Обзор ДК: Агентства недвижимости - 09.10.2006

эксперты Сергей Бердоусов заместитель генерального директора Красноярского краевого фонда жилищного строительства Антон Глушков директор по развитию компании «Культбытстрой» Александр Колга

Красноярский риэлторский рынок пока свободен от федеральных компаний. В отсутствие конкурентов-москвичей местные «игроки» не спешат объединяться и массово осваивать новые бизнесы. Эксперты полагают, что уже в следующем году с рынка могут уйти «середняки», которым не хватит партнеров-застройщиков и банков.

эксперты

Сергей Бердоусов
заместитель генерального директора Красноярского краевого фонда жилищного строительства
Антон Глушков
директор по развитию компании «Культбытстрой»
Александр Колганов
директор компании «ИЖИ-АННО»
Константин Колос
директор компании «РЖИЦ»
Юрий Подопригора
главный редактор журнала «Новостройки Красноярска»
Константин Попов
генеральный директор компании «АРЕВЕРА-недвижимость»
Евгений Пуртов
заместитель генерального директора ПСК «Омега»
Ольга Сакун
генеральный директор агентства коммерческой недвижимости «Аркос»
Анжелика Югрина
исполнительный директор Красноярского союза риэлторов
Юрий Юдин
генеральный директор инвестиционной компании «Квартирный ответ»

По оценкам экспертов, сейчас на красноярском рынке работает около 200 агентств недвижимости (АН). Генеральный директор компании «АРЕВЕРА-недвижимость» КОНСТАНТИН ПОПОВ: «Самое интересное, что их всегда было около 200. Просто одни игроки приходят, другие уходят. За последние полтора года сменилось до 50% компаний, в основном, мелких фирм».
Главный редактор журнала «Новостройки Красноярска» ЮРИЙ ПОДОПРИГОРА отмечает, что сейчас рынок недвижимости переживает очередной подъем, связанный как с общим ростом региональной экономики, так и с развитием жилищного кредитования: «Пользуясь благоприятной обстановкой, некоторые риэлторы уходят из больших компаний и открывают свои маленькие агентства».

