«Услуги оказывают проститутки, а врачи — помощь? Пора отказываться от этого заблуждения»

«Врачи негативно реагируют, когда медицину называют услугой. Они говорят: «У нас не клиенты, а пациенты, мы оказываем им не услуги, а помощь». Сотрудникам красноярских больниц надо меняться».

Минздрав России несколько лет реализует в ряде регионов страны проект, направленный на повышение эффективности работы больниц и поликлиник. Красноярский край не участвует в этом пилотном проекте, но руководители некоторых бюджетных медучреждений региона понимают необходимость перемен. О том, какие шаги делают больницы Красноярска на пути к пациентоориентированности, DK.RU рассказала директор консалтинговой компании Talent&Development Марина Майорова. Свои выводы она сформулировала после двух лет работы с персоналом краевых бюджетных и частных медицинских учреждений.

Марина, в чем суть проекта минздрава по переходу к «бережливому производству» в медицине?

— Философия «бережливого производства» была сформулирована Таити Оно как основа производственной модели Toyota еще в 1950-е годы, а сейчас этот подход успешно транслируется и на сферу услуг. В 2016 году министерство здравоохранения России при участии госкорпорации «Росатом» начало внедрять новые стандарты работы медучреждений. Их ключевая суть в том, чтобы общение врачей и пациентов было максимально комфортным и гармоничным. Проект получил название «Бережливая поликлиника», и был запущен в нескольких пилотных регионах. Тогда в медицину стали интегрироваться такие понятия как «бережливое производство», «кайдзен» и другие.

Как медучреждения Красноярска подключились к этому процессу?

— Красноярский край не входит в число регионов, где реализуется пилотный проект «Бережливая поликлиника». Но руководители отдельных медучреждений понимают, что стоят на пороге больших изменений. В частности, флагманом по внедрению «бережливого производства» в нашем регионе выступает краевая клиническая больница. Большую роль здесь играет личность главного врача. Егор Евгеньевич Корчагин постоянно находится в состоянии развития. Он ездил на производство Toyota в Японию, обучался у разных специалистов по маркетингу услуг. При нем краевая больница образцовым образом внедрила систему менеджмента качества по стандартам ISO, сейчас получает международный сертификат JCI. В конце 2018 года был создан «Центр компетенций» — структурное подразделение больницы, которое координирует работу по управлению качеством и безопасностью медицинской деятельности.

В результате за год на действия сотрудников больницы — а их около 4 тыс. — поступило всего 6 жалоб. Это мизер!

Вы недавно проводили круглый стол на тему пациентоориентированности в рамках медицинского форума «Енисей Медика». Был интерес к нему у руководства медучреждений?

— В целом отклик был хороший. Участие в круглом столе приняли около 50 представителей частных и бюджетных медучреждений, а также министерства здравоохранения Красноярского края. Участники задавали очень разные вопросы. «Частников» волновали технологии пациентоориентированности, обучения персонала, разрешения конфликтов, формирования команды и корпоративной культуры. А «бюджетников» интересовал, прежде всего, вопрос ресурсов и доступности этих технологий.

Какую цель ставят перед собой руководители бюджетных медучреждений, задумываясь о пациентоориентированности?

— Главная мотивация — это извлечение прибыли через платные услуги. А для этого необходимо обеспечить очень высокое качество. К примеру, темой пациентоориентированности на нашем круглом столе заинтересовался главный врач Красноярской городской детской поликлиники №2 Владимир Упатов. Он хочет внедрить платные стоматологические услуги — отсюда и интерес.

Когда мы говорим о качестве медицинской услуги, надо иметь в виду два показателя. Первый — это то, как человека непосредственно полечили, это медицинская компетенция. А второй — это то, как с человеком общались в этом процессе. И сейчас прогрессивные главврачи обязаны уделять внимание обеим этим составляющим.

Ключевая проблема состоит в том, чтобы научить «бюджетников» оказывать услуги качественно?

— Есть разница в понятиях «медицинская помощь» и «медицинская услуга». Медперсонал старой закалки негативно реагирует, когда медицину называют услугой. Они говорят: «Услугу оказывают проститутки. У нас не клиенты, а пациенты, мы оказываем им помощь». Эту мысль изрек один из докторов на тренинге по управлению конфликтами. И это маркер того, что эффективная политика в области здравоохранения возможна только тогда, когда ее разделяют сами сотрудники.

Ведь медицина XXI века — это, прежде всего, общественная услуга. А помощь — это то, что оказывается безвозмездно. И если персонал хочет зарабатывать, получать деньги за свой труд, нужно понять, что медицина — это услуга.

Отрадно, что многие медучреждения уже меняются. Например, я недавно была приятно удивлена при обращении в Красноярскую краевую больницу №2. Я прикреплена к ней, но уже лет 7 там не была. Звоню в регистратуру, сотрудник берет трубку и сразу обращается ко мне по имени-отчеству: «Здравствуйте, Марина Игоревна, чем я могу вам помочь?». Я чуть трубку не выронила! Оказывается, больница внедрила CRM-систему, занесла всех пациентов в базу, и по номеру телефона полностью идентифицируется человек с историей обращений. Здорово!

