Меню

Частная медицина: «диагноз» — консолидация

Иллюстрация: ДК

Рынок частной медицины трансформируется: игроки наращивают доли и готовятся к экспансии федералов. Новые технологии меняют работу врачей, расширяя их возможности в части постановки диагноза.

Спик​еры
01/Виталий Андриянов, генеральный директор клиники effi
02/Кристина Вишневская, управляющий директор центра стоматологии «Галерея улыбок»
03/Дмитрий Герасимов, основатель и генеральный директор Центра стоматологии «Астрея»
04/Жанна Дорошенко, директор медицинского объединения «Сантем»
05/Татьяна Жукова, директор «Клиники в Северном» и «Клиники в Октябрьском»
06/Дина Лямина, генеральный директор «Медикал он груп» (входит в холдинг «Медскан») в Красноярске
07/Галина Никулина, исполнительный директор СРО СМО «МЕДАЛЬЯНС»
08/Наталья Олюнина, руководитель Клиники лазерной микрохирургии глаза
Модератор — Юлия Чанчикова, издатель, главный редактор «Делового квартала» в Красноярске

Главные тренды частной медицины Красноярска обсудили лидеры рынка на дискуссионном клубе издания «Здоровый бизнес: новые реалии — новые возможности».

Курс — на укрупнение

Частная медицина России, как ранее банковский рынок и ритейл, взяла курс на консолидацию. И если экспансия федеральных медкомпаний в Красноярск —это вопрос будущего, то крупные местные проекты планомерно наращивают свою долю рынка. ЖАННА ДОРОШЕНКО, директор медицинского объединения «Сантем», говорит: конкуренция между медклиниками в первую очередь лежит в плоскости качества услуг и сервиса.

— Чтобы сохранять и приумножать свои позиции, клиника должна развиваться — и как бизнес, и профессионально. Это требование даже не рынка, а пациента — умного и интересующегося современными технологиями. При этом, приходя на прием, пациент хочет видеть не искусственный интеллект, а человеческий подход, качественную обратную связь, возможность в одном месте закрыть все вопросы по здоровью. Поэтому какие бы крупные игроки ни заходили на рынок, медицина с человеческим лицом была и останется одним из главных конкурентных преимуществ.

Медицинский рынок Красноярска консолидируется не только с точки зрения бизнеса. Профессиональное объединение и обмен опытом — тренд очевидный. Жанна Дорошенко уверена: от такой консолидации выигрывают и клиники, и пациенты.

— В 2023 «Сантем» в качестве соучредителя поддержал медицинские номинации премии «Человек года» и создал Совет директоров медицинских организаций (СДМО). В основе этих инициатив лежит общая миссия — объединить профессиональное сообщество. Время жесткой конкуренции прошло: каждая клиника найдет своего пациента, а пациент — свою клинику. Будущее отрасли, отдельно взятой клиники, а главное, качество лечения напрямую зависят от того, будем ли мы поддерживать друг друга.

Одним из первых работу по объединению медицинского сообщества Красноярска начало СРО СМО «МЕДАЛЬЯНС» (образован в 2011). В апреле 2024 председателем правления отраслевого союза был выбран ДМИТРИЙ ГЕРАСИМОВ, основатель и генеральный директор Центра стоматологии «Астрея». Он говорит: взаимодействие медорганизаций может стать точкой роста всего медицинского рынка.

— Обмен опытом, взаимодействие, переговоры — от конструктивного подхода выигрывают все: пациенты, предприниматели и рынок в целом. Уже много лет я не произношу слово «конкуренты»: мы партнеры, коллеги по отрасли. Может ли быть конкуренция на рынке, где наша услуга необходима 100% населения? Задача бизнеса — не конкурировать, а правильно позиционировать себя, обмениваться опытом с коллегами. Все это весомый вклад в цивилизованный рынок и доверие пациентов.

Менеджмент VS маркетинг

В конце 2022 холдинг «Медскан» (сегодня объединяет 58 клиник в 30 регионах страны) купил российский бизнес израильской сети медицинских центров On Clinic International — «Медикал он груп». ДИНА ЛЯМИНА, генеральный директор «Медикал он груп» в Красноярске, говорит: консолидация расширяет возможности даже уже состоявшихся и успешных бизнесов.

