Татьяна Павловская играет в отличия
При этом она отнюдь не производит впечатления закрытой и ледяной бизнес-леди. Много смеется, ее заразительная улыбка — работающий мотивационный инструмент. Один из сотрудников офиса «Красного Яра»
Совладелица и гендиректор сети гастрономов «Красный Яр» Татьяна Павловская — человек непубличный. Она гораздо реже своих конкурентов появляется в СМИ и на светских мероприятиях. «Моя непубличность отражает подход — лучше делать, чем говорить. Мы показываем свои магазины, а не себя лично», — признается г-жа Павловская без толики кокетства.
В сети «Красный Яр» сейчас 46 магазинов. 15 месяцев назад, когда Татьяна Павловская тоже давала интервью «ДК», их было 33. А 10 лет назад — всего один, открытый на проспекте Мира в декабре 1997 года. «Это были времена, когда люди активнее шли в разные бизнесы. И у акционеров «Красного Яра» наряду с другими бизнесами появилась идея создания такого магазина. Та эпоха была больше предпринимательской, чем классически бизнесовой. Больше делалось на интуиции, чем на четком соответствии цифрам», — вспоминает Татьяна Павловская.
Интуиция компаньонов вроде бы подвела. Аккурат через 9 месяцев страна разродилась кризисом-98. Для магазина, специализировавшегося по большей части на товарах из Европы, это был удар. Все как у всех, кто попал в ту же ловушку, — обязательства по взятым в валюте кредитам увеличились одномоментно и многократно.
Но «Красный Яр» из капкана ускользнул, переориентировав предложение на отечественные продукты. «Любой бизнес такого рода спасает то, что он быстро оборачиваемый. Каждый день приходят люди, которые покупают товар. Весь вопрос, насколько ты даешь им то, что они хотят сейчас», — размышляет г-жа Павловская.
Уже в 1999 году «Красный Яр» снова чувствовал себя уверенно — снова появилось понимание того, что нужно покупателям. Именно в 99-м в этот бизнес пришла Татьяна Павловская. Пришла не случайно, она была знакома с учредителями. Опыта в рознице у Татьяны не было, но работать она начала со второго курса университета. «Попробовала себя в банковской сфере, оптовой торговле, была госслужащей. Но не долго. Специфическая работа, в которой я себя не увидела».
На старте карьеры в «Красном Яре» Татьяна Павловская могла себе позволить знать в лицо и по имени всех своих сотрудников. Сейчас с этой задачей не справился бы и Наполеон. Однако изменились масштабы, но не принцип — знать бизнес изнутри. «Нужно проводить время в магазине, пытаясь понять, как покупатель делает выбор. Бизнес не вызывает затруднений, если ты понимаешь, где его суть», — говорит г-жа Павловская. Сколько именно времени выделяется на «работу в поле», совладелица «Красного Яра» не рассказала, предложила формулировку «недостаточно много».
Выбор в пользу практики Татьяна Павловская делает и тогда, когда многие ее коллеги по бизнесу предпочитают увлеченно перемещаться с семинара на семинар, с тренинга на тренинг. Очевидно, что она не относится к новым знаниям свысока. Просто знания без их применения не нужны: «Их надо успеть реализовать. В какой-то момент даешь себе больше времени на то, чтобы делать. В начале сентября в Москве была традиционная конференция по ритейлу, я на этот раз не поехала, потому что понимала: и полученное до этого не все претворено в жизнь, какой смысл просто стараться услышать новые тенденции».
Но если на конференциях Татьяне Павловской бывать приходится, то на политических съездах ее не увидишь точно: «Никакого желания идти в политику нет. Эффективно можно заниматься только одним делом. Наверное, можно успеть много где и много куда. Но что тогда будет происходить в основном бизнесе — вопрос».
То же самое стремление Татьяны Павловской сосредоточиться на главном можно увидеть в стратегии развития сети. Во-первых, компания не слишком активно выходит за пределы Красноярска, хотя порой решается на это и, по словам директора, успешно. «Мы активно не занимались своим региональным присутствием. До сих пор считаем, что, пока в Красноярске есть возможность развиваться, мы должны этот путь пройти. Здесь проще логистика, управление. Есть еще очень интересные объекты в городе, ведем переговоры, чтобы они остались за нами. Да, мы расширяем присутствие в Абакане, будем смотреть на перспективные города края. Но в рознице всегда стоит вопрос, куда наиболее эффективно направить средства. Можно захватить все малые города и при этом потерять родной рынок».