Медперсонал старой закалки можно изменить? Или нужно ждать, когда вырастет новое поколение более деликатных врачей и медсестер?

— Далеко не весь медперсонал в бюджетных учреждениях неделикатен. Мы проводили исследования на уровень конфликтогенности, в которых участвовали несколько сотен сотрудников разных медучреждений города. По результатам, 55% — люди, которые способны справляться со стрессовыми ситуациями, они не будут конфликтовать, если их не трогать. 20% — вообще ни при каких условиях не ведутся на конфликты. И только 25% — это люди из группы риска, которые могут провоцировать конфликты.

С ними можно и нужно работать. Например, я провожу тренинги по управлению конфликтами для врачей и медсестер. Показываю им логику коммуникации, которая приводит к развитию конфликтной ситуации, и эффективные модели, которые позволяют выходить из нее. Часто на тренинге люди говорят мне: «А давайте, когда у нас будет сложный пациент, мы будем приглашать вас, и вы будете сами с ним разговаривать». Посыл такой — мы меняться не хотим, возьмите ответственность на себя. Тогда я «возвращаю» им эту ситуацию: «Представьте, вы делаете назначение пациенту, а он говорит: «Доктор, лечиться не буду, но, если мне станет плохо, вы должны прийти и спасти меня!». Ваша реакция?». И люди начинают понимать, что пора меняться.

Должен измениться каждый из них. Каждая санитарка, которая везет больного на каталке. Каждая медсестра, которая делает ему инъекцию. И каждый врач. Коммуникативная компетенция врача не менее важна, чем его медицинские умения. Она составляет 50% деловой репутации.

Что может послужить для них мотивацией к переменам?

— Это должна быть либо совокупность системных мер, либо высокий уровень удовлетворенности медицинских работников своей работой и зарплатой. Сейчас участковый врач детской поликлиники получает 60-80 тыс. рублей. Медсестры операционного блока — около 45 тыс. рублей. У врачей отдельных специальностей вообще высокие зарплаты — это суммы с пятью нулями. Это позволяет руководству медучреждений устанавливать критерии эффективности сотрудников. Если этим правильно распорядиться, это хороший мотивационный рычаг.

Контраргументом противников перемен может быть общая нехватка кадров в больницах.

— Эта проблема актуальна больше для небольших населенных пунктов. А в Красноярске — это вопрос к менеджменту учреждения. Выпуск нашего медицинского университета — около 700 человек ежегодно.

Если у больницы сильный HR-бренд, развита корпоративная культура, у нее не будет проблем с персоналом.

Плюс важен личный бренд руководителя организации или непосредственного начальника.

Какие шаги должна пройти больница на пути к пациентоориентированности?

— Я сформировала подход, который назвала «10 шагов к пациентоориентированности медицинской организации». Он основан на технологии работы с персоналом, ведущей к повышению уровня клиентского сервиса и удержания пациента. Эти шаги могут применяться как в частных, так и в бюджетных медучреждениях.

Работу нужно разделить на два этапа. Первый этап — стратегический, на котором определяются ценности, философия, миссия организации. Второй этап — внедрение изменений. Его продолжительность зависит от масштаба учреждения, от количества сотрудников. Если это 100 человек, с ними можно поработать в течение 2-3 месяцев. А потом наблюдать за динамикой, что-то корректировать. А если речь идет о тысячах сотрудников, то здесь в режиме ручного управления уже не обойтись, нужна совокупность системных мер, необходимо формировать корпоративный университет, создавать систему дистанционного обучения персонала.

Какова стоимость этой услуги?

— Проведение двухдневной стратегической сессии для сотрудников стоит 150 тыс. рублей, тренинги — от 35 до 60 тыс. рублей. Персональные тренинги для отдельных сотрудников — в пределах 6-8 тыс. рублей.

В начале разговора вы упомянули, что для бюджетных медучреждений главный вопрос — как изыскать на это ресурсы. Как быть с этой проблемой?

— Найти средства на повышение квалификации сотрудников всегда можно. В частности, можно сотрудничать с профсоюзными организациями.

Но хотелось бы, чтобы краевое министерство здравоохранения создавало условия для этого с помощью ведомственных целевых проектов — организовывало учебу для бюджетных медучреждений.

К примеру, форум «Енисей Медика» можно усилить тренинговым блоком, в рамках которого сотрудники и руководители даже удаленных больниц смогут получить информацию о повышении уровня пациентоориентированности. Здесь нужны системные меры, только тогда будет заметен результат. Я вижу, что запрос на тему бережливой медицины у краевых больниц есть, а ответом должно стать стремление к переменам и развитию.

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.