Первооткрывательница
досье Галина Дудина Место рождения: г. Назарово Красноярского края. Образование: Назаровская школа № 3, Красноярский политехнический институт. Карьера: с 1994 г. собственный бизнес.
Директор туристического агентства «Самей» Галина Дудина начала свою карьеру инженером в конструкторском бюро — скучала за кульманом и то и дело украдкой поглядывала на часы. «Тихое болотце» — не для нее. Этой маленькой хрупкой женщине оказалось под силу поставить на ноги обанкротившуюся туристическую компанию, безболезненно пережить дефолт. Ее любимое занятие — открывать красноярцам новые страны.
Онажды, это было в Бирме, один мудрый человек рассказал Галине Дудиной такую притчу. Когда умирал богатый индус, он собрал своих родственников и сказал: «Похороните меня голым и с открытыми ладошками. Я пришел на эту землю голым и таким же уйду, забрав с собой только воспоминания». Директор «Самея» уверена, что ничего ценнее эмоций и впечатлений у человека нет. А что, как не путешествия, помогает сделать эти впечатления богаче? Потому она и выбрала туризм. Хотя, если по-честному, вначале она ничего не выбирала
«Веселая» профессия
— Я до десятого класса мечтала быть юристом. А когда перешла в выпускной класс, это желание куда-то улетучилось. Произошло что-то странное: я долго жила с этой целью, а потом в одночасье ее потеряла. Наступило равнодушие. В итоге, когда пришло время поступать, я с профессией не определилась. Подруга мне внушила, что быть экономистом — это очень перспективно, и я отнесла документы на экономический. На «абитуре» встретила знакомых ребят, поступавших на машиностроительный. Они начали меня звать к себе — пойдем, говорят, у нас весело. Так я стала учиться абсолютно неженской специальности. У меня техническое образование, я инженер с дипломом политеха по специальности «Подъемно-транспортные машины и оборудование».
Выбирать было не из чего, и я пошла в конструкторское бюро. Приходила на работу в 8 часов утра, а в 8.05 уже начинала поглядывать из-за кульмана на настенные часы — ждала окончания трудового дня. Я человек энергичный, сидеть над чертежами мне было смертельно скучно. По специальности трудилась всего полтора месяца. Мне предложили работу в райкоме комсомола, и я с радостью согласилась. Не остановило даже то, что потеряла в зарплате 60 рублей: со 170 безо всякого сожаления ушла на 110. Ну не мое это было занятие, не мое.
В комсомоле почувствовали себя в своей тарелке?
— Еще как! Это же про меня: активистка, комсомолка Я всегда во всех общественных делах участвовала, все возможные секции посещала. При своем небольшом росте и в волейбол играла, и в баскетбол. На лыжах, на коньках каталась. Кроме того, серьезно занималась танцами. А в институте даже заняла первое место по сборке-разборке автомата. Я очень активный человек, поэтому общественная деятельность оказалась по мне.
А в туризм как пришли?
— Когда решила уходить из райкома комсомола, поступило несколько предложений. В основном звали работать по специальности, но было и «непрофильное» предложение — из «Спутника», одной из трех на тот момент существовавших в городе туристических организаций. Его я и выбрала. Мне сразу вверили молодежь — была инструктором по работе со школьными группами. Объем работы выполняла колоссальный — раньше же от каждой школы на все каникулы по несколько групп собиралось, да еще не по 10-15 человек, как сейчас, а по 30, не меньше. Потом я стала начальником отдела внутрисоюзного туризма — короче, весь Союз был на мне (смеется).
В свободное плавание
В начале 90-х, имея за спиной пятилетний опыт работы в туристической сфере, она решила уйти из «Спутника» и начать самостоятельную деятельность. С одним из своих бывших коллег организовали турфирму. Галина Дудина стала в ней заместителем директора и выполняла по большей части организаторские функции.
— Однажды, когда я вернулась из очередной поездки, мой партнер заявил, что наша фирма обанкротилась и что этот бизнес перестал ему быть интересен. Так я осталась единственной собственницей компании, у которой за душой ничего, кроме долгов, не было.
