Меню

Дмитрий Журкин: Развитие среды — одна из главных задач бизнеса

Иллюстрация: Berrywood Family

Berrywood Family проведет в Красноярске первую за Уралом ярмарку современного искусства. SCAN FAIR — важный шаг к тому, чтобы арт-сфера в Сибири выросла в мощную бизнесиндустрию.

Принцип win-win — ядро бизнес-философии Berrywood Family. На взаимовыгодных условиях рестораторы тесно сотрудничают с коренными народами Енисейской Сибири. Другой пример — коллаборации Berrywood Family с акторами современного искусства. Инициированный ресторанной группой проект SCAN — Siberian Contemporary Art Network — стал полноценной программой поддержки арт-сообщества. Дмитрий Журкин, идеолог проекта и соучредитель Berrywood Family — о том, как креатив в разных его проявлениях становится для бизнеса конкурентным преимуществом.

Гастрономия — поле для творчества

Berrywood Family — главные в Красноярке архитекторы ресторанов впечатлений. Проекты, в которых смыслы и концепт важны не меньше, чем меню и интерьер, рестораторы создают с первого дня работы. Дмитрий Журкин рассказывает: гастрономия никогда не была для него только индустрией «про еду».

— Меня часто спрашивают о том, как и почему я стал ресторатором. Главная причина — этот бизнес дает широкие возможности для креативной самореализации. Гастрономия — мощнейшая креативная индустрия. Собственно, даже первый проект ресторанной группы — бар «Булгаков» — это творчество в чистом виде. Мы соединили два формата: с одной стороны, это бар, а с другой — серьезная гастрономическая история. Экспериментировали с кухней, полем для творчества стало барное направление.

Для Красноярска такой подход к гастрономии, возможно, и стал новаторским. Но если смотреть глобально, во всем мире гастрономия отнесена к третьему уровню культуры и является неотъемлемой частью культурного кода нации. В ресторанах впечатлений, которыми занимаемся мы, креативная составляющая безусловна и считывается сразу. Но и в других гастрономических направлениях креатив всегда есть. Тот же McDonald’s — достаточно креативная компания. 

Такая фокусировка на творчестве не мешает зарабатывать деньги?

— Как раз наоборот! Баланс, безусловно, нужен, и мы его нашли. Но креативное мышление — одна из важнейших поведенческих компетенций предпринимателя. Нестандартные решения, новые шаги, умение думать иначе и создавать новую среду — без этого нет предпринимательства. 

До пандемии Berrywood Family развивалась исключительно как творческая история. Тем не менее креативные концепции и уникальные торговые предложения позволили выстроить успешную и с точки зрения бизнеса компанию.

А гости готовы к тому, что концепции будут становиться сложнее, а смыслы — глубже?

— Гости развиваются вместе с нами. 12 лет назад, когда мы начали заниматься ресторанным бизнесом и предлагали в меню бара «Булгаков», например, тартар, на нас просто дико смотрели: «Сырое мясо?!» А сейчас это одно из самых продаваемых блюд в любом ресторане. И таких примеров много!

Первый шаг к арт-рынку

Ресторанная группа Berrywood Family тесно сотрудничает с представителями креативных индустрий на протяжении всей своей истории. Знаковым проектом в этой работе стала премия в области современного искусства SCAN AWARDS. Дмитрий Журкин говорит: премия — первый шаг к формированию имиджа Красноярска как знакового регионального центра современного искусства, а далее следует новая задача — создание и продвижение арт-рынка. 

— SCAN AWARDS вышла за рамки простой коллаборации с акторами современного искусства. Во время подготовки к премии — от посещения главных арт-событий страны до общения с ведущими экспертами отрасли — мы с головой погрузились в арт-среду. Пришло понимание, что современное искусство в Красноярске — это своего рода terra incognita. Чтобы открыть талантливых арт-деятелей городу, стране, миру, нужны стратегия и системный подход. Мощным шагом в этой работе станет ярмарка современного искусства SCAN FAIR.

Есть «имя» или арт-направление, которое стало для вас большим открытием?

— Открытия случаются постоянно. Это не только художники и их работы, но и само арт-сообщество, механизмы и взаимоотношения, которые есть на этом рынке. Все это безумно интересно!

Раз за разом убеждаюсь в том, что потенциал Красноярска как одного из цент­ров современного искусства в России огромен. В городе есть мощнейшая база — художественный институт, музейный центр «Площадь Мира». И, конечно, есть сообщество талантливых современных художников. Нужно помочь им шире взглянуть на мир и наладить контакты как минимум на уровне страны. Самое главное и сложное — это создать арт-рынок и сделать так, чтобы искусство продавали и покупали. Вот этого пока нет.

Что для вас как для идеолога проекта станет главным результатом ярмарки?

— SCAN FAIR — это не только благотворительная и общественно значимая инициатива. Я с уверенностью взялся за этот проект еще и потому, что вижу много аналогий с тем, как развивалась другая креативная среда — гастрономия. Эти рынки нельзя сравнивать «в лоб», но механику, которая позволила сделать из Красноярска гастрономический центр страны, можно перенести и на современное искусство. На первых порах это будет меценатство, но, уверен, монетизация — вопрос времени.

Поэтому судить о результатах ярмарки мы будем по тем же метрикам, что и в бизнесе — от оборота до количества публикаций в СМИ.

Креативность — ценность №1

По оценкам Дмитрия Журкина, на то, чтобы арт-направление начало работать в плюс, понадобится не менее 5 лет. Однако инициативы в арт-сфере уже приносят Berrywood Family бизнес-бенифиты.

— Два года назад федеральные консалтеры проводили глубинное исследование HR-бренда Berrywood Family. И креативность стала главной и общей для всех сотрудников ценностью компании. Удивило ли меня это? Нет, лишь подтвердило то, что люди ключевой команды, которые работают в Berrywood Family, оказались в этой точке по той же причине, что и я — из-за возможности реализовывать свои творческие идеи.

Креативная ДНК помогает компании конкурировать за таланты?

— Это важнейшее преимущество. Человек всегда тянется к тому, что близко ему по духу и ценностям. Berrywood Family — компания, которая создает уникальные концептуальные проекты и завоевывает статусные отраслевые награды федерального уровня. Это компания, которая инициирует яркие арт-события, и ярмарка SCAN FAIR — лишнее тому подтверждение. Все это серьезно влияет на HR-рейтинг. Тем более сегодня, когда креативная экономика стремительно растет и формирует вкусы, мышление, мировоззрение целого поколения смарт-аудитории.

То есть одна из целей бизнеса — влиять на аудиторию и менять среду?

— На глобальном уровне — вне всякого сомнения! Более того, для бизнеса это краеугольный камень — зарабатывать, но и уметь отдавать часть прибыли на развитие среды и благотворительность. Даже на уровне Красноярска таких проектов много — от спортивного кластера «Бобровый лог» до фестиваля «Территория».

Одна из стратегических целей SCAN FAIR — повлиять на новое креативное поколение и помочь ему взглянуть на мир через призму творческих идей и подходов. Вновь проведу параллель с ресторанным рынком. Гости из соседних сибирских городов удивляются тому, что даже в будни у нас полные рестораны. А причина в контексте: развиваясь сами, мы развивали и аудиторию — научили ее ходить в рестораны и разбираться в гастрономии. Это очень классный взаимный процесс, который и создает в городе комфортную среду.