Согласно исследованию рынка труда в 2023 и ожиданий от 2024 экспертами портала HH, дефицит кадров останется фундаментальной проблемой экономики. В этих условиях роль руководителя становится ключевой.
Согласно этому же исследованию, 2023 наиболее удачно прошел для представителей гостиничного и ресторанного бизнеса. Банки и финтех с небольшим отставанием расположились на втором месте. О том, какую роль играют компетенции руководителя, разговариваем с представителем одной из самых успешных сфер — Анастасией Коряковой, руководителем Красноярского филиала АО Ингосстрах Банк.
Анастасия, многие рынки проходят сейчас эпоху турбулентности, и со стороны кажется, что справляются со всеми испытаниями. Какую роль в этом играет руководитель?
— На мой взгляд, настоящий руководитель — это не просто начальник, компетенции которого определяет должностная инструкция. Не тот, чья роль задана только организационной структурой компании. Это лидер, который берет на себя полную ответственность за собственное окружение. А также управляет движением команды к заветной цели, несмотря на все испытания, которые приходится преодолевать. Не всегда этот самый путь прямой и гладкий, иногда это настоящее переплетение маршрутов. И вот здесь важно, чтобы руководитель обладал гибкостью и нестандартным мышлением. Мне кажется, именно такие люди занимают сейчас ключевые позиции, и неважно, какую сферу рынка они представляют.
Допустим, я руководитель. Как понять, что я обладаю такими компетенциями? И какие инструменты помогают вырасти в этом качестве?
— Если вы уже руководитель, задайте себе вопрос: скольких вы вырастили? Кем можете гордиться? За кого не стыдно? Какими достижениями и проектами можете похвастаться? Ответьте себе на эти вопросы откровенно, и, думаю, вам многое станет ясно.
Что касается инструментов, то здесь основными помощниками могу назвать следующие:
- S.M.A.R.T. (методика по достижению эффективности, в том числе для управления командой)
- RACI‑матрица (методика распределения полномочий в бизнес‑процессах)
- PDCA‑цикл (метод управления качеством и улучшения процессов)
Уверена, многие применяют все эти методики, даже если это происходит по наитию. Мой совет — изучить их, чтобы добавить миру упорядоченности, а интуицию трансформировать в знание. Это поможет сделать многие процессы более качественными.
Какие банковские продукты, на ваш взгляд, соответствуют этим свойствам, то есть могут улучшить управление бизнесом в регионе?
— Многие из них, но особенно интересен факторинг. Сейчас это одна из самых быстрорастущих банковских услуг в стране. Механизм здесь такой: компания продает собственные дебиторские обязательства. Взамен получает средства, причем немедленно. Это помогает бизнесу не только стабильно работать и проводить оплаты поставщикам, но и расширять ассортимент собственных услуг, например.
Факторинг — услуга банка по финансированию под уступку денежного требования к покупателю. Таким образом, в расчетах между продавцом и покупателем появляется посредник — фактор.
Еще один плюс инструмента в том, что он помогает снизить риски, связанные с неоплаченными долгами. Неудивительно, что сейчас это одна из самых популярных банковских услуг у малого и среднего бизнеса.