— В первую очередь это открывает доступ к профессиональной экспертизе самого широкого профиля, в том числе экспертизе международной. А это в интересах наших пациентов, ведь так позволяет им получать качественный сервис практически в любом регионе страны. В планах группы создание единой сервисной платформы для пользователей, что тоже расширит возможности пациентов. Отдельно отмечу и то, что, имея в учредителях госкорпорацию «Росатом», мы можем говорить об устойчивости и последовательном развитии не только клиник и лабораторий, но и экспертных центров компетенций, ориентированных на поиск инновационных решений, например в лечении онкологии. Так что ожидаем от консолидации синергетического эффекта во благо жителей Красноярска.

ВИТАЛИЙ АНДРИЯНОВ, генеральный директор клиники effi, уверен, что приход в Красноярск крупных федеральных проектов — это вопрос времени. А самый вероятный путь, который выберут федералы, — покупка местных клиник.

— Почему Красноярск пока не интересен федералам? Приведу две цифры: в среднем за год на платные медицинские услуги житель Красноярска тратит 9 тыс. рублей, а житель Москвы — 270 тыс. (данные за 2022). Финансово расширение на восток не интересно, но оно неизбежно, потому что рынок европейской части России уже насыщен. Более того, там наблюдается серьезное сокращение вводимых площадей клиник. Как дополнительный аргумент сработает и приход в Красноярск головных офисов Русгидро и РУСАЛа. Уверен, что из всех возможных вариантов освоения Красноярска федералы выберут самый простой — покупку действующих проектов. То есть покупку специалистов и отлаженных технологических процессов, площадей, наработанных контактов и баз пациентов. Но такие сделки будут возможны только при условии прозрачной работы клиники — бухгалтерия, налоги и т. д. 

КРИСТИНА ВИШНЕВСКАЯ, управляющий директор центра стоматологии «Галерея улыбок», считает, что экспансия федеральных игроков случится не завтра. А значит, у региональных проектов есть время на то, чтобы выстроить бизнес как устойчивую систему.

— У нас в запасе есть 5…6 лет для того, чтобы укрепить свои позиции. Достойно встретить федеральных игроков можно, только если бизнес станет стабильной системой. Мы идем именно в этом направлении и в этом году увеличиваем площади клиники, что позволит расширить спектр предоставляемых услуг. Сохраняем уникальность своего формата — авторской клиники — и смещаем фокус с маркетинга на менеджмент. Ищем эффективность во внутренних процессах и их совершенствовании.

ГАЛИНА НИКУЛИНА, исполнительный директор СРО СМО «МЕДАЛЬЯНС», резюмировала тему консолидации рынка. Она уверена, что экспансия федеральных игроков заставит местные клиники больше сотрудничать друг с другом.

— Тема взаимодействия внутри медицинского сообщества не нова. К примеру, несколько лет назад звучало предложение, чтобы входящие в СРО клиники обменивались услугами. То есть перенаправляли бы пациентов из одной клиники в другую, если у первого медучреждения отсутствует необходимая услуга, например. Приход федеральных игроков заставит клиники еще больше смотреть в сторону взаимодействия, особенно это касается небольших проектов. Это сотрудничество для кого-то будет вынужденным, но оно положительно скажется на интересах пациента.

Кадровая боль

Летом 2023 «Клиника в Северном» приросла новым проектом — в Октябрьском районе Красноярска открылась «Клиника в Октябрьском». ТАТЬЯНА ЖУКОВА, директор обеих медклиник, рассказывает: в планах дальнейшее расширение на медрынке, в том числе выход на федеральный уровень.

— Открытие «Клиники в Октябрьском» — это «пробный шар». У учредителей проекта есть амбиции масштабировать его на федеральный уровень. Тем более что успешный опыт такой работы уже есть — сеть «Варикоза нет» работает по всей России. В укрупнении на рынке видим для себя два базовых сценария. Первый — масштабирование узкой мед­услуги, как, например, лечение варикоза или пересадка волос. Второй — масштабирование многопрофильной клиники. При этом в обоих случаях расширение проектов — это технология, от изучения рыночной ситуации до найма сотрудников. Сейчас работаем именно над тем, чтобы создать такую технологию и выстроить процессы.

