Узкое поле экспериментов

Словосочетание «инновационные технологии» прочно вошло в лексикон не только политиков, но и строителей. Про использование ультрасовременных разработок, благодаря которым качество и уровень комфор

Российский строительный рынок консервативен и инертен, новые технологии приживаются здесь с трудом. Красноярск исключением не стал. Не способствуют победному маршу инноваций и покупатели жилья, предпочитающие хорошо знакомое старое.

Словосочетание «инновационные технологии» прочно вошло в лексикон не только политиков, но и строителей. Про использование ультрасовременных разработок, благодаря которым качество и уровень комфорта нового жилья вырастут в разы, кто и с каких только трибун не говорил. На деле все вышло иначе. Красноярские застройщики экспериментировать с инновациями не спешат, а многие компании осознанно от этой практики отказываются. Масштабно с инновациями не работает ни одна строительная организация.

Проще по старинке
Есть несколько причин низкой востребованности новых разработок со стороны компаний-застройщиков. Традиционное объяснение — строительство весьма консервативная отрасль, она завязана на строгом выполнении множества требований, прописанных в нормативных актах. Согласно этим правилам, если застройщик хочет использовать какой-то новый стройматериал, он должен доказать, что его применение не нарушает имеющиеся технические регламенты. Процесс доказательства, как правило, трудоемкий и небыстрый. Проще продолжать работать, используя старые технологии, что в Красноярске, собственно, и происходит.
По мнению директора по развитию СК «Культбытстрой» АНТОНА ГЛУШКОВА, также немаловажную роль играет то, что экономический эффект от той или иной инновации не всегда очевиден, а рисковать, вкладываясь в не проверенную до конца новую разработку, компании опасаются. «Инновации действительно внедряются в строительстве тяжело. Многие руководители строительных организаций считают, что любое инновационное изменение в проектной документации влечет за собой удорожание», — пояснил «ДК» г-н Глушков.
В правоте застройщикам-консерваторам не откажешь. Последняя и, пожалуй, главная причина отказа от инноваций заключается в том, что их использование в большинстве случаев нерентабельно. «Строителям экономически невыгодно строить новые дома с использованием в них новых технологий, — подчеркнул заместитель директора по общим вопросам Инженерно-строительного института СФУ ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВ. — Возьмите наиболее инновационные жилые комплексы «Фрегат NEO», «Южный берег», «Лазурный» — апартаменты в них прекрасны, сами дома красивые, комплексы оборудованы множеством инноваций для их более комфортной эксплуатации. Но квартиры там очень дорогие и продаются с трудом. Намного легче взять стандартные железобетонные панели и строить типовые проекты жилых объектов без дорогостоящих разработок».
Покупатели не верят новому
Но как бы застройщики ни сопротивлялись новшествам, им приходится искать способы увеличения темпов строительства и снижения затрат. Для этого в основном используются новые конструкционные и отделочные материалы, автоматизируется инженерное оборудование. Большинство технологий, как и в других сферах деятельности, заимствуется на Западе.
Активнее прочих инновации на красноярском строительном рынке применяют крупные компании, занимающие лидирующее положение. Для дорогостоящих экспериментов нужно обладать достаточными ресурсами. Но даже крупные игроки используют инновационные разработки точечно — для решения определенных задач.
Так, ГК «СM.СИТИ» в первой очереди проекта «Южный берег» успела внедрить ряд инноваций, позволяющих в будущем эффективнее эксплуатировать жилой комплекс: горизонтальная разводка отопления, благодаря которой учет тепла считается поквартирно, каучуковое покрытие на детских и спортивных площадках, керамогранитные плитки для отделки фасадов, которые прослужат более 50 лет и др. Сейчас компания готовится применить очередную западную разработку, которая сократит трудозатраты при строительстве и увеличит теплоизоляционные характеристики объекта.
«Основная новинка следующей очереди «Южного берега» — применение поризованного кирпича, — рассказал «ДК» генеральный директор ГК «СM.СИТИ» АЛЕКСАНДР КОРОПАЧИНСКИЙ. — Это крупноформатный кирпичный блок, который больше обычного кирпича в 15 раз. Он разработан немецкой компанией Wieneberger, обладает повышенной тепло- и шумоизоляцией, сокращает сроки строительства, не требует дополнительного утепления, во многом решает задачу энергосбережения. Кирпичная кладка нового дома начнется весной 2012 года».
Но главная инновация ГК «СM.СИТИ», по мнению г-на Коропачинского, заключается в ином подходе к проектированию — квартальном принципе застройки. «Мы заключили договор с голландской компанией «KCAP» на разработку мастер-плана для «Южного берега». Благодаря этому мастер-плану мы получили идеологию дальнейшей застройки. Здесь учитывается зонирование пространства на жилую, торговую, культурно-развлекательную, рекреационную зону. Все дома будут объединены в небольшие уютные кварталы, а зоны отдыха вынесены за периметр домов. Отдельное место уделено структуре улиц, учитывается ширина тротуаров, проезжей части, парковок и мест озеленения. Именно улицы станут главным объектом строительства», — подчеркнул г-н Коропачинский.
Некоторые участники местного строительного рынка разрабатывают инновации самостоятельно. Так, СК «Культ- бытстрой» для увеличения этажности своих домов внедрила в производство усовершенствованную фасадную плиту. Благодаря ей удалось нарастить не только количество этажей, но и внутренний метраж объектов. «К разработке этой инновации нас толкнули рыночные условия — нужно строить больше. В рамках существующих технологий этого сделать не могли, пришлось выдумывать новую», — пояснил Антон Глушков.
В сфере малоэтажного строительства на выбор стройматериалов и технологий сильнее всего влияет потребительский спрос. Как пояснил «ДК» руководитель проекта «Шамони» ИВАН МОЛТЯНСКИЙ, именно покупатели тормозят все инициативы строителей по применению инновационных материалов. «Потребители не верят ничему новому, только проверенным технологиям. Дома, построенные с использованием инноваций, никто покупать не хочет. Все новшества, которые мы применяем, касаются инженерных сетей. Так, вместо металлических труб используем пластиковый водопровод, этот материал более долговечен», — рассказал г-н Молтянский.
Аналогичным опытом поделился директор по развитию девелоперской компании «Горизонт» (поселок Кузнецово-Заповедное) МИХАИЛ ПАРШКОВ. Из инновационных технологий застройщик использовал каркасное домостроение и пробовал запустить производство сэндвич-панелей, но спрос на эти технологии оказался невысоким. «Скорее всего, откажемся от каркасных домов, не вызывают они доверия у наших покупателей», — признался Михаил Паршков.
От четких прогнозов о будущем инноваций на местном строительном рынке его участники воздержались. Слишком много факторов, способных задержать развитие новых технологий. Но в одном эксперты единодушны — внедрение инноваций неизбежно, рынок стройматериалов растет, наводняется новой продукцией отечественного и иностранного производства. Пусть сейчас использовать инновации дорого, но к этому постепенно придут все.