Важна прибыль, а не объем
Еще один стратегический момент, характеризующий управленческое кредо г-жи Павловской: «Красный Яр» концентрируется на работе в тех нишах, где сеть и ее персонал чувствуют себя уверенно — в формате торгового зала площадью 500 кв. м и более крупном формате до 1500 квадратов. Гипермаркетов «Красный Яр» не открывает и открывать не собирается. В экспертной среде местного ритейла есть мнение, что зря. В пример приводят удачный опыт «Командора», который вывел гипермаркет под новым брендом «Аллея» и быстро начал тиражировать его по краю. У Татьяны Павловской достаточно твердая позиция по этому вопросу: «Есть понимание на уровне топ-менеджеров — мы не идем в формат гипермаркетов, потому что придут федералы и будет ожесточенная битва. Кроме того, чтобы заниматься гипермаркетом, надо очень хорошо управлять категорией нон-фуда. Нужны сезонные коллекции, это работа напрямую с поставщиками, а не с дистрибьюторами в Красноярске. Этим, кроме федералов, никто похвастаться не может».
Поэтому на гипермаркеты «Командора» «Красный Яр» ответил массированным открытием новых гастрономов. Финансовые итоги года покажут, чья стратегия была точнее.
А когда было труднее, в кризис-2008, Татьяна Павловская не ошиблась, сделав неоднозначный ход: «Мы решили, что самое важное — погасить кредитные обязательства. И не имея никаких нош тяжелых, продолжили развитие. Вообще, для нас всегда был важен не объем, а прибыль. Можно прирасти огромным количеством чего угодно, но надо суметь обслужить этот долг и остаться в плюсе».
Сейчас, когда пошли разговоры о новом коллапсе и обнажились его предпосылки, Татьяна Павловская снова спокойна. От прошлого кризиса она, по сути, только выиграла, воспользовавшись появившимися «вкусными» предложениями на рынке недвижимости. «Если подходишь к кризису в состоянии полной готовности бороться за расширение доли рынка — это прекрасная возможность» — готовый афоризм от г-жи Павловской, для тех, кто уже боится.
Тем не менее активный рост «Красного Яра» начался, когда о кризисах никто не задумывался — в 2004-2005 годах. Многие новые магазины расположились в бывших советских универмагах и продуктовых магазинах. Татьяна Павловская утверждает, что это наиболее выгодные места, дающие максимальную отдачу. Охотно размещался «Красный Яр» и в магазинах бывших конкурентов. Так, он зашел на площади небольших сетей «Орлан», «Парус», «Елисеевский». По словам г-жи Павловской, оборот компании ежегодно растет в последние годы на 40-50%.
Выделить в этом собственные заслуги совладелице сети труднее, чем обеспечить такой рост. Говорит: «Я на переговорах — представитель «Красного Яра». Я не могу себе галочку поставить, что это я очередные переговоры провела успешно. Это всегда синергия — верят и человеку, и компании, которая не олицетворяется одним человеком». После паузы вспоминает, наконец, личное решение — открытие крупных форматов, начиная со «Взлетки-Плаза».
И тут же возвращается к рассказу о своей команде, о том, как важно при укрупнении бизнеса не потерять инициативность, не превратить всю систему в жесткую иерархию, когда вещает один, а остальные только исполняют. Команда Павловской состоит в основном из людей молодых: «Их увлеченность делом, мобильность, азарт становятся для бизнеса серьезным конкурентным преимуществом», — признается директор сети. Она лично проводит финальные собеседования с каждым сотрудником офиса и управляющим магазином. Смеется: «У меня самые быстрые собеседования в компании».
Причем Татьяна Павловская может взять на работу хорошего специалиста, которому сейчас работы и нет. Взять сейчас, а потом подумать, что ему поручить, — подход, скажем так, мозгоориентированный, а не заточенный под процессы.