Пятерка лидеров держит 30% рынка
Постоянное появление новых компаний на рынке риэлторских услуг обусловлено еще и небольшим порогом вхождения. Эксперты отмечают, что мелкому АН для входа на рынок достаточно иметь от 50 до 100 тыс. руб. КОНСТАНТИН КОЛОС, директор АН «РЖИЦ»: «Можно просто снять комнатенку под офис, взять сотовый телефон, дать рекламу, поставить компьютер — и все, ты риэлтор. Но чтобы перешагнуть этот самодеятельный уровень, нужно вложить не менее 500-600 тыс. руб.».
По подсчетам Константина Попова, из общего числа риэлторских агентств, существующих на красноярском рынке, 75% — мелкие, около 20% — средние и менее 5% — крупные компании.
Большинство экспертов называют лидером агентство «АРЕВЕРА-недвижимость», занявшее 7-10% рынка. В первой пятерке также находятся компании, в основном созданные еще в 90-е годы: «Енисейская губерния», «Региональный жилищно-инвестиционный центр» (РЖИЦ), «Институт жилищных инвестиций — агентство недвижимости и независимой оценки» (ИЖИ-АННО), «Красноярский центр недвижимого имущества» (КЦНИ). Следом за ними идут «крепкие середняки» этого рынка: «Рица», «Посад», «Кром», «Цитадель» и др. Юрий Подопригора: «Сейчас первая пятерка агентств недвижимости занимает около 30% рынка. Аналогичная доля еще у 15-20 компаний, идущих следом. И оставшуюся часть делят более 150 мелких агентств».
Особняком стоит появившаяся в конце 2005 г. компания «Квартирный ответ» (создана на базе холдинга SM.group). Это единственная фирма, которая продает жилье из собственного оборотного фонда (около 150 квартир в месяц), а не выступает информационным посредником между продавцом и покупателем. По словам генерального директора «Квартирного ответа» ЮРИЯ ЮДИНА, его компания совершает около 7% от общего числа сделок с недвижимостью в городе: «При этом мы уже столкнулись с неудовлетворенным потребительским спросом, поэтому сейчас всерьез задумались о присут­ствии нашей компании еще и в формате по­среднических операций. За год-два в этом сегменте мы сможем взять дополнительно 10-15% рынка».
Емкость местного рынка риэлтор­ских услуг г-н Юдин оценивает в 450-550 млн руб. в год.
По мнению экспертов, рентабельность этого бизнеса зависит от множества факторов и оценить ее сложно. Юрий Подо­пригора: «Мелкое АН может работать и на 50% доходности. С началом внедрения филиальной системы и увеличением количества сотрудников, в том числе высококвалифицированных, рентабельность падает до 10-30%. Агентства, имеющие 2 филиала, могут оказаться менее стабильны. Когда компания «перескакивает» этот барьер, она вновь повышает свою рентабельность».
Несмотря на достаточно высокую доходность бизнеса, на красноярский риэлторский рынок пока не спешат приходить федеральные компании. Причина — низкий спрос местного населения на услуги АН. Константин Колос: «Сегодня средний покупатель пользуется риэлторской услугой один раз в 5-6 лет, а 40% красноярцев не покупали квартиру никогда».
Мультилистингу мешает локальность
По данным компании «Квартирный ответ», за период с января по август 2006 г. спрос на 3-4-комнатные квартиры увеличился почти на 10%. Он сместился с малогабаритных «хрущевок» в сторону более дорогого жилья. Эксперты считают, что качественное изменение потребительского спроса вызвано общим ростом благосостояния населения, а также активным развитием ипотечных программ. В сложившихся условиях риэлторы вынуждены повышать качество своей работы и расширять спектр оказываемых услуг. Константин Колос: «Сейчас сделка по купле-продаже при участии риэлтора рассматривается не только как выдача адреса квартиры. АН должно выстроить всю цепочку: юридические консультации, поиск квартиры, подготовка документов, взаимоотношения с организациями, принимающими участие в сделке».
Содействовать повышению качества обслуживания клиентов призван Красноярский союз риэлторов (КСР). В августе 2005 года произошло слияние КСР с другой профессиональной организацией — «Игра по правилам». Сейчас в союз входит 9 АН города. Как отметила исполнительный директор Красноярского союза риэлторов АНЖЕЛИКА ЮГРИНА, масштабное привлечение в него новых игроков не планируется, но объединение рассчитывает расширить сферу своего влияния: «Сейчас мы планируем подписать меморандум с 40-50 АН города. Его основная идея — введение добровольной аттестации сотрудников АН, что, по нашему замыслу, должно улучшить имидж риэлторов. Также мы планируем договориться о работе по единым тарифам. Это попытка оградить себя от демпинга мелких компаний».
Компании, входящие в КСР, пропагандируют работу только по эксклюзивным договорам в единой системе мультилистинга . Константин Попов видит ценность этой системы в том, что она помогает агентствам более активно проводить совместные операции: «70% всех сделок «АРЕВЕРЫ» — это со­вместная работа с другими агентствами. Поэтому коллеги всегда должны знать, какие объекты у кого есть — это облегчает работу».
Директор компании «ИЖИ-АННО» АЛЕКСАНДР КОЛГАНОВ отмечает, что такая общедоступность информации перечеркивает идею объединения риэлторов: «Я не вижу смысла вступать в КСР. Любое агентство, не входящее в союз, может просматривать находящиеся в мультилистинге объекты и совершать сделки. В чем преимущество?»
По словам Юрия Подопригоры, рынок эксклюзивов перспективен, но при его становлении в Красноярске возникли проблемы. «На систему мультилистинга нельзя перейти локально, только девяти агентствам. Возможно, КСР ведет слишком закрытую политику», — полагает г-н Подопригора. «Пока какой-то силой союз риэлторов не обладает. Он не выполняет функций профсоюза», — резюмирует Юрий Юдин.
Риэлторы переходят на дилерские отношения с застройщиками
Изменения в законодательстве — вступление в силу Закона «О долевом строительст­ве...», нового Жилищного кодекса и пакета законов об ипотечном кредитовании — за последний год сместили приоритеты в работе риэлторских агентств. Эксперты отмечают, что рынок меняется в сегменте нового жилья. По словам Александра Колганова, агентства недвижимости всегда сотрудничали не напрямую с застройщиками, а с инвесторами, поскольку долевое «от инвесторов» дешевле примерно на 10%. «Сейчас инвесторов становится меньше, рынок переходит на прямые денежные расчеты», — добавляет г-н Колганов. Теперь для работы с новым жильем агентства недвижимости должны выстраивать прямые отношения со строительными компаниями. Но, по оценке экспертов, таких тандемов пока единицы. Примеры дилерского партнер­ства АН с застройщиком — эксклюзивные договоры по реализации объектов жилой недвижимости агентства «АРЕВЕРА-недвижимость» с компаниями «Омега», «Готика», «Монолитстрой» и «Енисейлесстрой». ЕВГЕНИЙ ПУРТОВ, заместитель генерального директора ПСК «Омега»: «Мы постепенно приходим к реализации всех своих объектов через риэлторов. Инвестиционный отдел нашей компании сейчас занимается в основном только оформлением договоров. Для нас это выгодно: нет необходимости набирать в штат сотрудников, занимающихся реализацией, и открывать инвестиционные отделы в разных районах города. Мы можем заниматься только строительством».
