Развитие бизнеса, запуск новых проектов и продуктов требуют расширения штата. Однако сделать это быстро и эффективно бывает сложно. Экспертиза по теме от ДК.
Задачу можно решить, арендовав персонал у специализированных компаний (аутстаффинг). Однако такой путь подходит не всем. «Деловой квартал» разбирался, что происходит в Красноярске с этим видом бизнеса.
Кадры в аренду
Первые ласточки аутстаффинга прилетели в Россию еще в конце 1990-х. Суть его в том, что компания-заказчик арендует специалиста у компании-оператора, не принимая его в штат. Иными словами, человек числится в одной компании, а работает на другую. Основным отличием от аутсорсинга в этой ситуации является то, что работник трудится «в контуре» заказчика, выполняя только поставленные им задачи по его стандартам, тогда как аутсорсер может вести ряд проектов и работает по шаблонам организации, в штате которой состоит.
На момент становления сфера аутстаффинга в РФ (как и многие другие) была слабо отрегулирована, из-за чего появились недобросовестные работодатели, которые стали выводить сотрудников за штат, лишая их части выплат и гарантий. В итоге в 2014 был принят закон (действовать он начал с 2016), по сути, запретивший заемный труд на территории РФ. Чуть позже запрет этот перестал носить тотальный характер, и определенные организации при соблюдении заданных условий получили право предоставлять подобные услуги. Пользоваться же такими кадрами разрешили для замещения временно отсутствующих сотрудников, проектной работы, с увеличением производства и объемов продаж. Собственно, последнее определило отрасли, в которых сейчас наиболее активно пользуются такими кадрами.
Аутстаффинг сейчас практически на 90% относится к профессиям линейного персонала: работники логистической и складской функции, продавцы, кассиры. Затраты на их подбор и адаптацию высокие, на удержание — еще выше. Плюс это требует постоянной актуализации кандидатских баз. Поэтому вполне целесообразно, что работодатель выводит эту функцию на подрядчика, — рассказывает НАТАЛЬЯ САГИТОВА, директор консалтинговой компании PEOPLE, которая в ряду прочего занимается и кадровыми вопросами.
Вообще, по мнению Сагитовой, аренда кадров является целесообразной в тех отраслях и процессах, где доля линейного персонала переваливает за 50%.
Внутри должна оставаться лишь профессиональная экспертиза, на которой бизнес делает деньги. Все непрофильные функции при высоком объеме эффективнее отдавать на сторону подрядчика, — говорит эксперт.
По такому пути в Красноярске идет сеть супермаркетов «Красный Яр» (магазины «Красный Яр» и «Батон»). По оценкам ИРИНЫ КРАЕВОЙ, ее директора по персоналу, доля арендованных кадров в процессах компании составляет порядка 15%.
По трудовому законодательству ты должен обеспечить работнику полную загруженность, а нередко бывает так, что ее нет, и человек нужен лишь на периоды наибольших продаж. Выводить людей при таком порядке сложно. Тем более что штатный работник, как правило, ищет стабильности, а плавающий режим его не радует. С арендованным же персоналом в этом плане куда проще: он готов работать в таком графике, — размышляет Ирина Краева.
Жизнь в проекте
Помимо линейного персонала аутстаффинг востребован в проектной деятельности. Принцип тот же: человек нанимается на период выполнения проекта и по его завершении отправляется в свободное плавание. Здесь основным преимуществом арендованных кадров является то, что заказчику не нужно тратить время на поиск людей с необходимыми компетенциями и квалификацией на рынке труда, что может оказаться крайне сложной задачей, ведь, по данным портала hh.ru, индекс дефицита кадров (рассчитывается через отношение числа открытых вакансий к количеству активных резюме) в июне 2023 опустился до 3,1, что является минимумом в новейшей истории.
Есть у Фомина и опыт привлечения арендного персонала. По такой схеме его компания разрабатывала решения для проекта «Экономка» Андрея ШЕВЕЛЕВА.
Мы тогда под эту задачу собрали команду разработчиков, которых оформили к себе в компанию. Но, когда через полгода проект вошел в финальную фазу, и уже нужно было не разрабатывать продукт, а обслуживать его, мы передали всех специалистов компании, — рассказывает Анатолий Фомин.
По сути, это тот же аутстаффинг, ведь мы получили конечный продукт очень высокого качества без того, чтобы платить зарплату штатному специалисту, — вспоминает Марина АНЧЕЕВА, основатель «Азбуки».
Неявная выгода
Вопросы стоимости аутстаффинга, на первый взгляд, просты и понятны: если человек не в штате, то ему не надо оплачивать отпуск, отчислять зарплатные налоги и взносы. В общем, должно быть дешевле. Однако на поверку это не так. По оценкам экспертов, стоимость работы аутстафф-персонала примерно на 10...20% выше, чем штатного. И это только когда речь идет о линейных кадрах. В IT же, к примеру, разница еще больше: по оценке Фомина, штатный специалист в этой области обходится компании примерно в 260…280 тыс. рублей в месяц (зарплата +все отчисления), а аутстаффер — примерно в 450…480 тыс. рублей.
То есть в моменте взять специалиста в штат кажется выгоднее. Но учитывая все вышесказанное, это не так, — подчеркивает эксперт.
Поддерживает его в этом вопросе и Наталья Сагитова. По ее словам, некорректно сравнивать прямые затраты, скажем, на 10 грузчиков со стоимостью аутстаффинга этих работников в таком же количестве.
Помимо прямых затрат есть расходы на зарплату HR-блока, доступы к базам, ПО для автоматизации подбора и прочее. Эти затраты часто не очевидны, но они есть. И их сумма обычно превышает гонорары арендованных специалистов, — дополняет Наталья Сагитова.
При этом она признает, что на сегодня далеко не все из тех, кому был бы полезен аутстаффинг, пользуются этим инструментом. Да и вообще, эксперты признают, что развитие этого сегмента в России далеко от того, что есть в Европе и США (по данным портала Rubrain.com, аутстаффингом в том или ином виде пользуются 82% американских и европейских компаний). А в 2022 после обострения ситуации вокруг Украины стало еще сложнее.
До этого периода аутстаффинг приносил нам до 80% выручки, сейчас же осталось лишь 20%. Зарубежные партнеры, которые активно арендовали наших специалистов, сейчас перестали это делать, а российский рынок не способен обеспечить такое же количество заказов, — рассказывает Анатолий Фомин из «Фабрики решений».
Положение в других секторах менее плачевно, чем в IT, но тоже далеко от оптимистичного. Так, Ирина Краева отмечает, что искать такой персонал стало сложнее: с одной стороны, из-за известных событий людей на рынке стало меньше, а с другой — растет конкуренция среди ритейлеров.
В целом можно сказать, что в Красноярске в этом вопросе все относительно нормально, но до европейской части России, нам, конечно, еще далеко — и в части спроса, и в части предложения», — резюмирует Ирина Краева.
Евгений Волошинский