Нравится отличаться
В «Красном Яре» пользуются планировщиком Outlook. Услышав об этом, вспоминаю, что был на тренинге по интернет-технологиям, где говорили и показывали, что есть сейчас программы покруче. Сообщаю об этом своей собеседнице — ей интересно: «А что за программы?» Я толком ничего не помню, в чем и сознаюсь. Однако час спустя, когда диктофон уже выключен, г-жа Павловская снова спрашивает: «Так что за планировщик, не вспомнили?»
Показательная сценка — в ней и интерес г-жи Павловской к новинкам, и умение выдергивать их из самых разных мест и ситуации. Здесь, правда, ничего не выдернулось, но это лишь моя память подвела.
Недавно «Красный Яр» решил прощупать интерес красноярцев к технологии QR-код (двухмерный штрих-код, который можно распознать «мобильником»). Повесили по городу щиты-тизеры с QR-кодами, открыли специальный сайт. Татьяна Павловская обещает, что тема, малопонятная пока большинству горожан, получит продолжение: «Есть желание поиграть в такие вещи. Мне всегда нравилось иметь отличительные черты».
А находить эти отличия можно повсюду. Главное — увидеть. Г-жа Павловская в несколько штрихов рисует сравнительную карту ритейла в мире: «Нравится, как работают немцы, — минимум людей и огромная скорость. Не увидишь лишнего движения и по двое стоящих. Бразилия — уникальная работа с овощами-фруктами. Стиль уже ближе к русским — меньше, чем 4-5 человек, одним делом не занимаются. У итальянцев исключительный дизайн, испанцы, французы — это все время новые форматы. В Москве можно удивиться размаху, с которым деньги вкладываются в магазины. У Питера свой подход — он поджарый, но в то же время стремящийся все перенять у Европы».
Татьяна Павловская подчеркивает, что она не просто перенимает подсмотренное: «Мы обязательно привносим свое. А вот нас в Красноярске часто копируют. Это видно по акциям, направлениям, даже по организации бизнеса. Это ничуть не огорчает».
Говоря об отличиях своей сети, Татьяна Павловская первым называет дизайн. Вернее, атмосферу, в которой покупателю должно быть неосознанно приятно. В компании уделяют этому довольно много внимания. В декабре прошлого года в магазине на Красной Армии, где можно легко встретить краевых министров с корзинками, запустили проект «Идеальный магазин». Там тестируются все передовые визуальные решения. И бизнес-процессы тоже — нельзя слишком увлекаться внешним, забывая о сути. «Все, что связано с дизайном, утверждаю я. Направление движения выбирается со мной. Тем более необходимо соблюсти баланс с затратами. Это не ради чистого искусства», — констатирует совладелица «Красного Яра».
Впрочем, чистое искусство ей тоже интересно. Г-жа Павловская много читает, следит за культурными событиями. Жалеет только, что слишком много в современном искусстве уродливых форм и мало гармонии.
Естественно, к собственному стилю она тоже внимательна. Но без фанатизма: «Мне нравится выглядеть хорошо. Но не нравится тратить время на шопинг. Один из моих вариантов — в аэропортах. Есть время, всегда можно успеть, например, в аэропорту Франкфурта пройтись по магазинам и нормально пополнить гардероб».
В отпуск Татьяна Павловская отправляется «как посчитает необходимым». Два раза в год, как правило. Не хочет просто сидеть у моря, предпочитает поездки, которые дарят новые ощущения. Любит проводить время, которого всегда не хватает, с детьми — десятилетней Соней и восьмилетним Левой, но не любит об этом говорить. Опять же по принципу — лучше делать. И по правилу — найти баланс. «Я никогда не могла сидеть дома. Это моя реализация, это моя работа, это моя жизнь. Стараюсь для всего найти время. Надо и детям давать самостоятельность. Если ты проводишь с ними больше времени — не факт, что даешь больше. Очень важно дать. Но очень важно и дать развиться. Это и про сотрудников, и про семью, и про любое другое дело», — резюмирует Татьяна Павловская.
Татьяна Павловская
совладелец и генеральный директор сети гастрономов «Красный Яр»
Родилась в 1973 г. в Красноярске.
Образование: высшее экономическое.
Карьера: До 1999 г. — работа в банковской сфере, оптовой торговле, госорганах. С 1999 г. возглавляет сначала гастроном, а затем и сеть «Красный Яр». С 2001 г. — директор сети «Красный Яр».
