Основатель компании Paradise Наталья Штрайн — о том, как образование в Великобритании дает детям главные навыки мира будущего: желание постоянно учиться и умение быть счастливым.
Наталья Штрайн — основатель российско-британской компании Paradise. Встав у истоков зарубежного образования, Paradise с 1996 года одной из первых не только в Красноярске, но и в России, дала возможность российским школьникам отправиться на учебу в Великобританию и Швейцарию. За 25 лет работы компания сначала вышла на федеральный уровень, а затем на международный, открыв филиал в Лондоне, где сейчас живет и сама Наталья. Сегодня в числе клиентов Paradise семьи, чьи фамилии появляются на страницах Forbes, директора и партнеры швейцарских банков, представители «Газпрома» и Голливуда, китайские бизнесмены, девелоперы Монако, нефтяные магнаты Нигерии. И, конечно, многие известные семьи Красноярска и края. Наталья Штрайн признается: «Подобрать «свою» школу для каждого ребенка — это искусство. Важно не просто быть специалистом по британскому образованию, но и разбираться в современных тенденциях отрасли знаний».
Британское среднее образование зародилось в VI веке, когда короли начали открывать школы для бедных — в стране есть школы с тысячелетней историей. Взяв лучшее из ушедших эпох, британские школы регулярно сбрасывают устаревшие установки и уверенно готовят детей к эре искусственного интеллекта.
— Британская система базируется на трех китах: высоких академических показателях, раскрытии всех талантов ребенка за счет специальных программ, а также трепетной заботе о детях и чутком отношении к ним. Именно поэтому британская система является главным образовательным магнитом для элиты мира.
Ключевой момент: благодаря прочному фундаменту и гибкости, образование в Британии успевает за скоростями, до которых сегодня разогнался мир. «Сейчас то самое время, когда настоящее прямо на наших глазах превращается в будущее», — сказал Айзек Азимов. Человечество впервые вступает в мир сосуществования с искусственным разумом. Набирающие темп революции в био- и информационных технологиях отвергают подходы к образованию, принятые в XX веке: они не в состоянии подготовить детей к успешной жизни в грядущие десятилетия. Через 30 лет исчезнет 70 % современных профессий. Никто не знает, как изменится жизнь, когда нынешний 10–15-летний ребенок будет на пике карьеры. Но не готовиться к этому нельзя!
Как специалист по британскому среднему образованию, какие современные тенденции выделите как ключевые?
— Первое: «Учитель не конкурент Google». Функция учителя изменилась, а зубрежка больше не актуальна. Учитель становится наставником, обучающим думать и критически смотреть на вещи путем дискуссии в классе. Полученные через договоренности, списывания или удачу школьные оценки, якобы ведущие к поступлению в вуз, на самом деле ведут в тупик.
Тенденция вторая: «Навыки и стремление все время учиться важнее диплома». «Корочка» утрачивает свое значение: без реальных навыков она никому не нужна. А навыки приобретаются именно на этапе школы, вуз лишь вишенка на уже испеченном торте. Некоторые талантливые дети из британских школ больше не идут в университет. Их сразу со школьной скамьи принимают на работу Boeing, Jaguar, BBC.
Знания в негуманитарных областях слишком быстро устаревают, поэтому и нужно постоянно учиться. Главное, что развивают британские школы, — умение и желание учиться. После выхода из школы это выльется в стремление ставить собственные образовательные цели. Ведь скоро постоянное повышение квалификации и необходимость полностью переучиваться несколько раз за жизнь станут новой нормой. Что будут делать те, для кого сама мысль об обучении как процессе ненавистна?
«Только счастливый ученик может добиться успеха» — важный тренд. Современная школа должна создавать атмосферу психологической безопасности уважения учителя к ученику и, как следствие, ученика к учителю, а также уважение учеников друг к другу. На первое место выходят креатив и командная работа — ученик завоевывает уважение сверстников и учителей своими идеями и вкладом в общее дело. Собственно, понятие успеха тоже изменилось: это удовлетворенность своей жизнью, банальное счастье.
Четвертое: «Такое понятие, как «уклоны», ушло в прошлое». Во всех британских школах детям дают установку: можно научиться всему, чему захотите. Самое лучшее среднее образование в мире предлагает целостный подход. Чтобы ребенок сам нашел себя, необходимо развивать все его стороны. В XXI веке развитый ребенок — и швец, и жнец, и на дуде* игрец. Даже если сын — математический гений, это не значит, что природа одарила его лишь магией чисел. Одной математикой нынче сыт не будешь: прогрессом рулит соединение наук. Об этом пишет Forbes и твердит Сколково.
В Гарвард, например, не попадешь, даже если ты вторая Софья Ковалевская. В Америке учеба — это важно, но вторично. На первом плане социальная вовлеченность и особые внеклассные достижения: поступил на биохим, но при этом входишь в первую сотню теннисистов мира среди юниоров? Грезишь медициной, но победил в краевом конкурсе концертных пианистов? Добро пожаловать!
