Поддержка бизнеса — пожалуй, одна из самых актуальных тем сегодня. Самые драматичные ситуации — в тех отраслях, которые особенно пострадали из-за пандемии.
О том, как взаимодействуют банки и МСП, когда выгодный кредит или отсрочка платежа могут спасти бизнес от закрытия, беседуем с Еленой Елисеевой, управляющим директором по Сибирскому макрорегиону ПАО Росбанк.
Как фундаментально изменятся взаимоотношения банковского сообщества и бизнеса из-за кризиса?
— В первую очередь кризис заставит серьезно задуматься над устойчивостью бизнеса к непредвиденным ситуациям в будущем. При этом задача стабилизировать малый бизнес, укрепить его положение в экономике стоит не только перед самим бизнесом, но и перед банками и государством. Появятся регуляторные меры и требования по устойчивости системно значимых видов бизнеса и малого предпринимательства. Сами бизнесмены будут держать резервы, диверсифицируют бизнес-модели.
Многие отрасли сильно трансформируются вместе с изменившимися привычками клиентов. Мы уже наблюдаем масштабный уход в онлайн, пересмотр стратегий развития. После самоизоляции изменятся и стандарты офлайн-взаимодействия бизнеса с клиентами.
Перед финансовым сектором стоит задача разработки и внедрения тех инструментов, которые могут быстро и эффективно поддержать компании. Росбанк будет следовать этим трендам и продолжать разрабатывать продукты и предлагать сервисы на основе потребностей и запросов клиентов. Для банковских онлайн-сервисов эта ситуация — трамплин.
Какие меры по поддержке предпринимателей вы уже внедрили?
— Чтобы поддержать МСБ, столкнувшийся с оттоком клиентов из-за пандемии, мы отменили ежемесячную плату за ведение расчетных счетов в рублях и долларах для клиентов наиболее уязвимых отраслей бизнеса: общепит, искусство, спорт, развлечения, частная медицина, оргнизаторы конференций и выставок, оказывающих образовательные услуги, непродвольственная розница. Клиентам этих сфер также будет предоставлена отсрочка по очередным платежам по кредитам сроком до шести месяцев без анализа бизнеса, по заявлению в банк.
Предложили нашим клиентам — компаниям малого бизнеса, которым во время самоизоляции нужны дополнительные заказы, профинансировать затраты на рекламу и подготовить план продвижения в их городе. Для того чтобы получить финансирование, клиент оставляет заявку на сайте и описывает проблему, с которой столкнулся, а также предлагает свои идеи по продвижению. Эксперты банка определяют лучшие заявки и приступают к продвижению выбранных проектов.
Как вы принимали решение о том, какие меры будут полезны малому и среднему бизнесу?
— Мы постоянно находимся на связи с нашими клиентами. Быстро возникло понимание: главная беда клиентов — падение выручки. При проработке мер поддержки и новых сервисов ориентируемся на эту проблематику.
Какие дополнительные меры поддержки помогут им остаться на плаву — от государства и от таких крупных организаций, как Росбанк?
— В текущей ситуации компаниям нужно максимально «растянуть» имеющиеся средства, чтобы пережить сложные времена. Росбанк был в ряду первых банков в стране, который начал проактивно предлагать кредитным клиентам из пострадавших отраслей перенести выплаты по кредитам на 6 месяцев. Особенно важно, что мы это делаем с минимальными процедурами. Клиентам не из списка пострадавших отраслей (опубликован правительством РФ) мы тоже идем навстречу в случае проблем в упрощенном порядке.
Какой из ваших продуктов сегодня оказался наиболее актуальным?
— В начале апреля мы запустили услугу интернет-эквайринга. Это было очень кстати с учетом того, что сейчас все стараются перейти на онлайн-продажи. Интернет-эквайринг позволяет не терять покупателя при его переходе с сайта компании на отдельную страницу оплаты покупки: она происходит прямо в корзине интернет-магазина за секунду. Умная платежная форма подсказывает покупателю и ведет его на всех этапах платежа, не позволяя ошибиться.
Кроме того, мы постоянно работаем над мобильным приложением для бизнеса, и сегодня оно помогает клиентам-предпринимателям продолжать проводить операции, управлять основными финансовыми потоками в режиме 24/7 без привязки к офису.
Как удалось оперативно настроить бизнес-процессы в банке с введением режима самоизоляции? Каким образом выстраивается работа с клиентами?
— И до введения режима самоизоляции мы практиковали удаленную работу сотрудников, поэтому переход на удаленку не стал преградой для эффективной работы. Сегодня 83 % сотрудников Росбанка, не задействованных в непосредственном обслуживании клиентов в фронт-офисах, в Красноярске работают удаленно. Отделения Росбанка по-прежнему открыты для клиентов с соблюдением всех необходимых мер безопасности: мы ограничиваем дистанцию и количество клиентов, одновременно находящихся в банке, используем маски, регулярно дезинфицируем офисы. Кроме того, мы призываем наших клиентов использовать возможности дистанционного банковского обслуживания по максимуму.