Это, конечно, очень самонадеянно, но я решила, что рассчитаться с долгами и поставить дело на ноги мне под силу. За спиной у меня никто не стоял, разве что надежные партнеры по бизнесу за границей. Они с пониманием отнеслись к моему положению и были очень терпеливы — не требовали расчета день в день и т.д. На старте они мне очень помогли. Удалось даже обойтись без кредитов. Конечно, сейчас понимаю, что это была большая авантюра с моей стороны, но без доли авантюризма в бизнесе, на мой взгляд, вообще нельзя. Лихое тогда было время.
Не любите вспоминать его?
— Некоторые эпизоды — не люблю. Как можно любить вспоминать, что мне угрожали, что было страшно за своих дочек Я тяжело отвоевывала место под солнцем, и это были даже не происки конкурентов, а предложения так называемой «опеки» бизнеса: проще говоря, «крышевание». Мне это претило, потому я сопротивлялась упорно. И бандиты ко мне приходили, и машину мою на стоянке разбивали. В итоге работала безо всяких крыш. Нет, давайте не будем об этом.
У компании необычное имя — «Самей». Оно тоже досталось вам по наследству?
— Бренд «Самей» — это уже мое. Я не особо верю в каббалистику, но однажды моя знакомая сказала, что доставшееся в наследство название мне не подходит. Я задумалась над тем, как переименовать компанию. Многие называют собственными именами, но мне такой подход к брендированию не по нраву. Хотелось, чтобы имя было звучным и в то же время имело смысл. «Самей» удовлетворяло всем моим требованиям к бренду.
Как пережили кризис 1998 года — он ведь серьезно подкосил туриндустрию?
— Мы обошлись тогда, что называется, малой кровью. Деньги, конечно, потеряли. Но сумма была не такой, чтобы бизнес оказался под угрозой. Объемы уменьшились на порядок, не скрою, но компания осталась на плаву. Удержались за счет того, что основным нашим направлением сделали шоп-туризм. А он оставался востребованным как до дефолта, так и после него.
Классических туристов тогда было очень мало, а вот челноков много. Поэтому мы сразу сделали ставку на шоп-туризм. Первые шоп-туры в Польшу были организованы нами. А какие объемы осваивали — сейчас такие в Красноярске никому и не снились. По четыре рейса в неделю! Первые поездки из Красноярска в Грецию тоже были нашими. Мы по многим направлениям оказались первопроходцами: и в Турцию из Красноярска дорожку протоптали, и даже в Иране побывали.
Специализируясь на шоп-турах, запустить еще одно направление бизнеса — торговое — тогда не решились?
— Рядом не оказалось человека, который смог бы помочь мне поднять его. Сейчас я думаю, что это один из шансов, которые я упустила. А самой тогда физически было некогда — перевозили огромное количество туристов, я «с головой» уходила в это направление.
Я не умею хорошо делать несколько совершенно разных дел одновременно. Во все стараюсь глубоко вникнуть — наверное, в этом мое сильное и слабое место одновременно. Поэтому я и ращу мой единственный бизнес — туристический.
Тяжело делегируете полномочия?
— Непросто. Считаю, что никто за твой бизнес так переживать не будет, как ты сам, какими бы профессиональными твои специалисты ни были. Я всегда стараюсь держать руку на пульсе. Не умею отстраняться от процесса — даже если позволяю себе взять выходной, то «замучаю» сотрудников звонками.
По складу характера я человек демократичный, всегда выслушиваю мнения подчиненных, но делаю все по-своему. Несколько раз принимала такие решения, каких хотело большинство, и это потом выходило боком. Я слушаю прежде всего себя.
Индивидуальный подход
Когда вам стало ясно, что шоп-направление сходит на нет?
— В 2002 году я поняла, что шоп-туризм отживает свое. Компания тогда изменила стратегию и сделала ставку на классический туризм. «Самей» стала первооткрывательницей многих маршрутов. Индия, Хорватия — мы открыли эти направления из Красноярска. Сейчас они свернуты — авиакомпания перестала давать нам на них самолеты. Монополия одного авиаперевозчика сильно мешает развиваться туристическому бизнесу.
Сейчас мы очень плотно работаем с Китаем. В этой стране есть все — море, история, лечение... Когда-то давно Пекин меня оттолкнул своей грязью, серостью. А сейчас он расцвел в прямом и переносном смысле — экономика развивается стремительно, а город утопает в розах.