Семья: двое детей.
При этом она отнюдь не производит впечатления закрытой и ледяной бизнес-леди. Много смеется, ее заразительная улыбка — работающий мотивационный инструмент. Один из сотрудников офиса «Красного Яра» поделился: «Бывает, отчитает директор — обидно. Но она как улыбнется тебе, да так широко Весь негатив — как рукой».
Сочетать в своем бизнесе, казалось бы, несочетаемое — открытость и сдержанность, системность и гибкость, красоту и расчет — это то, что получается у Татьяны Павловской особенно хорошо.
В сети «Красный Яр» сейчас 46 магазинов. 15 месяцев назад, когда Татьяна Павловская тоже давала интервью «ДК», их было 33. А 10 лет назад — всего один, открытый на проспекте Мира в декабре 1997 года. «Это были времена, когда люди активнее шли в разные бизнесы. И у акционеров «Красного Яра» наряду с другими бизнесами появилась идея создания такого магазина. Та эпоха была больше предпринимательской, чем классически бизнесовой. Больше делалось на интуиции, чем на четком соответствии цифрам», — вспоминает Татьяна Павловская.
Интуиция компаньонов вроде бы подвела. Аккурат через 9 месяцев страна разродилась кризисом-98. Для магазина, специализировавшегося по большей части на товарах из Европы, это был удар. Все как у всех, кто попал в ту же ловушку, — обязательства по взятым в валюте кредитам увеличились одномоментно и многократно.
Но «Красный Яр» из капкана ускользнул, переориентировав предложение на отечественные продукты. «Любой бизнес такого рода спасает то, что он быстро оборачиваемый. Каждый день приходят люди, которые покупают товар. Весь вопрос, насколько ты даешь им то, что они хотят сейчас», — размышляет г-жа Павловская.
Уже в 1999 году «Красный Яр» снова чувствовал себя уверенно — снова появилось понимание того, что нужно покупателям. Именно в 99-м в этот бизнес пришла Татьяна Павловская. Пришла не случайно, она была знакома с учредителями. Опыта в рознице у Татьяны не было, но работать она начала со второго курса университета. «Попробовала себя в банковской сфере, оптовой торговле, была госслужащей. Но не долго. Специфическая работа, в которой я себя не увидела».
На старте карьеры в «Красном Яре» Татьяна Павловская могла себе позволить знать в лицо и по имени всех своих сотрудников. Сейчас с этой задачей не справился бы и Наполеон. Однако изменились масштабы, но не принцип — знать бизнес изнутри. «Нужно проводить время в магазине, пытаясь понять, как покупатель делает выбор. Бизнес не вызывает затруднений, если ты понимаешь, где его суть», — говорит г-жа Павловская. Сколько именно времени выделяется на «работу в поле», совладелица «Красного Яра» не рассказала, предложила формулировку «недостаточно много».
Выбор в пользу практики Татьяна Павловская делает и тогда, когда многие ее коллеги по бизнесу предпочитают увлеченно перемещаться с семинара на семинар, с тренинга на тренинг. Очевидно, что она не относится к новым знаниям свысока. Просто знания без их применения не нужны: «Их надо успеть реализовать. В какой-то момент даешь себе больше времени на то, чтобы делать. В начале сентября в Москве была традиционная конференция по ритейлу, я на этот раз не поехала, потому что понимала: и полученное до этого не все претворено в жизнь, какой смысл просто стараться услышать новые тенденции».
Но если на конференциях Татьяне Павловской бывать приходится, то на политических съездах ее не увидишь точно: «Никакого желания идти в политику нет. Эффективно можно заниматься только одним делом. Наверное, можно успеть много где и много куда. Но что тогда будет происходить в основном бизнесе — вопрос».
То же самое стремление Татьяны Павловской сосредоточиться на главном можно увидеть в стратегии развития сети. Во-первых, компания не слишком активно выходит за пределы Красноярска, хотя порой решается на это и, по словам директора, успешно. «Мы активно не занимались своим региональным присутствием. До сих пор считаем, что, пока в Красноярске есть возможность развиваться, мы должны этот путь пройти. Здесь проще логистика, управление. Есть еще очень интересные объекты в городе, ведем переговоры, чтобы они остались за нами. Да, мы расширяем присутствие в Абакане, будем смотреть на перспективные города края. Но в рознице всегда стоит вопрос, куда наиболее эффективно направить средства. Можно захватить все малые города и при этом потерять родной рынок».
