 150 квадратных метров. То есть получается в районе 13-15 миллионов рублей. Однако учтите, что речь идет о «пустом» жилье с черновой отделкой. А ведь в Красноярске есть уже предложения «под ключ» — с ремонтом, мебелью, техникой и т. д. Тут уже порядок цифр может быть сколь угодно разным. Я знаю, например, квартиру площадью около 180 квадратов, которую продают за 25 миллионов рублей, и знаю квартиру в 140 квадратов, за которую просят 40 миллионов. Конечно, такое жилье никогда не улетало как горячие пирожки, однако в кризис спрос на него просто замер.
Как долго, по вашему мнению, продлится стагнация в этом сегменте рынка?
— Ситуация, на мой взгляд, не катастрофична. Есть примеры того, что рынок потихоньку «зашевелился». Например, буквально на днях к нам обратились клиенты с просьбой подобрать жилье стоимостью около 25 миллионов рублей. Для нашего региона это очень приличная сумма даже по докризисным меркам.
Константин Попов
«АРЕВЕРА-Недвижимость» Родился 1 января 1970 г. в Красноярске.
Образование: 1988 г. — Красноярский политехнический институт, электромеханический факультет, робототехник; 1988–1989 гг. — служба в морской пехоте Советской армии в Прибалтике; 1989–1994 гг. — Сибирская государственная аэрокосмическая академия, финансово-экономический факультет, экономист.
Карьера: 1992–2008 гг. — руководитель риелторской компании «Жилищный центр» (с 2005 года «АРЕВЕРА-Недвижимость»).
Семья: жена, двое детей.
Хобби: мотоцикл, сноуборд, спелеология, астрономия.
элита не готова расстаться с центром
Риелтор с почти 20-летним стажем, Константин Попов пришел в этот бизнес как раз в то время, когда в Красноярске только зарождался спрос на высококлассное жилье от узкой прослойки бизнес-элиты. Хотя такого определения, как бизнес-элита, тогда еще не существовало. Г-н Попов вспоминает, что все «люди с деньгами» поголовно хотели жить в центре города и преимущественно в «сталинках». По тем временам это было наивысшим «шиком» и показателем успешности. Предпринимателей не смущало то, что «сталинки» были домами стареющими, с коммунальными квартирами. Они готовы были вкладывать большие деньги в ремонт и расселение жильцов. «Можно сказать, что отремонтированные «сталинки» в центре были первым «элитным» жильем Красноярска», — говорит Константин Попов.
Какие еще варианты жилья были готовы рассматривать состоятельные люди в то время?
— В том-то и дело, что других вариантов не было. Ни в каком другом районе города не была так, как в центре, развита социальная, коммерческая и развлекательная инфраструктура, поэтому жить здесь было наиболее престижно. «Сталинки» же выбирали потому, что это было лучшее, что имел на тот момент наш жилфонд. Кроме них были только панельные дома — хрущевки, «улучшенки» и дома 97-й серии, так называемые новой планировки. Они значительно уступали кирпичным домам «сталинской» застройки по многим параметрам. Хотя, конечно, и отремонтированные «сталинки» высококлассным жильем нельзя было назвать. В самой квартире можно было устроить себе «царские хоромы», но оставались грязный подъезд, неблагоустроенный двор и т. д. Тем не менее, тогдашней бизнес-элите приходилось с этим мириться, так как это было лучшее из того, что они могли себе позволить в Красноярске.
В центре города сосредоточено 80% элитного жилого фонда
Центр города бизнес-элита выбрала в начале последнего десятилетия прошлого века сама. Чуть позже в центре города стали появляться первые новостройки, рассчитанные на состоятельную аудиторию. Например, так называемый «дом для банкиров» на Урицкого, легендарный «сливочник» «Лендер» — дом на улице Ленина. В местной строительной отрасли начал развиваться новый сегмент — элитного домостроения. Причем направление его развития задала сама бизнес-элита: строители уловили главный тренд — стремление элиты жить в домах повышенной комфортности в центре города. В последующие годы именно здесь и велась основная застройка элитных домов. Преимущественно на проспекте Мира, улицах Ленина, Марковского, Урицкого, Дубровинского, на Красной площади. В итоге к настоящему моменту около 80% всего красноярского жилого фонда, ориентированного на элиту, сосредоточено в центре города.
Как определить дома, в которых сегодня живет бизнес-элита?
— Прежде всего, это обязательно кирпичный либо монолитный тип постройки. Никак не панельный, «панелька» — признак массового жилья. Зачастую дома для элиты выделяются необычным архитектурным стилем и дизайнерской отделкой. Пример — один из не так давно построенных домов на Ленина, 34, крышу которого украшает башня. В идеале элитный дом должен быть небольшим, рассчитанным на нескольких хозяев. Показательный пример — дом на Марковского, 19. Однако в Красноярске есть примеры и многоквартирного элитного жилья, этаких «общежитий» для элиты. Тот же «Лендер».
Еще один важный фактор — закрытая охраняемая территория. Обязательна парковка, причем, как правило, подземная — теплая. И, пожалуй, основной признак элитного жилья — окружающая среда. Элитный дом, соседствующий, скажем, с бараками или хрущевками, — это нонсенс. Если я вижу, что в таком месте идет элитная застройка, я делаю вывод, что застройщик предполагает впоследствии снести старые дома вокруг. Например, «Енисейлесстрой» сейчас строит элитный дом «Галактика» на Свободном, как раз поблизости с ветхими деревянными бараками. По моей информации, компания планирует в перспективе снести их и построить на этом месте комплекс новых зданий.