«Самей» всегда в поиске новой ниши. Вы не работаете на массовые маршруты. Почему?
— Мое личное убеждение — любая туристическая компания должна быть индивидуальной. Клиенту необходимо знать, что в ней он сможет найти что-то особенное. Ценовая политика на рынке «устаканилась», цены у фирм практически одинаковые, завоевывать клиента нужно чем-то другим. Новые страны, новые маршруты — на мой взгляд, это хороший способ привлечения туриста.
А как оцениваете шансы местного туризма? Он интересен вашей компании?
— Я потихоньку пытаюсь развивать в «Самее» прием, то есть въездной туризм. Мы даже в этом году представляли край на международной выставке в Пекине. Сейчас разрабатываем маршрут по Туруханскому району, связанный с рыбалкой, отдыхом. Нет мощной исторической составляющей в крае, значит, будем делать ставку на уникальность природы, отдых. Это направление однозначно будем развивать. Рассчитываем как на иностранцев, так и на своих, российских, туристов.
Вы пошли на север края, когда большинство наших туркомпаний идут на юг
— А что юг? Юг охвачен, а север — нет. Зачем идти туда, где уже тесно?..
А какой у нее розарий
Галина Дудина говорит, что одна из непростых задач руководителя туристической компании — сформировать команду. Внешняя красота бизнеса очень часто привлекает в него случайных людей.
Как вы формировали свой коллектив?
— В туризме часто приходится расставаться с людьми — такова данность этого бизнеса. Чаще всего к нам приходит молодежь после вузов. Со стороны ведь видна только верхушка айсберга — кажется, что бизнес очень красивый — он такой и есть, но он еще и очень ответственный. Безусловно, здесь есть свои плюсы — есть возможность путешествовать за счет компании — в рекламные туры ездить, например. Мы продаем виртуальный продукт, надо быть чуть-чуть психологом, чтобы предложить клиенту именно тот продукт, который соответствует его потребности. Не у всех это получается. А у кого получается, нередко бывает, что уходят — открывают свой бизнес, мои коллеги посмеиваются надо мной, что я кузница кадров по подготовке директоров турбизнеса.
А вообще, я радуюсь, когда люди растут, не возвожу то, что они уходят, в ранг мировой проблемы. Мое отношение в этом вопросе может показаться жестким, но я считаю, что незаменимых специалистов нет.
Вы считаете себя сильной женщиной?
— Не знаю, окружающие говорят, что я сильная. Например, никогда не раскисаю, если возникают трудности. Наоборот, мобилизуюсь, сразу включаю пространственное мышление, быстро нахожу оптимальное решение. Больше того, я к трудностям очень позитивно отношусь — как говорят, Бог посылает трудности тому, кого любит. Я вообще позитивный человек, работаю с очень конструктивной установкой — нерешаемых проблем нет.
Дочкам сумели передать свою любовь к туризму?
— Знаете, я удивляюсь, как при нашем образе жизни в те времена выросли нормальные, неиспорченные дети На самом деле заниматься дочерьми было некогда. Материнского им не хватило, как это ни горько осознавать. Чем дальше, тем больше я это понимаю.
У меня уже взрослые дети. Младшая дочь работает юристом, это я ее туда направила, сама же хотела когда-то им стать. Старшая дочь — директор туристической компании. Она поработала какое-то время со мной, но двум лидерам трудно удержаться в одном месте. В итоге она ушла. Доказывает себе и всем, что может сама. Я ее не понимала сначала, а потом подумала: я ведь тоже такая, всегда пыталась доказать кому-то, а скорее самой себе, что смогу это сделать одна, без чьей-то помощи. Так чему удивляться?..
Верите в перспективы местного туристического рынка?
— Думаю, перспективы у этого бизнеса очень радужные. Материальными благами — квартирами, машинами, холодильниками — люди себя уже обеспечили, наступает время для того, чтобы подумать о себе лично. Потому, уверена, туризм будет с каждым годом набирать силу. И это очень хорошо, потому что я на пенсию уходить не собираюсь. (улыбается).
Галина Николаевна, а вы лично как отдыхать любите?
