Дефицит складов выступает сдерживающим фактором не только развития торговли, но и экономики региона, который недополучает огромный объем преференций от транспортных потоков.
Дефицит складской инфраструктуры может быть если не преодолен, то существенно снижен с помощью возможностей и мощностей промпарков, — считает Александр Сиваев, генеральный директор индустриального парка «Красный Яр».
— Дефицит складских площадей в Красноярском крае сегодня можно оценить примерно в 1,8 млн кв. м. И большая часть — это склады класса А. Именно они нужны крупным логистическим компаниям, которые сейчас активно заходят в регион.
Найти необходимое у них получается далеко не всегда, поэтому приходится строить самим. И вот тут на первый план выходит тот факт, что в крае сегодня практически нет подготовленных площадок под такие объекты. И речь не только о собственно месте под стройку, но и об инфраструктуре, которая играет одну из ключевых ролей: с одной стороны, надо завезти все необходимые стройматериалы, а с другой — потом надо привозить и вывозить товары.
Да, железная дорога сейчас перестала быть главенствующим звеном в этих логистических цепочках, и все больше предпринимателей переключают свои поставки на автотранспорт, но это не особо сбавляет градус проблемы: под то, чтобы загнать фуру (а чаще не одну), разгрузить ее, дать место развернуться и уехать, нужна земля, а ее нет.
Все это выступает сдерживающим фактором не только развития торговли — в ее традиционной или электронной форме, но и экономики региона, который недополучает огромный объем преференций, связанных с тем, что через него идут большие транспортные потоки.
Хорошим подспорьем в решении этой задачи могут стать как раз индустриальные парки. И примеры в России есть — например, по такому пути идут многие фонды, вкладывающие в девелопмент.
Преимуществ у этого варианта масса.
Во-первых, скорость. Да, построить сам склад сегодня дело нескольких месяцев, но, если брать всю логистическую структуру в комплексе, выйдет куда дольше. А в индустриальном парке помещения в своей «базовой комплектации» уже готовы — можно заходить и работать.
Во-вторых, инфраструктура — дороги, тупики, платформы и так далее. У парка все это, как правило, есть и централизованно обслуживается. Плюс транспортная доступность, что сильно упрощает поиск персонала.
В-третьих, индустриальные парки — это профессиональные девелоперы. Соответственно, они, с одной стороны, полностью отвечают за всю бытовую сторону вопроса (вывоз мусора, ремонт сетей и т. п.), а значит, бизнесу можно вычеркнуть эти моменты из своей жизни (и, кстати, экономики). А с другой — многие из них (и «Красный Яр» не исключение) готовы к тому, чтобы реализовать проекты в формате built-to-suit — когда арендатор заявляет требования к помещению (например, высота потолков, уровень электрической мощности и т. п.), а индустриальный парк либо строит под эту задачу новое здание, либо модернизирует уже существующее.
В целом сегодня складская недвижимость, по сути, стала если не краеугольным камнем в развитии российской экономики, то очень важным элементом этого процесса. И те предприниматели, кто раньше других сможет решить эту логистическую задачу, получат серьезные преимущества на рынке.
Топ-3 преимуществ промпарков при решении складского вопроса
Колонка написана специально для «Делового квартала»