Меню

Победа в конкурсе открыла новые возможности для крупнейшего музея региона

Как работают учреждения культуры в условиях пандемии – известно: публику они не принимают. Однако некоторые учреждения культуры нацелились на развитие.

Остановить деятельность музеев невозможно. Ведь в их залах хранятся уникальные художественные сокровища, которые требуют постоянной заботы и внимания профессионалов. 

На днях Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова выиграл грант Благотворительного фонда президента «Норникеля» Владимира Потанина. Средства пойдут на развитие дистанционных форматов работы, что позволит сохранить аудитории в условиях пандемии и нести свою культурную миссию.

О том, какие перспективы открывает эта важная победа перед учреждением, рассказал «Деловому кварталу» Владимир Лузан, директор Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова. Он же напомнил и историю этой культурной площадки.

 

История в деталях

Что представляет собой музей, знает большинство жителей Красноярского края благодаря его масштабным просветительским и образовательным программам.

Это один из крупнейших музеев Сибири, в его структуре — три выставочные здания, хранилище, реставрационные мастерские. В фондах хранится более 16 тысяч произведений живописи и прикладного искусства, а основное здание музея в центре Красноярска размещается в старинной и редкой по красоте усадьбе. Памятник архитектуры в стиле модерн построен в начале 20 века и являлся собственностью семьи меценатов Гадаловых.

Сейчас под сводами музея собрана редчайшая, ценная коллекция классического (XVIII – начала XX века), современного (XX – XXI веков) и декоративно-прикладного искусства. Большая часть произведений была создана местными мастерами. Поэтому одной из главных задач музея является представление этих артефактов жителям не только обширного Красноярского края, но и всей Сибири, России и даже мировому сообществу.

 

Новая культурная реальность: онлайн-экскурсии и виртуальные экспозиции

Цель при всей своей амбициозности вполне достижима, полагает Владимир Лузан. По его словам, стимулом для такой экспансии в общероссийское и мировое художественное пространство, завоевание внимания широкой общественности, интересующейся искусством, могут послужить два фактора: уникальность коллекции и диджитализация экспонатов. 

—  За последние годы мы сделали очень много, чтобы повысить доступность наших фондов зрителям. Это образовательные и культурные программы для школьников, студентов, ценителей живописи. Например, организовали инклюзивные проекты, открыв возможность посещения наших площадок для людей с ограниченными возможностями здоровья. Однако именно оцифровка произведений искусства и создание уникального видеоконтента будет способствовать широкой представленности нашего достояния, сохранению аудитории в условиях различного рода ограничений, культурному просвещению. В условиях пандемии у зрителей осталась одна возможность посетить музей – виртуально: благодаря новым технологиям. И они будут примениться все шире.

По словам директора музея, грант в размере миллиона рублей будет направлен на приобретение профессиональной цифровой техники и обучение сотрудников. Средства Фонда Потанина, как оценил организацию Владимир Лузан, — одной из старейших ведущих благотворительных структур в современной истории России, позволят музею освоить сложное оборудование для качественной онлайн-работы, причем на постоянной основе. В результате появится новая образовательная платформа, которая будет помогать активно продвигать сибирское искусство.

 — Мы уже открыли видеоканал, где представлены около двух десятков виртуальных экскурсий и туров, например, в день музеев. Грант же поможет сделать эту работу системной и существенно повысить ее качество. Это далеко не первый случай, когда Фонд Потанина протягивает нам руку поддержки: мы получили средства на создание фонда целевого капитала музея, неоднократно повышали компетенции во время обучения на средства Фонда, — подчеркнул Владимир Лузан. — Конкурс Фонда Потанина «Общее дело» уже прошел во второй раз, он нацелен на оказание оперативной поддержки некоммерческому сектору и учреждениям культуры во время ограничений в работе из-за коронавируса. Грант, который мы будем получат в течение года, поможет оперативнее перейти на дистанционные форматы и продолжать работу со зрителями.

 

Помощь без границ

Оксана Орачева, генеральный директор Фонда Потанина, подчеркнула: «Подводя итоги второго конкурсного цикла, мы видим, как наши коллеги из некоммерческого сектора и сферы культуры все активнее осваивают возможности дистанционной работы, не останавливаясь в реализации своей миссии. Прямую помощь или непосредственный контакт, к сожалению, нельзя перевести в цифровой формат, но победители конкурса расширяют границы своей организации, предлагая новые услуги и по-новому решая вопрос эффективности. Интернет-инструменты становятся способом привлечения внимания к теме, с которой работает НКО и организации сферы культуры, и это общественное внимание, надеюсь, в перспективе конвертируется в новые волонтерские, креативные и материальные ресурсы. А значит, что большее количество людей смогут получить своевременную помощь».