«Красный яр» и «Командор» о том, как они будут развивать в Красноярске дискаунтеры

Фокус красноярских продритейлеров сместился на дискаунтеры. В планах ведущих игроков раскинуть большие сети магазинов «дешевых калорий» уже к концу года.

Первый дискаунтер под брендом «Хороший» компания «Командор» запустила в конце 2014-го. В ноябре прошлого года свое видение формата представила сеть «Красный яр» – на правом берегу начал работать «Батон». Новый для себя формат красноярские продритейлеры осваивают агрессивно – к началу будущего года они в общей сложности откроют 90 магазинов. Взгляды топ-менеджмента конкурирующих сетей на развитие дискаунтеров не совпадают по многим пунктам. Однако Олег СИПЕТЫЙ («Командор») и Татьяна ПАВЛОВСКАЯ («Красный яр») единодушны в том, что сегодня дискаунтеры – наиболее востребованный рынком формат. 
 
Олег Сипетый (О.С.): Успешный ритейл всегда подстраивается под рынок. Последние два года прошли в режиме «год за три». Рынок интенсивно менялся: спрос сместился в сторону цены. Давно размышляли над тем, чтобы освоить формат дискаунтера, объективная реальность потребовала сделать это быстрее. 
 
Татьяна Павловская (Т.П.): Дискаунтер – это не формат неразвитого рынка, тут нужны высокие компетенции. Чем более зрелый рынок, тем больше конкуренция в этом сегменте. Это хорошо видно на примере Европы. Сам же формат – это не что-то монолитное. Сейчас мы работаем в формате жесткого дискаунтера, но он будет эволюционировать в ответ на потребности людей. Сегодня им нужен минимальный комфорт и низкие цены, возможно, завтра понадобится горячий хлеб и другие опции. 
 
«Красный яр» и «Командор» о том, как они будут развивать в Красноярске дискаунтеры 1Вы в эту нишу зашли своевременно? 
О.С.: Думаю, да. Специфика бизнеса такова, что мы каждый день смотрим на покупателя и видим, как меняются его предпочтения, – ходит/не ходит в магазин, какие товары выбирает. Покупатель четко сказал: «Я готов идти за ценой», мы в ответ на это начали строить дискаунтеры. 
 
Т.П.: Прошлый год показал серьезное смещение покупательского спроса. Если 2014-й прошел в привычном режиме, то в 2015-м мы увидели переориентацию покупателей на промо-товары. Цена сейчас первостепенна, а значит, необходимо предлагать другой ценовой формат. 
 
Осваивать новый для вас формат было трудно?
О.С.: Супермаркеты, гипермаркеты, магазины у дома – это все ритейл: розничная продажа, где важен ассортимент и качество обслуживания. Сюда часто приходят семьями, и закупки по выходным становятся частью досуга, а значит, мы должны создать условия, чтоб покупали с удовольствием. Дискаунтеры – это больше логистика: умение с минимальными затратами довести товар из распределительного центра в магазин, и фокус смещается с ассортимента на цену. Логистика и быстрый товарооборот здесь – 80% успеха. Поэтому логистические компетенции приходится выращивать заново. Впрочем, это полезно для бизнеса в целом. 
 
Т.П.: Да, компетенции частично отличаются, однако это не стоп-фактор. Логистика, действительно, занимает наибольшую часть в процессах, но это не все. Для того чтобы дать лучшую цену, нам нужно по-другому договариваться с поставщиками, искать небрендированные товары, активнее развивать собственные торговые марки и, вместе с тем, оптимизировать затраты. Экономить на них позволяет коробочная выкладка и минимальное обслуживание покупателей, оно, по сути, заключается только в работе на кассе. 
 
«Красный яр» и «Командор» о том, как они будут развивать в Красноярске дискаунтеры 2Продумывая концепцию своих дискаунтеров, вы изобретали ее «с нуля» или на кого-то ориентировались?
О.С.: Изобретали, ориентируясь на лучшие мировые образцы. В нашем случае это немецкие Aldi и Lidl, которые в процессе эволюции прошли путь от земляных полов до вызывающих восторг магазинов. Нет понятия «классический дискаунтер», есть какие-то каноны – цена, ассортимент, количество торговых точек, необходимых для того, чтобы модель начала зарабатывать. Если даже один супермаркет будет приносить какую-то прибыль, то дискаунтер приносит деньги только в масштабе – это не менее 60 магазинов, расположенных вокруг одного распределительного центра. Это более инвестиционно емкая модель, нежели супермаркеты.
 
Т.П.: Спроси нас, что такое дискаунтер, у каждого будет свое видение. В России успешна сеть из Красноярска («Светофор». – Прим. ред.), работающая в формате жесткого дискаунтера. Европейская часть, скорее, ориентирована на мягкий вариант. Мы движемся в рамках простых логических решений по ассортименту, цене, площадям магазинов. И это не копирование в чистом виде, потому что есть локальный рынок, на который мы ориентируемся. 
 