Важна прибыль, а не объем
Еще один стратегический момент, характеризующий управленческое кредо г-жи Павловской: «Красный Яр» концентрируется на работе в тех нишах, где сеть и ее персонал чувствуют себя уверенно — в формате торгового зала площадью 500 кв. м и более крупном формате до 1500 квадратов. Гипермаркетов «Красный Яр» не открывает и открывать не собирается. В экспертной среде местного ритейла есть мнение, что зря. В пример приводят удачный опыт «Командора», который вывел гипермаркет под новым брендом «Аллея» и быстро начал тиражировать его по краю. У Татьяны Павловской достаточно твердая позиция по этому вопросу: «Есть понимание на уровне топ-менеджеров — мы не идем в формат гипермаркетов, потому что придут федералы и будет ожесточенная битва. Кроме того, чтобы заниматься гипермаркетом, надо очень хорошо управлять категорией нон-фуда. Нужны сезонные коллекции, это работа напрямую с поставщиками, а не с дистрибьюторами в Красноярске. Этим, кроме федералов, никто похвастаться не может».
Поэтому на гипермаркеты «Командора» «Красный Яр» ответил массированным открытием новых гастрономов. Финансовые итоги года покажут, чья стратегия была точнее.
А когда было труднее, в кризис-2008, Татьяна Павловская не ошиблась, сделав неоднозначный ход: «Мы решили, что самое важное — погасить кредитные обязательства. И не имея никаких нош тяжелых, продолжили развитие. Вообще, для нас всегда был важен не объем, а прибыль. Можно прирасти огромным количеством чего угодно, но надо суметь обслужить этот долг и остаться в плюсе».
Сейчас, когда пошли разговоры о новом коллапсе и обнажились его предпосылки, Татьяна Павловская снова спокойна. От прошлого кризиса она, по сути, только выиграла, воспользовавшись появившимися «вкусными» предложениями на рынке недвижимости. «Если подходишь к кризису в состоянии полной готовности бороться за расширение доли рынка — это прекрасная возможность» — готовый афоризм от г-жи Павловской, для тех, кто уже боится.
Тем не менее активный рост «Красного Яра» начался, когда о кризисах никто не задумывался — в 2004-2005 годах. Многие новые магазины расположились в бывших советских универмагах и продуктовых магазинах. Татьяна Павловская утверждает, что это наиболее выгодные места, дающие максимальную отдачу. Охотно размещался «Красный Яр» и в магазинах бывших конкурентов. Так, он зашел на площади небольших сетей «Орлан», «Парус», «Елисеевский». По словам г-жи Павловской, оборот компании ежегодно растет в последние годы на 40-50%.
Выделить в этом собственные заслуги совладелице сети труднее, чем обеспечить такой рост. Говорит: «Я на переговорах — представитель «Красного Яра». Я не могу себе галочку поставить, что это я очередные переговоры провела успешно. Это всегда синергия — верят и человеку, и компании, которая не олицетворяется одним человеком». После паузы вспоминает, наконец, личное решение — открытие крупных форматов, начиная со «Взлетки-Плаза».
И тут же возвращается к рассказу о своей команде, о том, как важно при укрупнении бизнеса не потерять инициативность, не превратить всю систему в жесткую иерархию, когда вещает один, а остальные только исполняют. Команда Павловской состоит в основном из людей молодых: «Их увлеченность делом, мобильность, азарт становятся для бизнеса серьезным конкурентным преимуществом», — признается директор сети. Она лично проводит финальные собеседования с каждым сотрудником офиса и управляющим магазином. Смеется: «У меня самые быстрые собеседования в компании».
Причем Татьяна Павловская может взять на работу хорошего специалиста, которому сейчас работы и нет. Взять сейчас, а потом подумать, что ему поручить, — подход, скажем так, мозгоориентированный, а не заточенный под процессы.