— Моя работа — самое большое мое увлечение. Я очень люблю путешествовать. Это, пожалуй, единственное, на что денег не жаль. Люблю Европу, Китай, Индию. А еще очень люблю свою дачу на Усть-Мане. Я обожаю выращивать цветы, вы бы видели мой розарий
досье
Галина Дудина
Место рождения: г. Назарово Красноярского края.
Образование:
Назаровская школа № 3,
Красноярский политехнический институт.
Карьера: с 1994 г. собственный бизнес.
Семья: 2 дочери.
Увлечения: путешествия, чтение.
Онажды, это было в Бирме, один мудрый человек рассказал Галине Дудиной такую притчу. Когда умирал богатый индус, он собрал своих родственников и сказал: «Похороните меня голым и с открытыми ладошками. Я пришел на эту землю голым и таким же уйду, забрав с собой только воспоминания». Директор «Самея» уверена, что ничего ценнее эмоций и впечатлений у человека нет. А что, как не путешествия, помогает сделать эти впечатления богаче? Потому она и выбрала туризм. Хотя, если по-честному, вначале она ничего не выбирала
«Веселая» профессия
— Я до десятого класса мечтала быть юристом. А когда перешла в выпускной класс, это желание куда-то улетучилось. Произошло что-то странное: я долго жила с этой целью, а потом в одночасье ее потеряла. Наступило равнодушие. В итоге, когда пришло время поступать, я с профессией не определилась. Подруга мне внушила, что быть экономистом — это очень перспективно, и я отнесла документы на экономический. На «абитуре» встретила знакомых ребят, поступавших на машиностроительный. Они начали меня звать к себе — пойдем, говорят, у нас весело. Так я стала учиться абсолютно неженской специальности. У меня техническое образование, я инженер с дипломом политеха по специальности «Подъемно-транспортные машины и оборудование».
Выбирать было не из чего, и я пошла в конструкторское бюро. Приходила на работу в 8 часов утра, а в 8.05 уже начинала поглядывать из-за кульмана на настенные часы — ждала окончания трудового дня. Я человек энергичный, сидеть над чертежами мне было смертельно скучно. По специальности трудилась всего полтора месяца. Мне предложили работу в райкоме комсомола, и я с радостью согласилась. Не остановило даже то, что потеряла в зарплате 60 рублей: со 170 безо всякого сожаления ушла на 110. Ну не мое это было занятие, не мое.
В комсомоле почувствовали себя в своей тарелке?
— Еще как! Это же про меня: активистка, комсомолка Я всегда во всех общественных делах участвовала, все возможные секции посещала. При своем небольшом росте и в волейбол играла, и в баскетбол. На лыжах, на коньках каталась. Кроме того, серьезно занималась танцами. А в институте даже заняла первое место по сборке-разборке автомата. Я очень активный человек, поэтому общественная деятельность оказалась по мне.
А в туризм как пришли?
— Когда решила уходить из райкома комсомола, поступило несколько предложений. В основном звали работать по специальности, но было и «непрофильное» предложение — из «Спутника», одной из трех на тот момент существовавших в городе туристических организаций. Его я и выбрала. Мне сразу вверили молодежь — была инструктором по работе со школьными группами. Объем работы выполняла колоссальный — раньше же от каждой школы на все каникулы по несколько групп собиралось, да еще не по 10-15 человек, как сейчас, а по 30, не меньше. Потом я стала начальником отдела внутрисоюзного туризма — короче, весь Союз был на мне (смеется).
В свободное плавание
В начале 90-х, имея за спиной пятилетний опыт работы в туристической сфере, она решила уйти из «Спутника» и начать самостоятельную деятельность. С одним из своих бывших коллег организовали турфирму. Галина Дудина стала в ней заместителем директора и выполняла по большей части организаторские функции.
— Однажды, когда я вернулась из очередной поездки, мой партнер заявил, что наша фирма обанкротилась и что этот бизнес перестал ему быть интересен. Так я осталась единственной собственницей компании, у которой за душой ничего, кроме долгов, не было.
Это, конечно, очень самонадеянно, но я решила, что рассчитаться с долгами и поставить дело на ноги мне под силу. За спиной у меня никто не стоял, разве что надежные партнеры по бизнесу за границей. Они с пониманием отнеслись к моему положению и были очень терпеливы — не требовали расчета день в день и т.д. На старте они мне очень помогли. Удалось даже обойтись без кредитов. Конечно, сейчас понимаю, что это была большая авантюра с моей стороны, но без доли авантюризма в бизнесе, на мой взгляд, вообще нельзя. Лихое тогда было время.
