Меню

Коропачинский: Деконструкция классического автопрома случится очень скоро

Смена ДВС на электромотор приведет к переделу в автопроме уже в ближайшие годы, — прогнозирует Юрий Коропачинский, основатель производителя графеновых нанотрубок OCSiAl, в интервью Forbes.

Самым значительным экономическим и социальным потрясением следующего десятилетия будет трансформация автоиндустрии. На смену автомобилям с двигателем внутреннего сгорания придут электромобили. Это звучит банально, но те, кто постоянно про это говорит, не задумываются о последствиях. А они будут совсем не банальными, — рассказывает Юрий Коропачинский.

Современный автопром — это не только продажа и производство автомобилей, но и один из самых крупных потребителей материалов и нефти на планете, а также гигантский потребитель финансовых ресурсов. Типичная крупная автомобильная компания имеет долг в $150-200 млрд. Если брать всю цепочку создания стоимости автомобиля от добычи полезных ископаемых до постпродажного обслуживания, автокредитования и страхования, в ней занято 46,5 млн человек. С членами семей, получается, что за счет автопрома живет около 200 млн человек в развитых странах. Это 20 % населения развитых стран.

Объем продаж на осень 2019 года в автопроме и связанных с ним отраслях, включая финансы, достигал $15 трлн. Это приблизительно 18 % мирового ВВП. На конец прошлого года капитализация компаний автопрома также составляла около 18 % капитализации всего рынка акций.

Когда произойдет технологический сдвиг в пользу электромобилей, производить большинство электромобилей будут совершенно другие компании — не те, что производят автомобили сейчас. Мы это уже несколько раз наблюдали в истории. Самый ближайший аналог — смена сотовых телефонов на смартфоны. Казалось бы, это очень близкие устройства. Но ни Blackberry, ни Nokia, ни Motorola не стали лидерами рынка смартфонов. В 2007 году, когда Apple выпустила первый iPhone, Nokia производила миллиард сотовых телефонов. От нее не осталось камня на камне.

В истории так происходило всегда, потому что большой компании очень сложно принципиально менять свою работу. Она может великолепно отточить процессы и очень дешево выпускать привычные продукты. Автопром сейчас выпускает очень качественные автомобили очень дешево. Однако электромобиль кардинально отличается от автомобиля, хотя внешне они похожи.

У современного автомобиля основная технология и стоимость — это трансмиссия и двигатель внутреннего сгорания, которые сопряжены механически. Ничего этого в электромобиле нет, а есть электродвигатель и литий-ионная батарея, которые соединены проводами (а это гораздо более простой и менее требовательный к точности технологический процесс). Ни то, ни другое обычный автопром не производит. Даже Tesla не умеет делать батареи, для нее их выпускает Panasonic. Кроме того, электромобили состоят из меньшего количества деталей, в сочетании с более простыми технологическими операциями сборки это приведет к очень высокой степени роботизации производства и уменьшению его масштаба, а значит, инвестиционного порога для создания новых производств.

Когда происходит технологический сдвиг, старые бренды воспринимаются как нечто из прошлой жизни. Люди не хотят покупать электрический Mercedes, они хотят покупать Tesla. Именно поэтому концерн Daimler не может эффективно продавать электромобили. Мощности старых автопроизводителей будут разрушены чудовищно, хотя и не полностью. Уже до пандемии эти компании стоили в 10 раз меньше собственных активов на балансе.

Традиционные компании будут снижать производство лавинообразно в первую очередь из-за изменения потребительских привычек. Uber подсчитал, что личный автомобиль используется всего на 5 %, а тот же автомобиль в Uber — на 40 %. То есть в 8 раз эффективнее. Если все пересядут на Uber и будут пользоваться carsharing, автомобилей потребуется значительно меньше. Консенсус-прогноз по производству автомобилей в будущем — 20…30 млн штук в год. Сейчас выпускается 80 млн автомобилей в год. Отказу от автомобилей будут способствовать пробки, высокая стоимость парковки, экологические законы, ограничивающие выбросы. Кроме того, через 5-7 лет автомобили будут управляться автопилотами, а затем людям запретят садиться за руль в целях безопасности. Это уберет последнюю мотивацию во владении автомобилем — любовь к вождению.

Таким образом, мы видим два встречных процесса. Люди станут меньше покупать автомобили и будут лишь пользоваться их услугами, потому что это дешевле и безопаснее. С другой стороны, кардинальное изменение состава автомобиля и способа его производства. Современный автопром вряд ли сможет это пережить.

Прибыльность и капитализация традиционных автомобильных компаний будут падать, а долги дорожать — автопроизводители попадут в тяжелое финансовое положение, окажутся на грани банкротства, а многие — за его гранью, им придется закрывать заводы и увольнять миллионы людей. Правительства будут сопротивляться закрытию заводов, а это будет мешать компаниям избавляться от ненужных активов и ненужных людей. Им просто некогда и не на что будет открывать новые производства электромобилей.

Даже если произойдет чудо, и традиционные автопроизводители вдруг начнут выпускать и эффективно продавать электромобили, они все равно будут вынуждены сократить производство на 50 млн штук в год по сравнению с уровнем 2019 года.

Новые производства будут меньшего размера, но их будет больше. Количество работающих на этих заводах будет в 5 или в 10 раз меньше, чем сейчас, — почти все те люди, как минимум большинство из них, которые сегодня заняты в автопроме, окажутся безработными. Речь идет о 37 млн человек. Потрясение будет колоссальным, причем произойдет оно уже скоро — в 2024-2026 годах.

Но есть и хорошая сторона. Все описанное означает, что автопром будет запускаться с нуля. То есть у стран, не имевших национального автопрома, появляется шанс его создать. Автопром умер — да здравствует автопром!

Александр Грек, главный редактор журнала «Популярная механика» прокоментировал в ФБ мнение Коропочинского, добавив несколько важных фактов и инфографик:

«Мой любимый график 2017 года (ICE — Internal combustion engine, TaaS — Transport-as-a-Service). По нему видно, что обрушение рынка автомобилей внутреннего сгорания будут катастрофическим. Уже сейчас есть так называемый отложенный спрос — люди не меняют свой автомобиль на новый, ждут новых электромобилей, а то и просто переходят на каршеринг, тот самый TaaS. Как только начнется снижение продаж (а он начался как раз в пандемию), автопроизводители начнут снижать производство, закрывать сервисы и сворачивать дилерскую сеть. Возрастет цена на автомобиль и стоимость сервисного обслуживания. Автомобили ICE станут еще более непопулярны. Издержки традиционных автопроизводителей будут только возрастать, а цена на традиционные автомобили будет расти. Некоторое время еще будут производится люксовые модели, но и они обречены.

Традиционные автопроизводители не смогут конкурировать со сборщиками электромобилей, производство которых гораздо ближе к производству электроники, чем к традиционному автопрому. Новые сборщики будут просто закупаться готовыми блоками у OEM производителей (электромоторы, аккумуляторы, системы управления) и клепать их как сотовые телефоны. А маржа у OEM-производителей колеблется в районе 8 %, а в области электронных изделий маржа может приблизиться к 4 %. Это приговор автогигантам».

По теме