В этом году Клиника лазерной микрохирургии глаза начала работу в системе ОМС. НАТАЛЬЯ ОЛЮНИНА, руководитель клиники, считает, что частно-государственное партнерство может стать одним из драйверов рынка. Но только при условии экономически обоснованных тарифов.

— Работа в системе ОМС — ноша не из легких, нам не все нравится там, но мы настроены на диалог. Главная сложность — стоимость, в которую государство оценивает медуслугу частной клинки. К примеру, в нашем случае в нее включена работа офтальмолога, медсестры, комплекс дорогостоящего оборудования. И все это оценивается всего в 283 рубля! Думаю, что профессиональная консолидация медицинского сообщества может быть именно в плоскости диалога с государством в части установления справедливых и экономически обоснованных тарифов.

Второй вектор развития клиники — запуск франшизы. Однако и в этом направлении есть ряд сложностей.

— Прорабатывали идею самостоятельно выходить за пределы Красноярского края. Но в текущей ситуации возможности для этого сузились: речь в первую очередь о невозможности приобрести новейшее дорогостоящее медицинское оборудование. Поэтому выбрали другой путь и сейчас упаковываем проект во франшизу. Это будут небольшие клиники, в отдельных случаях даже кабинеты. Именно такой формат реально укомплектовать мед­оборудованием и в обозримой перспективе вывести в плюс с точки зрения бизнеса. Помимо оборудования огромная боль для рынка — кадры. Ситуация с персоналом тяжелейшая, каждый человек буквально на вес золота. И это все больше заставляет смотреть в сторону еще одного направления — создания учебного центра, — говорит Наталья Олюнина.

На прием к ИИ-доктору

В ближайшее десятилетие медицинскую индустрию будут определять технологии. И речь не только и не столько об оборудовании. Медицина онлайн, ИИ-доктора и Big Data в области постановки диагноза и лечения — это настоящее и будущее «умной» медицины. Так, Жанна Дорошенко рассказала, что «Сантем» на протяжении нескольких лет создает собственную базу знаний на основе больших данных.

— Команда клиники в лице главного врача и завотделениями на основании клинических рекомендаций создает своего рода шаблоны. Врачи используют их во время приема: вбивают в форму предполагаемый диагноз и получают варианты развития ситуации. Это помогает точнее определить диагноз и выбрать оптимальный план лечения. Причем принятые врачом решения сначала проверяет система — и порой дает ему какие-то рекомендации; а уже после — заведующий по качеству. То есть искусственный интеллект выступает для врача подспорьем. Он минимизирует ошибки и помогает вовремя их исправить, но последнее слово всегда за человеком.

Стоматология — та отрасль медицины, которая давно перешла с искусственным интеллектом на ты. Одним из первопроходцев использования ИИ в постановке диагноза стала клиника «Астрея».

— С 2018 мы были в числе тех клиник России, которые участвовали в тестировании программы распознающего ИИ. Система накапливает массив снимков и раз за разом все точнее описывает проблему и ставит диагноз. С 2020 этот программный продукт был официально зарегистрирован и выпущен в коммерческое использование. Сегодня объем накопленных данных уже приближается к 1 млн снимков. Опасности, что искусственный интеллект заменит человека, нет! ИИ — это помощь и взаимодействие. Мы делали замеры, и оказалось, что очень опытный врач делает детальный анализ томограммы в среднем за 20 минут, а ИИ — в течение полутора минут, — рассказал Дмитрий Герасимов.

Центр стоматологии «Галерея улыбок» также использует ИИ при постановке диагноза. Кристина Вишневская уверена: современные технологии работают в пользу пациента.

— Искусственный интеллект — это часть тренда на улучшение качества оказания мед­услуг. К примеру, точность постановки диагноза с использованием ИИ сегодня достигает 97%. Важно и то, что все больше доверия к современным технологиям появляется не только у врачей, но и у пациентов — в первую очередь у пациентов молодых. Знаю, что сейчас готовится к запуску программа, которая будет анализировать работу специалиста внутри клиники на основе анализа аудиозаписи консультации. И это еще одна возможность улучшить качество оказания медуслуг за счет совместной работы человека и технологий.