Не любите вспоминать его?
— Некоторые эпизоды — не люблю. Как можно любить вспоминать, что мне угрожали, что было страшно за своих дочек Я тяжело отвоевывала место под солнцем, и это были даже не происки конкурентов, а предложения так называемой «опеки» бизнеса: проще говоря, «крышевание». Мне это претило, потому я сопротивлялась упорно. И бандиты ко мне приходили, и машину мою на стоянке разбивали. В итоге работала безо всяких крыш. Нет, давайте не будем об этом.
У компании необычное имя — «Самей». Оно тоже досталось вам по наследству?
— Бренд «Самей» — это уже мое. Я не особо верю в каббалистику, но однажды моя знакомая сказала, что доставшееся в наследство название мне не подходит. Я задумалась над тем, как переименовать компанию. Многие называют собственными именами, но мне такой подход к брендированию не по нраву. Хотелось, чтобы имя было звучным и в то же время имело смысл. «Самей» удовлетворяло всем моим требованиям к бренду.
Как пережили кризис 1998 года — он ведь серьезно подкосил туриндустрию?
— Мы обошлись тогда, что называется, малой кровью. Деньги, конечно, потеряли. Но сумма была не такой, чтобы бизнес оказался под угрозой. Объемы уменьшились на порядок, не скрою, но компания осталась на плаву. Удержались за счет того, что основным нашим направлением сделали шоп-туризм. А он оставался востребованным как до дефолта, так и после него.
Классических туристов тогда было очень мало, а вот челноков много. Поэтому мы сразу сделали ставку на шоп-туризм. Первые шоп-туры в Польшу были организованы нами. А какие объемы осваивали — сейчас такие в Красноярске никому и не снились. По четыре рейса в неделю! Первые поездки из Красноярска в Грецию тоже были нашими. Мы по многим направлениям оказались первопроходцами: и в Турцию из Красноярска дорожку протоптали, и даже в Иране побывали.
Специализируясь на шоп-турах, запустить еще одно направление бизнеса — торговое — тогда не решились?
— Рядом не оказалось человека, который смог бы помочь мне поднять его. Сейчас я думаю, что это один из шансов, которые я упустила. А самой тогда физически было некогда — перевозили огромное количество туристов, я «с головой» уходила в это направление.
Я не умею хорошо делать несколько совершенно разных дел одновременно. Во все стараюсь глубоко вникнуть — наверное, в этом мое сильное и слабое место одновременно. Поэтому я и ращу мой единственный бизнес — туристический.
Тяжело делегируете полномочия?
— Непросто. Считаю, что никто за твой бизнес так переживать не будет, как ты сам, какими бы профессиональными твои специалисты ни были. Я всегда стараюсь держать руку на пульсе. Не умею отстраняться от процесса — даже если позволяю себе взять выходной, то «замучаю» сотрудников звонками.
По складу характера я человек демократичный, всегда выслушиваю мнения подчиненных, но делаю все по-своему. Несколько раз принимала такие решения, каких хотело большинство, и это потом выходило боком. Я слушаю прежде всего себя.
Индивидуальный подход
Когда вам стало ясно, что шоп-направление сходит на нет?
— В 2002 году я поняла, что шоп-туризм отживает свое. Компания тогда изменила стратегию и сделала ставку на классический туризм. «Самей» стала первооткрывательницей многих маршрутов. Индия, Хорватия — мы открыли эти направления из Красноярска. Сейчас они свернуты — авиакомпания перестала давать нам на них самолеты. Монополия одного авиаперевозчика сильно мешает развиваться туристическому бизнесу.
Сейчас мы очень плотно работаем с Китаем. В этой стране есть все — море, история, лечение... Когда-то давно Пекин меня оттолкнул своей грязью, серостью. А сейчас он расцвел в прямом и переносном смысле — экономика развивается стремительно, а город утопает в розах.
«Самей» всегда в поиске новой ниши. Вы не работаете на массовые маршруты. Почему?
