МНЕНИЕ: «Повышением НДС бизнес послали на три буквы»
Предприниматели активно обсуждают летний «привет» от правительства РФ — повышение НДС с 18 до 20%. Казалось бы, какие-то 2%. Однако они могут существенно ударить по бизнесу.
Геннадий Торгунаков, предприниматель, депутат горсовета
НДС — главный источник формирования бюджета. Его платит каждое юридическое лицо с продажи товаров, когда их стоимость при реализации хоть немного выше себестоимости. Периодически государство меняет ставку налога. Так, например, 20%-я ставка уже была в далекие 90-е, с 1993 по 2004 год.
Те, кто помнят, что происходило в те годы, прекрасно понимают, что инфляция будет расти, впрочем, как и цены. Сложнее всего придется малому бизнесу, так как конкурировать с монополистами станет еще сложнее. В результате многие предприниматели уйдут либо в серые схемы, либо вообще покинут рынок. За последнее время бизнес уже перенес удары фискальной плетки в виде «косвенного налогообложения» типа сборов системы «Платон», системы ЕГАИС, топливных акцизов, сбора с туристов на курортах, платежей за капремонт и чипирования меховых изделий. Но теперь государство перешло к прямым методам увеличения налогов.
Ясно, что участники рынка, безусловно, хотели бы, чтобы фискальная система была стабильна, но в то же время понятно, что повышение НДС — это наименьшее зло для финансирования и выполнения майских указов Президента, которые прежде всего направлены на улучшение инфраструктуры, качества образования и здравоохранения.
Разберемся, как НДС будет влиять на рост цен. Коммерсанты попытаются поднять цены, чтобы компенсировать дополнительные затраты, что неминуемо приведет к снижению спроса. Правительство, повышая ставку, при этом делает поправку, что применительно к детским и социально значимым товарам НДС повышаться не будет. В первую очередь поднимут цены те, кто выпускает и продает продукты первой необходимости. Именно у них высокие обороты и низкая маржинальность. При таком раскладе даже 2% выпадают из себестоимости. Они будут заложены в стоимость продукции. Наценка в свою очередь распространяется на всех участников технологической цепочки. Например, в таком нехитром деле, как выпечка хлеба, в цепочку входит до 5 субъектов бизнеса. Чтобы произвести автомобиль, нужно составить цепочку из сотни участников. Таким образом, цена продукта вырастет не на 2%, а на 10–15% в простых бизнес-процессах и до 25–30% в сложных. Впору говорить о существенном снижении покупательской активности. Доходы россиян не растут. Грядущее повышение пенсии на тысячу рублей погоды не сделает.
Могу прогнозировать, что повышение НДС чувствительно скажется на строительном секторе — этот сегмент экономики с одной стороны консервативен, с другой — чутко реагирует на любое колебание спроса. Естественно, новая ставка НДС приведет к тому, что стройматериалы, комплектующие и инертные также вырастут в цене. Прибавьте к этому услуги по реализации и оформлению домов и квартир — все это в совокупности увеличит себестоимость жилья и предположительно увеличит цены на недвижимость в среднем на 3%.
Следующим начнет лихорадить автопром — многие россияне отложат покупку нового автомобиля до лучших времен. Уже сейчас автодилеры называют цифры падения спроса в пределах 5%. И это оптимистичный прогноз. Третьим в линейке пострадавших вижу машиностроение — «сложносочиненный» бизнес, зависящий от множества поставщиков, завязанный на колебаниях на рынке валют. Четвертым в черном списке — туристический бизнес. Представители трэвел-индустрии говорят о снижении спроса на 8%.
А теперь приплюсуем к поднятию НДС скаканувший доллар. Увы, инфляции не избежать. Разумеется, что инфляционные процессы скажутся на политике Центробанка. В последнее время она основывалась на снижении ключевой ставки, что давало положительный эффект. Если инфляция выйдет за таргет ЦБ и составит выше 4–4,5%, темпы снижения ключевой ставки могут замедлиться и регулятор сохранит ставку в верхней границе нейтрального коридора (7%). Соответственно поднимутся ставки на кредиты во всех банках страны.