Однако не все строительные компании стремятся сотрудничать с риэлторами. По словам АНТОНА ГЛУШКОВА, директора по развитию компании «Культбытстрой», для крупных компаний-застройщиков дилер­ское партнерство с риэлторами невыгодно. При большом объеме реализуемого жилья агентству трудно работать оперативно, а застройщик четко определяет перечень квартир, которые должны быть проданы за конкретный период. «Мы не сотрудничаем с агентствами недвижимости на постоянной основе — нет необходимости. Реализацией занимается наша собственная служба», — уточняет г-н Глушков. При этом «Культбытстрой» имеет опыт взаимодействия с риэлторами в инвестиционной плоскости. По словам Юрия Юдина, компания «Квартирный ответ» полностью проинвестировала 50-квартирный дом, который возводит «КБС».
В 2006 г. риэлторы начали активно работать с банками, внедряющими ипотечные программы. Ипотека в городе вступила в фазу бурного роста. По подсчетам Юрия Подопригоры, на начало октября 2006 г. в Красноярске выдано около 4 тыс. ипотечных кредитов. СЕРГЕЙ БЕРДОУСОВ, заместитель генерального директора по финансово-экономическим вопросам Красноярского краевого фонда жилищного строительства: «В 2005 г. наш фонд выдал 140 ипотечных кредитов, а менее чем за 3 квартала 2006 г. — уже 1250. По прогнозу, в 2007 году мы будем выдавать до 400 кредитов в месяц».
Агентства недвижимости предлагают клиентам консультации по ипотечным программам различных банков. Александр Колганов подсчитал, что сейчас его компания сотрудничает по ипотеке с 21 банком города. По данным Константина Попова, в компании «АРЕВЕРА-недвижимость» в 2005 г. процент сделок, проведенных с привлечением ипотечных программ, составлял 15%, а сегодня — уже 40%. В 2007 г. в компании планируют увеличение этого показателя до 60%. «Если ты не умеешь и не научишься работать с ипотекой, ты скоро будешь вытеснен с рынка», — уверен г-н Попов.
Красноярские АН пробуют силы в новых нишах
В отличие от мелких АН, специализирующихся, как правило, в одном направлении — аренда, объекты коммерческой недвижимости, — крупные компании стремятся создавать комплексное предложение для клиентов. При этом риэлторы, по их словам, думают о диверсификации своей деятельности. Управление коммерческой недвижимостью, продажа готового бизнеса, инвестирование в строительст­во — те сферы, которые еще предстоит освоить красноярским АН.
Перспективным направлением ОЛЬГА САКУН, генеральный директор агентства коммерческой недвижимости «Аркос», считает продажу готового бизнеса. «В Красноярске подобные предложения появились около 2 лет назад. Но многие неверно понимают этот термин, выставляя на продажу просто объект коммерческой недвижимости. Речь все-таки идет о продаже именно действующего бизнеса — от отдела CD-дисков до самостоятельного крупного производства. Для проведения таких сделок АН должно иметь в штате оценщика, экономиста и юриста, которые могли бы проверить налоговую базу предприятия или организации, кредитную историю, эффективность и прибыль, провести оценку имущества», — рассказала г-жа Сакун.
Местные риэлторы пробуют свои силы и в области управления коммерческой недвижимостью. Константин Колос: «Весной этого года РЖИЦ выступил эксклюзивным продавцом площадей в строящемся на Взлетке торгово-офисном комплексе. Когда здание будет сдано в эксплуатацию, мы планируем предложить свои услуги в качестве управляющей компании. Это новый вид деятельности для красноярских АН».
Однако эксперты полагают, что большинство красноярских риэлторов пока не готовы управлять коммерческой недвижимостью, инвестировать в строительст­во и выступать в качестве девелоперов. «У АН нет необходимого опыта, нет финансовой основы. Ведь риэлторский бизнес малодоходный», — считает Александр Колганов. Юрий Юдин: «Девелоперский бизнес предполагает глубокие знания в нескольких областях: юридической, финансовой, архитектурной и маркетинговой. А большинство местных риэлторов не имеют достаточного опыта работы с земельным законодательством и крупным заемным капиталом. Девелопмент под силу только холдингам, в состав которых входят компании, специализирующиеся в различных сферах».
На рынке останутся «риэлторские супермаркеты» и «семейные агентства»
Руководители АН уверены, что «окультуривание» красноярского риэлторского рынка продолжится. Константин Колос считает, что местный рынок может стать прогнозируемым только через 3-4 года. Лишь тогда Красноярском могут заинтересоваться федеральные АН. По мнению Константина Попова, три года нужны и на то, чтобы в городе полноценно заработала система мультилистинга.
Эксперты считают, что будущее за АН, работающими в тандеме с банками и строительными компаниями. Юрий Подопригора полагает, что уже в 2007 г. банки станут более разборчивыми в выборе партнеров среди риэлторов, а застройщики продолжат сотрудничать с ограниченным числом АН.
«На рынке останутся крупные филиальные сети — такие «риэлторские супермаркеты», где есть все и помногу, и небольшие «семейные» АН, которые будут брать сервисом. «Середнякам» будет очень трудно удержаться в бизнесе», — добавляет г-н Подопригора.
По оценкам экспертов, эти тенденции приведут к уменьшению числа игроков на местном риэлторском рынке.
Самое читаемое
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • Сеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-ПетербургаСеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга
  • «Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых«Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых
  • «Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ«Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ
  • Актриса «Коляда-театра» получила специальную премию «Золотая маска» в 80 летАктриса «Коляда-театра» получила специальную премию «Золотая маска» в 80 лет
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.