Мнение
Александр Коропачинский генеральный директор ГК «СM.СИТИ» Для того чтобы застройщик решился внедрить инновацию в своем проекте, он должен быть на 100% уверен, что это новшество не принесет ему рисков, в ближайшие два-три года будет востребовано рынком и даст гарантированную прибыль. Сейчас в 95% случаев потребитель не готов платить за жилье, построенное с использованием инновационных технологий. Не готов, даже если это будет более долговечное, более комфортное жилье, содержащее массу качественных преимуществ. Поэтому инновации у нас и идут со скрипом. Как только потребитель «созреет» до более высокого по уровню предложения, строительный рынок начнет использовать новейшие технологии и стройматериалы.

Мнение
Сейчас мы присматриваемся к инновациям в области совершенствования железобетона. Эта технология касается как монолитного, так и панельного домостроения. В мире идет массовый отказ от применения металла в качестве арматур. Если в настоящее время в производстве железобетона используется металл (материал достаточно дорогой), то азиатские страны уже заменили его на современные полимерные соединения, сделанные из бетонных отходов и синтетических волокон. Они в разы превышают по прочности даже металл. А их стоимость соизмерима со стоимостью металла. Думаю, в ближайшем будущем — через 2-3 года — строительные организации будут активно использовать полимерное армирование вместо металлического. Мы в своих лабораториях уже экспериментируем с этими материалами.
Самое читаемое
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера ДацюкаВ центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера Дацюка
  • «На Урале не кидают, не принято. И среда для предпринимательства здесь благоприятная»«На Урале не кидают, не принято. И среда для предпринимательства здесь благоприятная»
  • 81% компаний испытывают кадровый голод. Число вакансий в России увеличилось в 1,7 раза81% компаний испытывают кадровый голод. Число вакансий в России увеличилось в 1,7 раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.