Пригород центру пока не конкурент
До недавнего времени местная бизнес-элита даже не рассматривала варианты проживания в других районах города, кроме центра, за исключением разве что Академгородка. В этом микрорайоне «бизнесмены первой волны» приобретали жилье еще с начала 90-х, прежде всего из соображений экологической чистоты. Однако в последние несколько лет бизнес-элита начала понемногу расширять свой «ареал» обитания. В основном за счет Взлетки. Кроме того, некоторые ее представители стали перебираться в загородные коттеджи. Этот вид жилого домостроения также в последние годы стал развиваться в регионе. Однако, по мнению Константина Попова, до массового переселения красноярской бизнес-элиты за город еще далеко.
— В Академгородке состоятельные люди охотно селятся уже достаточно давно. Это та часть бизнес-элиты, которая шумному и суетному центру предпочитает тихий район с хорошей экологией, который, замечу, не так далеко расположен от центра города. «Академ» для них идеальный вариант. Хотя, прямо скажем, жилья, которое полностью подпадало бы под определение «элитное», в этом районе немного. Буквально несколько «сливочников».
Что касается Взлетки, то там в настоящее время располагается территориальный центр города, а также центр деловой активности. Кроме того, в последние годы там идет наиболее интенсивное строительство как коммерческой, так и жилой недвижимости. В том числе появились и продолжают строиться высококлассные дома, пусть не элитного, но бизнес-класса. Это способствовало тому, что представители бизнес-элиты стали рассматривать Взлетку как приемлемый вариант для проживания.
Есть ли у нашей бизнес-элиты стремление жить за городом в собственном доме? Существует мнение, что это более престижно.
— Такое желание действительно есть. Все-таки люди вдоволь уже нажились в городских, пусть даже элитных, «бизнес-общагах» и хотят перебраться поближе к природе и жить в индивидуальных домах. Но проблема в том, что пока у нас нет ни одного завершенного коттеджного поселка, в котором можно было бы жить на, так сказать, «постоянной основе». И когда они появятся, непонятно. Например, мои знакомые сейчас продают два дома в одном из элитных поселков, потому что устали ждать, когда смогут, наконец, туда заселиться. Между тем, этот поселок начал строиться раньше других. На данный момент ни в одном загородном поселке полностью не налажена коммунальная инфраструктура, не говоря уже о социальной. Соответственно, использовать загородный коттедж как основное жилье сейчас очень проблематично. Поэтому, на мой взгляд, массовый «исход» за город местной бизнес-элиты — только перспектива.
В кризис покупатели дорогого жилья исчезли как класс
По словам г-на Попова, пик активности на рынке элитного домостроения пришелся на предкризисное время. Незадолго до его начала только на улице Ленина было сдано сразу несколько таких домов, стабильно увеличивался и спрос на дорогое жилье. Однако в кризис динамику роста словно обрубило: за последние два года в городе не было сдано ни одного элитного дома, а покупатели дорогого жилья словно вымерли. Константин Попов говорит, что количество сделок в этом сегменте на первичном рынке сошло практически до нуля.
Сколько стоит сейчас в Красноярске элитное жилье?
— Средняя стоимость квадрата в элитном доме у нас сейчас составляет 80-100 тысяч рублей. Средняя же площадь жилья, приобретаемого бизнес-элитой, — около 150 квадратных метров. То есть получается в районе 13-15 миллионов рублей. Однако учтите, что речь идет о «пустом» жилье с черновой отделкой. А ведь в Красноярске есть уже предложения «под ключ» — с ремонтом, мебелью, техникой и т. д. Тут уже порядок цифр может быть сколь угодно разным. Я знаю, например, квартиру площадью около 180 квадратов, которую продают за 25 миллионов рублей, и знаю квартиру в 140 квадратов, за которую просят 40 миллионов. Конечно, такое жилье никогда не улетало как горячие пирожки, однако в кризис спрос на него просто замер.
Как долго, по вашему мнению, продлится стагнация в этом сегменте рынка?
— Ситуация, на мой взгляд, не катастрофична. Есть примеры того, что рынок потихоньку «зашевелился». Например, буквально на днях к нам обратились клиенты с просьбой подобрать жилье стоимостью около 25 миллионов рублей. Для нашего региона это очень приличная сумма даже по докризисным меркам.
Константин Попов
«АРЕВЕРА-Недвижимость» Родился 1 января 1970 г. в Красноярске.
Образование: 1988 г. — Красноярский политехнический институт, электромеханический факультет, робототехник; 1988–1989 гг. — служба в морской пехоте Советской армии в Прибалтике; 1989–1994 гг. — Сибирская государственная аэрокосмическая академия, финансово-экономический факультет, экономист.
Карьера: 1992–2008 гг. — руководитель риелторской компании «Жилищный центр» (с 2005 года «АРЕВЕРА-Недвижимость»).
Семья: жена, двое детей.
Хобби: мотоцикл, сноуборд, спелеология, астрономия.