Нравится отличаться
В «Красном Яре» пользуются планировщиком Outlook. Услышав об этом, вспоминаю, что был на тренинге по интернет-технологиям, где говорили и показывали, что есть сейчас программы покруче. Сообщаю об этом своей собеседнице — ей интересно: «А что за программы?» Я толком ничего не помню, в чем и сознаюсь. Однако час спустя, когда диктофон уже выключен, г-жа Павловская снова спрашивает: «Так что за планировщик, не вспомнили?»
Показательная сценка — в ней и интерес г-жи Павловской к новинкам, и умение выдергивать их из самых разных мест и ситуации. Здесь, правда, ничего не выдернулось, но это лишь моя память подвела.
Недавно «Красный Яр» решил прощупать интерес красноярцев к технологии QR-код (двухмерный штрих-код, который можно распознать «мобильником»). Повесили по городу щиты-тизеры с QR-кодами, открыли специальный сайт. Татьяна Павловская обещает, что тема, малопонятная пока большинству горожан, получит продолжение: «Есть желание поиграть в такие вещи. Мне всегда нравилось иметь отличительные черты».
А находить эти отличия можно повсюду. Главное — увидеть. Г-жа Павловская в несколько штрихов рисует сравнительную карту ритейла в мире: «Нравится, как работают немцы, — минимум людей и огромная скорость. Не увидишь лишнего движения и по двое стоящих. Бразилия — уникальная работа с овощами-фруктами. Стиль уже ближе к русским — меньше, чем 4-5 человек, одним делом не занимаются. У итальянцев исключительный дизайн, испанцы, французы — это все время новые форматы. В Москве можно удивиться размаху, с которым деньги вкладываются в магазины. У Питера свой подход — он поджарый, но в то же время стремящийся все перенять у Европы».
Татьяна Павловская подчеркивает, что она не просто перенимает подсмотренное: «Мы обязательно привносим свое. А вот нас в Красноярске часто копируют. Это видно по акциям, направлениям, даже по организации бизнеса. Это ничуть не огорчает».
Говоря об отличиях своей сети, Татьяна Павловская первым называет дизайн. Вернее, атмосферу, в которой покупателю должно быть неосознанно приятно. В компании уделяют этому довольно много внимания. В декабре прошлого года в магазине на Красной Армии, где можно легко встретить краевых министров с корзинками, запустили проект «Идеальный магазин». Там тестируются все передовые визуальные решения. И бизнес-процессы тоже — нельзя слишком увлекаться внешним, забывая о сути. «Все, что связано с дизайном, утверждаю я. Направление движения выбирается со мной. Тем более необходимо соблюсти баланс с затратами. Это не ради чистого искусства», — констатирует совладелица «Красного Яра».
Впрочем, чистое искусство ей тоже интересно. Г-жа Павловская много читает, следит за культурными событиями. Жалеет только, что слишком много в современном искусстве уродливых форм и мало гармонии.
Естественно, к собственному стилю она тоже внимательна. Но без фанатизма: «Мне нравится выглядеть хорошо. Но не нравится тратить время на шопинг. Один из моих вариантов — в аэропортах. Есть время, всегда можно успеть, например, в аэропорту Франкфурта пройтись по магазинам и нормально пополнить гардероб».
В отпуск Татьяна Павловская отправляется «как посчитает необходимым». Два раза в год, как правило. Не хочет просто сидеть у моря, предпочитает поездки, которые дарят новые ощущения. Любит проводить время, которого всегда не хватает, с детьми — десятилетней Соней и восьмилетним Левой, но не любит об этом говорить. Опять же по принципу — лучше делать. И по правилу — найти баланс. «Я никогда не могла сидеть дома. Это моя реализация, это моя работа, это моя жизнь. Стараюсь для всего найти время. Надо и детям давать самостоятельность. Если ты проводишь с ними больше времени — не факт, что даешь больше. Очень важно дать. Но очень важно и дать развиться. Это и про сотрудников, и про семью, и про любое другое дело», — резюмирует Татьяна Павловская.
Татьяна Павловская
совладелец и генеральный директор сети гастрономов «Красный Яр»
Родилась в 1973 г. в Красноярске.
Образование: высшее экономическое.
Карьера: До 1999 г. — работа в банковской сфере, оптовой торговле, госорганах. С 1999 г. возглавляет сначала гастроном, а затем и сеть «Красный Яр». С 2001 г. — директор сети «Красный Яр».
Семья: двое детей.