После очередного заявления президента России Владимира Путина о мерах поддержки населения и бизнеса обрадованное население обвалило сайт Госуслуг, оставляя заявки на обещанную помощь.
Мы спросили у красноярских предпринимателей, как они поняли главу государства и что важного вынесли для себя.
Александр Белов, RV-бар
Основная сложность понимания таких посланий чиновников - это язык, которым они делаются. Информация в них настолько завуалирована, что прежде чем что-либо понять, приходится все перепроверять. Вот, например, налоги. Мера хорошая – что в первом, что во втором пакете.
Если за второй квартал нам отменят налоги, а у нас это около 200 тысяч рублей, то это будет очень неплохое подспорье.
Если удастся взять денег на выплату зарплаты под 2%, то тоже хорошо.
Но весь вопрос в том, попадаем ли мы в категорию тех предприятий, которые смогут воспользоваться этими мерами поддержки. Большинство моих знакомых столкнулось с тем, что, когда начинают обращаться за подобными продуктами, им говорят, что на них действие этих программ не распространяется. Так что надо подождать несколько дней, пока появится больше информации, а потом садиться и разбираться.
Анастасия Крылова, сеть детских садов «Счастливое детство»
Как предприниматель я для себя отметила, что нам отменят налоговые платежи за второй квартал, что уменьшат на размер МРОТ социальные обязательства бизнеса и, возможно, предоставят льготные банковские кредиты на субсидирование заработной платы, которые будут подкреплены государством, а при соблюдении определенных условий и вовсе будут им оплачены.
Единственный вопрос, который так и остается неясным, – это как скоро эти меры начнут действовать.
Иными словами, как быстро конечные исполнители этих инициатив получат все документы (приказы, указы и т.п.), регламентирующие порядок оказания такой помощи. А то получится как с первым пакетом мер, которые (с этим мы столкнулись на собственно опыте) до предпринимателей в итоге дошли только почти месяца спустя, из-за того что у ответственных за их исполнение ведомств не было соответствующих документов.
Анатолий Сергеев, Ассоциация технологических компаний«ИТЭРА», лидер Точки кипения - Красноярск
Честно говоря, даже не слушал, что говорил президент. Вроде как сказал, что каникулы закончились, и что-то там началось. Потом почитаю, если будет время.
У чиновников своя реальность, у нас своя, это факт.
Все, что обещается, имеет такое количество условий, ограничений и требований, что по сути мало кто может получить обещанное.
Я пытался защитить ассоциацию айтишников, но не нашел понимания. В список пострадавших отраслей мы не попали, мол, что у нас может пострадать, в компьютерных технологиях? Мы получаем заказы от рынка, а если весь рынок сидит по домам, то не получаем ничего. Как могут не пострадать магазины компьютерной техники, если закрыты торговые центры? Как могут не пострадать интеграторы, если бизнесы остановлены?
Поэтому, боюсь, ничего принципиально нового президент мне не скажет.
Дмитрий Герасимов, сеть стоматологий и семейный центр «Астрея»
В господдержку я частично верю, и кое-какими инструментами пытаюсь воспользоваться. Например, на зарплату сотрудникам образовательного центра, который сейчас закрыт, мы взяли кредит. На стоматологию тоже оформили минимальную сумму – уж очень нас банк уговаривал. Оба бизнеса входят в список пострадавших отраслей, которым полагаются субсидии. Мы даже заявку оформили, причем не один раз. Подали заявление 1 мая, через неделю перепроверили – заявления не активны. На «горячей линии» выяснили, что форма заявки, существовавшая на тот момент, отменена, и с 7 мая введена другая. И поскольку дни были объявлены нерабочими, документами никто не занимался. Пришлось все заполнять заново, ждем рассмотрения.
Национальные нерабочие дни закончились, и начались юридические дебри: как оформлять кадровые документы в режиме самоизоляции? Ладно, стоматология может работать в усеченном режиме, по острым и неотложным случаям. А образовательный центр? Выходить на работу нельзя, работать тоже нельзя, в итоге оформили перевод сотрудников на удаленку. И сколько еще таких законодательных сюрпризов будет – неизвестно.
Вообще с началом «коронакризиса» в разы прибавилось всевозможной отчетности, справок, журналов и прочих документов, не говоря о расходах.
Мы всегда закупали качественные медицинские маски, но если раньше они стоили несколько рублей, то сейчас – несколько десятков рублей, и нужно порядка сотни масок в день.
Непонятно, что убьет страну быстрее: вирус или борьба с ним?
На мой взгляд, президент еще в конце марта устранился от всего, переложив ответственность на глав регионов: делайте что хотите, но если что-то пойдет не так, мы вас накажем. И главы ведут себя так же: вроде, и нельзя, но можно. А самый влиятельный чиновник сейчас – это главный санитарный врач. Это он регулирует всю жизнь в стране.
Уверен, что бизнес выживет только в том случае, если сможет договариваться друг с другом – по всей цепочке: арендаторы, арендодатели, поставщики, покупатели, обслуживающие предприятия… Только вместе, иначе никак.