В XXI веке мечты фантастов стремительно становятся реальностью. В 1899 г. Герберт уэллс придумал концепцию движущегося тротуара, а в 2000‑х такие дорожки с легкостью прижились во франции.
В китае разработан проект двухуровневого автобуса с пассажирами наверху и туннелем для автомобилей внизу. В проеме под автобусом свободно могут передвигаться автомобили не выше двух метров. Автобус питается от солнечных батарей, расположенных на крыше. Оборудован специальной системой сенсоров: шлейф из ультразвуковых волн, который тянется за автобусом, запретит слишком большим автомобилям входить в туннель. Экспериментальная линия этого автобуса будет строиться в одном из районов пекина. На подготовительном этапе дорожные службы выстроят остановочные платформы, установят столбы и провода, проложат рельсы. Строительство 40‑километрового участка дороги займет один год и обойдется правительству китая в 500 млн юаней ($74 млн). Это не так дорого, как может показаться: аналогичный участок метро потребует трех лет строительства и будет стоить в 10 раз дороже.
Пассивный дом — это автономное помещение, работающее по типу термоса. Главный принцип строительства — абсолютная герметизация здания. Его теплопотери так минимальны, что даже в морозы для создания комфортного климата достаточно тепла, выделяемого человеком и стандартными электроприборами. Для вентиляции используют специальную систему рекуператоров‑теплообменников.
Технология пассивного дома стремительно набирает популярность в европе. В германии уже построено 16 тыс. Таких домов, а через несколько лет они могут стать обязательным стандартом. В австрии по принципу пассивного дома возводится уже 20% новостроек. По себестоимости пассивный дом дороже обычного на 5‑10%, но дополнительные вложения окупаются через 7‑10 лет.
В дании вводится в эксплуатацию ветряная электростанция horns rev ii. Комплекс из 91 ветрогенератора расположен в северном море, в 30 км от западного побережья ютланда. Он может производить 209 мвт чистой энергии: этого должно хватить для обеспечения электроэнергией 200 000 домов в течение года. Датские энергетики давно рассчитали, что строительство ветряных электростанций в открытом море экономически целесообразно, ведь сила ветра на море, как правило, на 50% выше, чем на суше. В 2003 году была сдана в эксплуатацию электростанция нествед с 72 турбинами на 2,3 мвт. Тогда она обошлась правительству в $262 млн. Станция функционирует и по сей день, производя около 165 мвт. Она работает в автоматическом режиме без вмешательства специалистов, за функционированием комплекса следит компьютерная система. На данный момент у подобных систем есть один весомый недостаток — их высокая стоимость, но высокие затраты оправданы, так как помогают снизить угрозу углеродистой эмиссии.
В июне будущего года в париже стартует программа проката электрических авто. Любой желающий, зарегистрировав в системе autolib свое водительское удостоверение, сможет взять автомобиль на любом паркинге города, с помощью специального ключа и личного пин‑кода завести его, совершить поездку и оставить на любой стоянке. Подобный проект под названием сar2go уже два года действует в немецком ульме и американском остине. Идея принадлежит концерну daimler, в программе задействованы электромобили smart. Проект оказался успешным: так, в ульме за полтора года на двухстах машинках поездили около 20 тыс. Человек. Весной 2011 г. Похожую программу запустят в гамбурге. Тариф поминутный: 29 евроцентов в минуту или 14,90 евро в час.
Поезд на магнитной подушке
В россии геотермальные тепловые насосы для обогрева домов (используют тепло земли, наземных либо подземных грунтовых вод) пока не популярны, хотя в развитых странах рынок существует более 30 лет. Специалисты утверждают — за ними будущее. Теплонасосы экологически чисты, не производят вредных выбросов в атмосферу и чрезвычайно экономичны.
В сша ежегодно производится около 1 млн геотермальных тепловых насосов, причем при строительстве новых общественных зданий используют исключительно их. В швеции тепловые насосы обеспечивают 70% тепла, в германии предусмотрена государственная дотация на их установку, а японцы используют уже более 2 млн таких устройств. По прогнозам мирового энергетического комитета, к 2020 г. Доля геотермальных тепловых насосов в теплоснабжении составит 75%.