— Мое личное убеждение — любая туристическая компания должна быть индивидуальной. Клиенту необходимо знать, что в ней он сможет найти что-то особенное. Ценовая политика на рынке «устаканилась», цены у фирм практически одинаковые, завоевывать клиента нужно чем-то другим. Новые страны, новые маршруты — на мой взгляд, это хороший способ привлечения туриста.
А как оцениваете шансы местного туризма? Он интересен вашей компании?
— Я потихоньку пытаюсь развивать в «Самее» прием, то есть въездной туризм. Мы даже в этом году представляли край на международной выставке в Пекине. Сейчас разрабатываем маршрут по Туруханскому району, связанный с рыбалкой, отдыхом. Нет мощной исторической составляющей в крае, значит, будем делать ставку на уникальность природы, отдых. Это направление однозначно будем развивать. Рассчитываем как на иностранцев, так и на своих, российских, туристов.
Вы пошли на север края, когда большинство наших туркомпаний идут на юг
— А что юг? Юг охвачен, а север — нет. Зачем идти туда, где уже тесно?..
А какой у нее розарий
Галина Дудина говорит, что одна из непростых задач руководителя туристической компании — сформировать команду. Внешняя красота бизнеса очень часто привлекает в него случайных людей.
Как вы формировали свой коллектив?
— В туризме часто приходится расставаться с людьми — такова данность этого бизнеса. Чаще всего к нам приходит молодежь после вузов. Со стороны ведь видна только верхушка айсберга — кажется, что бизнес очень красивый — он такой и есть, но он еще и очень ответственный. Безусловно, здесь есть свои плюсы — есть возможность путешествовать за счет компании — в рекламные туры ездить, например. Мы продаем виртуальный продукт, надо быть чуть-чуть психологом, чтобы предложить клиенту именно тот продукт, который соответствует его потребности. Не у всех это получается. А у кого получается, нередко бывает, что уходят — открывают свой бизнес, мои коллеги посмеиваются надо мной, что я кузница кадров по подготовке директоров турбизнеса.
А вообще, я радуюсь, когда люди растут, не возвожу то, что они уходят, в ранг мировой проблемы. Мое отношение в этом вопросе может показаться жестким, но я считаю, что незаменимых специалистов нет.
Вы считаете себя сильной женщиной?
— Не знаю, окружающие говорят, что я сильная. Например, никогда не раскисаю, если возникают трудности. Наоборот, мобилизуюсь, сразу включаю пространственное мышление, быстро нахожу оптимальное решение. Больше того, я к трудностям очень позитивно отношусь — как говорят, Бог посылает трудности тому, кого любит. Я вообще позитивный человек, работаю с очень конструктивной установкой — нерешаемых проблем нет.
Дочкам сумели передать свою любовь к туризму?
— Знаете, я удивляюсь, как при нашем образе жизни в те времена выросли нормальные, неиспорченные дети На самом деле заниматься дочерьми было некогда. Материнского им не хватило, как это ни горько осознавать. Чем дальше, тем больше я это понимаю.
У меня уже взрослые дети. Младшая дочь работает юристом, это я ее туда направила, сама же хотела когда-то им стать. Старшая дочь — директор туристической компании. Она поработала какое-то время со мной, но двум лидерам трудно удержаться в одном месте. В итоге она ушла. Доказывает себе и всем, что может сама. Я ее не понимала сначала, а потом подумала: я ведь тоже такая, всегда пыталась доказать кому-то, а скорее самой себе, что смогу это сделать одна, без чьей-то помощи. Так чему удивляться?..
Верите в перспективы местного туристического рынка?
— Думаю, перспективы у этого бизнеса очень радужные. Материальными благами — квартирами, машинами, холодильниками — люди себя уже обеспечили, наступает время для того, чтобы подумать о себе лично. Потому, уверена, туризм будет с каждым годом набирать силу. И это очень хорошо, потому что я на пенсию уходить не собираюсь. (улыбается).
Галина Николаевна, а вы лично как отдыхать любите?
— Моя работа — самое большое мое увлечение. Я очень люблю путешествовать. Это, пожалуй, единственное, на что денег не жаль. Люблю Европу, Китай, Индию. А еще очень люблю свою дачу на Усть-Мане. Я обожаю выращивать цветы, вы бы видели мой розарий