В Красноярске сейчас время «земляных полов»?
Т.П.: «Земляные полы» – это, скорее, отражение того, что модель подразумевает минимальные капитальные вложения. «Земляных полов», конечно, уже нет, это пройденный этап. Формат дискаунтера не предполагает хорошего ремонта, но полы в магазинах как минимум ровные – этого требует логистика, чтобы паллета проходила путь от загрузки до точки в торговом зале. 
 
Читайте также на DK.RU:
О.С.: Время «земляных полов» в Aldi и Lidl было сразу после войны. Мы сегодня все-таки стараемся сделать чуть лучше – в плане ассортимента, обслуживания. Супермаркетовский менталитет немного уводит в сторону. Дискаунтеры должны быть жестче – постоянно отсекать все лишнее, то, за что покупатель не готов платить. 
 
«Красный яр» и «Командор» о том, как они будут развивать в Красноярске дискаунтеры 3Посетители дискаунтеров перетекли к вам с условных «баз на Спандаряна» или из супермаркетов?
Т.П.: Нет четкого портрета клиента – это разные люди, те, кто ценит свой бюджет. Наши дискаунтеры располагаются в жилых районах и работают, скорее, как магазины ежедневных покупок. 
 
О.С.: Вначале это были люди, приходившие за ценой, за «дешевыми калориями». Но сейчас нередко подъезжают покупатели на достаточно хороших автомобилях. Не все готовы платить за бренды и обслуживание. Это так же, как пойти в столовую, а не в ресторан. Тех, кто не готов и не может – в силу сжимающегося бюджета – переплачивать, становится все больше. Для них такой магазин – идеальный вариант.
 
Нет рисков, что ваши дискаунтеры перетянут на себя клиентов ваших же супермаркетов?
О.С.: Когда мы открываем «Хороший» недалеко от «Командора», есть вероятность, что он переманит 10-17% покупателей. Причем за каким-то ассортиментом они пойдут в дискаунтер, а что-то купят в супермаркете. Остальные 83-90% – это аудитория рынков, баз, прочей неорганизованной торговли. Плюс если эту нишу не заполним мы – это сделают конкуренты. 
 
Т.П.: Вопрос месторасположения не принципиален. Дискаунтер может спокойно вставать даже на трафике супермаркета, потому что в этом магазине покупатели закрывают свой базовый ассортимент. А за готовой продукцией, например для ужина, они пойдут в супермаркет. Это совместимые форматы.
 
Хороших мест для запуска супермаркета в городе почти не осталось. С дискаунтерами та же ситуация?
Т.П.: Мы сейчас идем по пути открытия дискаунтеров в жилых районах – там, где есть потребители. Рынок позволяет брать там места с хорошей ставкой аренды. Но есть и другие критерии – само помещение должно быть удобно для логистики. 
 
О.С.: Мы для себя поставили отсечку по цене аренды помещения: не соглашаемся на ставку выше 350 руб. за кв. метр. Аренда – весомая часть себестоимости, а в формировании цен в дискаунтере важна каждая десятая доля процента. Именно выгодное предложение по стоимости помещения влияет на конечную цену и определяет место открытия дискаунтера. 
 
Насколько быстро возвращаются вложения в дискаунтер?
Т.П.: Закладываем сроки по окупаемости – до двух лет на один магазин. Количество точек, конечно, влияет на общую эффективность. В масштабе сети можно получить и более короткие сроки. 
 
О.С.: Наши расчеты – это три года. Когда мы считаем окупаемость одного магазина, она получается очень хорошей. Но дискаунтеры предполагают высокую централизацию поставок, затраты на строительство логистического центра увеличивают сроки возврата инвестиций. 
 
В какие сроки планируете завершить строительство сетей? 
О.С.: В начале 2017 года рассчитываем выйти на 60 магазинов – это минимальное количество. Думаю, что в конечном итоге будем развиваться в вилке 90-100 магазинов. Причем не только в Красноярском крае: модель адаптивная, главное требование – располагать торговые точки в определенном радиусе от распределительного центра. 
 
Т.П.: Наши планы – довести количество магазинов до 30 к концу 2016 года, сейчас их 11. Но не исключаю более активного развития. Все будет зависеть от состояния рынка и наличия помещений с минимальной арендной ставкой. 
Самое читаемое
  • ЦБ отозвал лицензию у банка из топ-60 по величине активовЦБ отозвал лицензию у банка из топ-60 по величине активов
  • «Сухой закон» гуляет по стране: в одном из регионов закрыли сразу 400 алкомаркетов«Сухой закон» гуляет по стране: в одном из регионов закрыли сразу 400 алкомаркетов
  • Наталья Алемасова: «Почта есть там, куда не доберутся маркетплейсы и курьерские службы»Наталья Алемасова: «Почта есть там, куда не доберутся маркетплейсы и курьерские службы»
  • 30,4% из 64 тысяч крупных компаний России сработали в убыток в первом полугодии-202530,4% из 64 тысяч крупных компаний России сработали в убыток в первом полугодии-2025
  • Китай отменяет визы для россиян с 15 сентября: теперь география полетов вырастет?Китай отменяет визы для россиян с 15 сентября: теперь география полетов вырастет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.