Перестройка логистики, вызванная восточным разворотом российской экономики, столкнулась с нехваткой складов в территориях, которые потенциально могли бы стать новыми транзитными центрами.
Один из потенциальных транзитных центров — Красноярский край. «Деловой квартал» изучил актуальное положение складских дел в регионе и перспективы решения этого вопроса.
Охлаждение Запада
Логистика, и склады в частности, всегда были проблемным местом в экономике России. Будучи традиционно сырьевой, она не требовала разветвленной складской сети, довольствуясь крупными центрами, сосредоточенными вокруг узловых станций железной дороги. Однако постепенная, но уверенная интеграция в процесс мировой торговли привела к увеличению импорта товаров народного потребления. Соответственно, появился запрос на места их хранения и сортировки. И их начали строить.
Основными складскими центрами России в итоге стали Московская область с ее автодорогами и авиаузлом и Санкт-Петербург с его портовыми мощностями. В Сибири эту роль получил Новосибирск, где также сходится множество транспортных потоков. И в целом система вполне работала.
Ситуация начала кардинально меняться после событий февраля 2022. Последовавшие вслед за ними санкции, ограничившие товарооборот с большинством зарубежных стран, заставили экономику России развернуться на Восток, притом что вся логистика страны была настроена с расчетом на Запад.
— В тот момент доходило до того, что часть грузов с востока ехала через Красноярск на транзитный склад Новосибирска, а то и Екатеринбурга, а потом уже, по мере того как здесь появлялась необходимость в них, обратно в Красноярск. И все это потому, что у нас тут не было достаточного объема складских и сортировочных мощностей, — вспоминает Егор Васильев, председатель комитета по экономике и налоговой политике Законодательного Собрания Красноярского края.
Маловато будет…
Одними из первых нехватку складов в Красноярске в тот момент ощутили на себе ретейлеры и поставщики различных товаров, являющиеся сегодня основным потребителем таких площадей: на их долю приходится порядка 42% сделок, касающихся складской недвижимости. Как рассказывал «Деловому кварталу» Владимир Ушаков, исполнительный директор компании «Дедал» (поставляет строительные и отделочные материалы застройщикам и торгует ими в розницу), на круглом столе, посвященном дефициту промышленной инфраструктуры в Красноярске, после изменения логистики им понадобилось вдвое нарастить свои складские запасы, чтобы не срывать поставки клиентам.
— Мы готовы были купить достаточно большой склад, но надлежащее помещение с необходимой инфраструктурой по приемлемой цене так и не нашли. И в итоге были вынуждены арендовать несколько мелких складов, что, с одной стороны, неудобно, а с другой — создает дополнительную финансовую нагрузку, например, в части зарплат персонала для каждого из них, — рассказал руководитель бизнеса.
Слова г-на Ушакова находят подтверждение при беглом изучении предложения складов в Красноярске. Так, основная масса таких помещений, предлагаемых (в аренду или на продажу) на Avito.ru или ЦИАН, по площади не превышают 1 тыс. кв. м, что крайне мало для компании со сколь-либо крупным оборотом товаров.
Отдельно стоит отметить транспортную доступность красноярских складов. Дело в том, что в массе своей они ориентированы на грузовики, тогда как крупным игрокам нередко нужно обрабатывать грузы, доставляемые по железной дороге. Тому же «Дедалу» нужен был склад с ж/д-тупиком, где можно было бы поставить под разгрузку сразу несколько вагонов.
Большие запросы
Вторым активным потребителем складов, который сейчас начинает действовать в Красноярске, являются компании, занимающиеся e-commerce. Дело в том, что в Центральной России этот рынок скоро достигнет своего пика и, по всей видимости, начнет стагнировать. Тогда как за Уралом он продолжит расти. Для сравнения, за 2023 объем интернет-торговли в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге вырос на 10%, а в Сибири и на Дальнем Востоке — на 40%. И немалая доля товаров, которые продаются в России сегодня, везется с (или через) восток.
По сути, это означает, что у Красноярска сейчас появляются все шансы стать новым транзитным центром. И процесс уже пошел. Так, Wildberries объявил о намерении построить к концу 2026 под Красноярском (в районе деревни Старцево) большой логистический центр на 180 тыс. кв. м. Ранее непосредственно в городе появился склад компании Ozon и сортировочный центр «Яндекс.Маркета». Правда, общую ситуацию со складами эти проекты особо не изменят: маркетплейсы строят их под свои нужды и вряд ли станут оказывать услуги по складированию или ответственному хранению сторонним компаниям.
Однако нельзя сказать, что ситуация совсем не меняется. В районе той же деревни Старцево сейчас строится большой логистический парк. Площадь хранения здесь составит порядка 600 тыс. кв. м. Первую очередь на 36 тыс. «квадратов» планируют сдать уже в этом году. Плановые сроки ввода в эксплуатацию всего комплекса пока не называются.
Денежное хранилище
Повышенный спрос на складские помещения в Красноярске сыграл с этим рынком злую шутку. Как рассказал «ДК» Иван Сергеев, директор компании «Технологии торговли», которая поставляет всевозможное складское оборудование, занимается его установкой и оптимизацией складских процессов, владельцы подобных помещений не спешат их модернизировать.
Итогом такого положения дел стало то, что основная масса складских помещений Красноярска — это старые здания, пригодные для хранения лишь ограниченного перечня товаров. Тому же «Дедалу» с его строительными и отделочными материалами, которые требуют от хранилища лишь сухости, найти подходящее место оказалось очень сложно. Да и цены не порадовали.
Эксперты сходятся во мнении: стоимость складской недвижимости сегодня в Красноярске довольно высока: 400…800 рублей за «квадрат» при аренде и 3…4 тыс. рублей за кв. м при покупке — это довольно дорого, особенно если учесть несовершенство инфраструктуры.
Строить же с нуля тоже не дешево. К примеру, еще в 2022 (более свежих данных найти не удалось) возведение квадратного метра склада начиналось от 65 тыс. рублей. А только за первое полугодие 2024, по данным Национального объединения строителей, основные стройматериалы подорожали на 10…21% г/г. А за весь 2023 они прибавили в цене 20…40%.
Складская стройка между тем набирает обороты: к концу 2024 в России планируют ввести в эксплуатацию порядка 5,6 млн кв. м складов, в результате чего их общая площадь по стране превысит 50 млн кв. м. Сколько из этого появится в регионах (в частности, в Красноярске), пока не ясно, но на начало 2023 на долю всех территорий РФ (за исключением Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга и Ленинградской области) приходилось порядка 34% всех складских площадей.
Автор: Евгений Волошинский