Компания landsnet, владеющая всеми высковольтными линиями электропередачи в исландии, объявила конкурс на дизайн опор лэп. Они должны выигрышно вписываться в ландшафт, не терять электромагнитное излучение, недорого стоить и долго служить. Один из проектов, взятый на рассмотрение после конкурса, принадлежит американскому бюро choi+shine architects и называется «земля гигантов».
Собирать статуи американцы предлагают в зависимости от контекста: в каждом конкретном месте «гигантам» антропоморфной лэп придадут ту или иную позу, которую сочтут наиболее практичной и гармоничной. На подходе к возвышенностям провода будут подняты на вытянутых руках, а где‑нибудь на седловине перевала несущий «электрическое бремя» великан может устало опуститься на колени под его тяжестью. Позиционирование по всем трем осям дает богатый выбор: «гиганты» могут идти в одну или разные стороны, переглядываться и указывать направление.
В мире автомобилестроения электромобили уже давно не экзотика. А вот машина, работающая от воздушного потока, появилась впервые. Ее автор — французская компания mid. Автомобиль называется airpod. При помощи электричества воздух нагнетается в специальные емкости, откуда выпускается потом постепенно под давлением, приводя в движение поршни мотора. Одна заправка воздухом обойдется владельцу airpod примерно в 1 евро. Без дозаправки такое авто может проехать около 200 км. Серийное производство автомобилей ожидается уже в 2011 г.
Предполагается, что машина будет представлена в двух комплектациях: легковой, рассчитанной на водителя и двух пассажиров, и грузовой, рассчитанной на водителя и багаж (около 300 кг). Максимальная скорость airpod не будет превышать 70 км/час. Авто не предназначено для автомагистралей между штатами.
Основная часть потребителей, как полагают разработчики, придется на муниципальные службы, аэропорты и прочие госучреждения, это поможет популяризировать новый вид экологически чистого транспортного средства. Новинка уже успела заинтересовать производителей: лицензии на выпуск airpod приобрели tata motors и американская фирма zero pollution motors. По предварительным данным, цена на автомобиль составит $18‑20 тыс.
Корейская архитектурная студия planning korea представила проект нового пешеходного моста в сеуле (корея). Футуристическая разработка протяженностью 1080 метров объединит в себе сразу несколько важных для инфраструктуры города функций: автомобильную парковку, молл, высокотехнологичный музей, библиотеку, места отдыха, дорожки для пешеходных и велосипедных прогулок.
Благодаря размещенным на поверхности солнечным батареям, проект не потребует альтернативных источников питания. На всех его уровнях будут размещены вертикальные и горизонтальные зеленые сады. Масштабная конструкция также предполагает ультра‑современные базовые причалы и удобный доступ к водным такси, яхтам и круизным судам.
В лондоне построили небоскреб со встроенными ветряными турбинами. 42‑этажное здание, расположенное в районе elephant and castle получило название strata tower. Три ветряные турбины, каждая из которых имеет пять лопастей, способны генерировать около 8% энергии, необходимой для всего здания.
Аэродинамика конструкции спланирована так, чтобы ветер вращал турбины с максимальной эффективностью в течение всего года. По расчетам инженеров, ветер скоростью 60 км/ч должен обеспечить выработку 50мвт‑часов электроэнергии в год.
Для экономии энергии в здании strata максимально используется естественная вентиляция, и специальные стекла с улучшенной изоляцией.
В японии создано двухрежимное транспортное средство (dual‑mode vehicle, dmv), которое выглядит как микроавтобус и может перемещаться по трамвайной линии и обычной дороге. Пока dmv перевозит туристов, но со временем может быть введен во многих японских муниципалитетах. Выгоды очевидны: машины недороги в производстве и эксплуатации и позволяют доставлять пассажиров прямо с железнодорожной станции на место их конечного прибытия. На шоссе dmv может развивать 60 км/час.
Для съезда на рельсы используются специальные направляющие ролики. Стальные железнодорожные колеса опускаются, а передние резиновые приподнимаются над дорогой. Т.е. По рельсам машина движется на шести колесах.
Самое приятное во всем этом — использование существующей инфраструктуры: обычная железная дорога, обычное шоссе, специально почти ничего не надо строить, разве что организовать места въезда на рельсы. По непроверенным данным, цена одного автобуса — около $145 тысяч.