Меню

Коронавирус vs ЖКХ: кто кого?

В середине марта 2020 года, еще до коронавируса, федеральное министерство строительства и ЖКХ обнародовало размер задолженности за коммунальные услуги. Очевидно, что сейчас долги значительно больше.

Как сообщил Минстрой, объем задолженности за жилищно-коммунальные услуги достигает почти 1,3 трлн рублей, 570 млрд из них — долги населения, примерно 390 млрд — долги перед ресурсоснабжающими организациями за воду, тепло и электричество. Абсолютное лидерство держат долги перед поставщиками тепловой энергии — 175 млрд.

То, что коммунальной отрасли категорически не хватает денег, российские власти заявляют каждый год. Проблемы ЖКХ — это самая популярная тема обращения на горячую линию президента. «Эта сфера еще в советское время систематически недофинансировалась», — отмечал Владимир Путин, отвечая на вопросы о плохом состоянии инфраструктуры. Очевидно, что ежегодный долг размером больше триллиона оздоровлению коммунальной сферы не способствует. Как отмечают специалисты, постановление правительства № 424, приостанавливающее начисление пени за несвоевременную оплату коммунальных счетов и запрещающее отключать должников, многие прочитали как разрешение не платить вообще. Мера, облегчающая жизнь людям здесь и сейчас, ставит под угрозу работоспособность отрасли в целом.

 

 

Заморозка пеней и штрафов — это мера, которая может спровоцировать рост неплатежей в сфере ЖКХ. Это может обернуться ухудшением обслуживания домов, авариями на теплосетях и сетях водоснабжения, канализации, нехваткой денег на приобретение топлива, не говоря уже о зарплатах сотрудникам и налогах», — считает вице-спикер Законодательного собрания Красноярского края Алексей Кулеш.

До кризиса федеральное министерство строительства отмечало, что в целом объем задолженности год от года держится на одном и том же уровне. Но в апреле ситуация существенно изменилась: цифры долга ведомство пока не опубликовало, но собираемость коммунальных платежей резко снизилась с введением режима самоизоляции и нерабочих дней.

В конце марта — начале апреля было зафиксировано снижение собираемости платежей с населения. Сейчас (в начале мая. — Прим. ред.) промежуточные данные говорят о стабилизации ситуации, точнее, это будет понятно к третьей декаде мая», — рассказал в интервью «Российской газете» заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Максим Егоров.

По данным Минстроя, собираемость платежей за ресурсы, потребленные в марте (счета за них приходят в начале апреля) с населения снизилась на 30 %, а с юридических лиц — на 50 %! Притом что по итогам 2019 года россияне могли похвастаться если не образцовой платежной дисциплиной, то близкой к этому: 96 %.

Прогнозируя наперед, такого уровня собираемости, который был до режима самоизоляции, наверное, не будет, он будет несколько меньше. Поэтому определенные выпадающие доходы все-таки в отрасли жилищно-коммунального хозяйства появятся», — сообщил РБК министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев.

Плохо еще и то, что кризис неплатежей пришелся на самое активное время — завершение отопительного сезона и подготовку к новому. Коронавирус и ограничения, обусловленные карантинными мерами, нарушили логистические цепочки и хозяйственные связи, увеличив сроки поставок необходимого оборудования и комплектующих, а в ряде случаев и цены. Так, например, с начала режима самоизоляции стоимость металла выросла на 10 %, следовательно, увеличилась и стоимость продукции из него. Из-за того что в больницах Красноярска проходят лечение пациенты с коронавирусной инфекцией, нельзя в полной мере провести ремонты на сетях холодного водоснабжения. «КрасКом» уже заявил о сокращении ремонтной программы сетей водоснабжения. В компании подчеркнули, что это стало возможно лишь благодаря увеличенным объемам ремонта в прежние три года.

Сложнее ситуация складывается в тепловом хозяйстве в части проведения плановых ремонтов и подготовки города к зиме.

Платежная дисциплина всех групп потребителей упала на 23 %. При недополучении денег возникает риск получить некачественный ремонт. Значит, возникает риск получения некачественного отопления. Нас спросят: почему вы не отремонтировали? Потому что вы нам не заплатили!» — говорит директор теплосбытового подразделения СГК в Красноярске Константин Бородин.

Примерно такая же ситуация в Канске и Назарове. Отметим, Канск только-только начал выбираться из многолетней коммунальной ямы, обусловленной катастрофическим состоянием одной из городских теплостанций. Платежи за потребленные ресурсы — это основной источник финансирования ремонтов теплосетей и оборудования. Есть деньги — идут работы по замене труб, тепло и горячая вода поступают бесперебойно и хорошего качества, с нужным напором и температурой. Нет денег — нет ремонтов. Новые долги накладываются на системный кризис недофинансирования — те самые переходящие из года в год 1,3 трлн рублей.

Мы понимаем, что сегодня многие попали в ситуацию, когда нечем платить, но ответственные потребители стремятся с нами договориться, заключить соглашение. Таким образом, мы понимаем, что когда-нибудь получим эти деньги. С теми, кто может заплатить, но придерживает свободные средства на будущее, работаем в судебном порядке. Так что на надо доводить до критической ситуации», — говорит Константин Бородин.

СГК планомерно увеличивала объемы текущего ремонта — и в деньгах, и в погонных метрах. Цена вопроса в 2020 году — более 600 млн рублей только в Красноярске и только на сетях теплоснабжения. Планово-профилактические ремонты идут и на теплостанциях. Испытывая кризис неплатежей, компания будет вынуждена сокращать объемы работ, сведя плановые ремонты к минимуму и сосредоточившись только на устранении аварий. Год недоремонтов может свести к нулю достижения прежних лет. Таким образом, поведение неплательщиков ставит под угрозу благополучие добросовестных потребителей, а по большому счету — всего города.