Как такую кардинальную смену парадигмы воспринимают родители?
— Вопрос в том, какие родители. Родителям из СНГ это чуждо, непонятно. Но именно перемена в наше время становится единственной константой. Любая британская школа предложит в изобилии музыку, искусство, спорт. И еще штук пятьдесят клубов в придачу: от детской модели ООН до ювелирного дела.
Музыка — это интеллектуальная активность мозга, она идет рука об руку с математикой. До 14 лет в музыку вовлекают всех вне зависимости от способностей. В обыкновенной школе на 400 детей может приходиться до 350 индивидуальных уроков игры на инструментах в неделю. В любой школе Британии 50–80 % детей будут играть как минимум на одном инструменте, из них от силы 2 % станут профи. Но слышали бы вы, как играют сложнейшие симфонии будущие астрофизики!
Спорт — важная часть воспитательного процесса. Британские школы — про победу. Победу без бахвальства и поражение без истерик. Спорт — это обучение держать удар. Ударов, как известно, у жизни за пазухой в изобилии, и ей неважно, врач ты или экономист. Каждый триместр ребята пробуют новый спорт — соревнования проходят еженедельно и для всех уровней подготовки. Для талантливых спортсменов, особенно из российских регионов, попадание в британскую школу означает быстрый выход на международный уровень и стипендию в Лиге плюща.
Ежегодно все школы ставят несколько спектаклей почти профессионального уровня. Театр освобождает от страха публичного выступления и повышает самооценку. Изобразительное искусство в Англии — это не академический рисунок, а креатив. Во взрослой жизни этот навык сослужит добрую службу: будет генерировать творческие решения тысяч повседневных дилемм.
Важно, чтобы ребенок вышел из школы, и четко зная, чем хочет заняться, и с интеллектуально-спортивной страстью. Ведь жизнь — она не только про работу!
При обилии информации образование за рубежом для многих родителей — это все еще terra incognita. Как разобраться в теме?
— В Британии много школ-пансионов, более 500, и 99 % из них отличные. Здесь школы не ранжируются по принципу «хорошая — плохая»: в Британии школы подбирают, как лекарство или как платье. Она должна идеально подходить конкретному ребенку. Неудачи случаются именно по причине неверно подобранных школ — они натирают, как малые ботинки, или вызывают аллергию, как неверно прописанная микстура.
Нельзя подбирать школу по совету друзей и тем более по отзывам в Интернете. Только профи — тот, кто занимается исключительно этим направлением в образовании! Чем больше опыт эксперта, тем лучше. Профессионал не только подберет для каждого ребенка его школу, но и всегда предоставит десятки отзывов родителей, которым можно позвонить.
Поделитесь историями успеха школьников из Красноярска, которым образование в Британии дало старт в большой мир.
— Мой собственный сын, Стас Катаев, учился в гимназии «Универс», где его однажды назвали дебилом и предложили обучаться дома. А учитель химии на родительском собрании сообщила мне в лицо: «Катаев? Так он же неадекватный!» Мой мальчик не отличался прилежанием и стремился максимум времени проводить за видеоиграми. Новая модель iPhone привлекала его гораздо больше, чем учеба, а гимназия навесила на него ярлык «гуманитарий».
В британской школе за 2,5 года ребенок вышел на уровень профессионального художника. Стал префектом, регбистом и начал играть на фортепиано. Но поступил на компьютерные науки! Неожиданно возникла любовь к высшей математике и физике. Cardiff University, один из 24 самых престижных вузов группы Russell, он окончил с отличием! Это сложно даже для носителей языка, а Стас начал учиться в Британии в 15 лет, и не с самым лучшим английским. Причина в мотивации и привитой в школе самодисциплине. Сейчас он работает и на 100 % сам себя содержит.
Еще один красноярец подает документы в Оксфорд, а это возможно только с оценками выше, чем «отлично». «Отлично» — это 7, а у нашего мальчика 8 и 9! Такие только у 2 % детей. Очень вдохновляющий пример девочки, которая поступила в британскую школу в 10 лет. Сейчас британский University of Bath, лидирующий вуз по направлению архитектуры, предложил ей место. За годы учебы она стала чемпионом Великобритании по теннису — при школе была теннисная академия, сдала профессиональный экзамен по тромбону, а ее рисунок победил в национальном конкурсе. Это лишь несколько историй успеха из множества. Абсолютно каждый ребенок с любым уровнем английского может поступить в британскую школу и добиться высоких результатов!
Российско-британская образовательная компания Paradise
Тел. 8 800 775 12 70 по России
www.paradise-education.ru
Чтобы договориться о консультации, пишите Наталье Штрайн
в WhatsApp: +44 7899 337388