Дина Лямина считает, что устойчивый тренд на цифровизацию в медицине — не дань моде, а насущная потребность. Однако возможности ИИ пока используются не полностью.

— Сила искусственного интеллекта в профилактике и выявлении болезни на самой ранней стадии. Ведь он способен анализировать огромные объемы данных и быстро доставать из памяти ту экспертную информацию, которая нужна врачу. «Медскан» планирует идти даже дальше и с помощью существующих и новых цифровых инструментов помогать людям заботиться о своем здоровье в самом широком смысле этого слова. База знаний, созданная с помощью ИИ, сможет обеспечить доступ к проверенной и качественной информации большому количеству людей. Огромен потенциал ИИ и в улучшении качества обслуживания. Вряд ли он сможет заменить врача: и душа, и тело каждого человека уникальны, но вот анализировать динамику изменения здоровья пациента или снизить нагрузку в рутинных процессах — делать это ИИ может очень эффективно.

Виталий Андриянов считает, что в отличие от многих других бизнесов, активно использующих ИИ, в медицине во главе угла всегда будет стоять вопрос персональной ответственности врача.

— Парадокс в том, что результаты того же томографического снимка, описанные искусственным интеллектом, все равно должен проверить человек. Как минимум — поставить свою подпись, и только после этого результаты считаются легитимными. Во всем мире медицина — чемпион по инвестированию в искусственный интеллект. Поэтому и возможности, и точки приложения технологий будут увеличиваться. Мы уже используем цифровые технологии для анализа процесса взаимодействия врачей и пациентов, администраторов и пациентов. Другой вопрос, что далеко не всем, и в первую очередь врачам, это нравится.

Врачи уходят в онлайн

Аксиому «человеку нужен человек» в частной медицине хорошо иллюстрирует пример онлайн-консультаций. Они не заменяют личные визиты ни пациентам, ни врачам.

— Ожидания пациентов от онлайн-консультаций сильно завышены. На мой взгляд, онлайн — приемлемый вариант повторного приема, когда на руках у пациента уже есть сданные анализы, а перед этим (на первичном приеме) врач провел осмотр. Опять же врачи по итогу онлайн-консультирования очень осторожно ставят диагноз и дают рекомендации. При этом есть противоположный тренд: молодые специалисты выбирают онлайн-консультирование как основной вид заработка. А это, очевидно, остановка в их профессиональном развитии, — делится наблюдениями Татьяна Жукова.

Современные технологии меняют мед­отрасль не только в части лечения пациента и взаимодействия с ним, но и в части рутинных процессов. Так, по инициативе Минздрава РФ все государственные медицинские учреждения и частные клиники должны быть зарегистрированы в Единой государственной информационной системе здравоохранения (ЕГИСЗ) для передачи в систему тех или иных данных.

— Начав эту работу, мы столкнулись с тем, что все наши IT-программы плохо подключаются к программе, в которую мы должны вносить данные. И наш пример — один из тысячи. По сути, каждая медклиника должна интегрировать с ЕГИСЗ свою медицинскую систему. Если это будет происходить в автоматическом режиме — вопросов нет, но сейчас данные вносятся вручную, что отнимает огромное количество времени, — такой вопрос во время дискуссии подняла Наталья Олюнина.

По словам Галины Никулиной, интеграция баз данных медучреждений — МИС с ЕГИСЗ — вопрос, который активно обсуждается не только в Красноярске.

— Всех коллег сейчас волнует, как будет происходить интегрирование МИС клиник с реестром электронных медицинских документов (РЭМД). Готовим в Минздрав — и регио­нальный, и федеральный — письмо с предложением оставить это решение за руководителями клиник. То есть если клиника решает работать с электронным документооборотом, то она передает эти данные в ЕГИСЗ. Если нет — этот вопрос снимается. Плюс важно понять, не нарушает ли не передача данной информации права пациентов, — резюмировала Галина Никулина.