Меню

Открывая истоки: репортаж «ДК» о Лаборатории барочной музыки в Красноярске

Иллюстрация: Фото: Кристина Иванова

В июле Красноярск стал точкой притяжения для молодых музыкантов со всей страны: в городе прошла Лаборатория музыки эпохи барокко. Инициатором события выступил оркестр musicAeterna Теодора Курентзиса.

Первая декада июля стала важным периодом для молодых музыкантов из разных уголков страны, которые на несколько дней собрались в Красноярске. 7...9 июля здесь проходила Лаборатория барочной музыки — событие, созданное командой musicAeterna в рамках проекта musicAeterna Youth. Эту программу поддержки молодых исполнителей запустили в 2022 в Санкт-Петербурге. С 2023 Лаборатории стали проходить и для участников из Сибири: расширить географию проекта получилось благодаря поддержке ГМК «Норникель». В тандеме с компанией команда musicAeterna провела уже две Лаборатории для сибирских исполнителей: первую посвятили современной музыке, во время второй изучили музыку и танец эпохи барокко.

На три дня в Красноярск прибыло несколько мастеров международного уровня, приглашенных для обучения музыкантов:

  • Владислав Песин, концертмейстер musicAeterna, скрипач;
  • Константин Щеников-Архаров, лютнист и композитор;
  • Наталья Кайдановская, хореограф и специалист по историческому танцу;
  • Антонина Стерина, эмбодимент-ментор.

У нас есть некое эволюционное представление о музыке как о системе, которая развивается от простого к сложному, от худшего к лучшему. Но вообще-то в каждую эпоху музыка находится на своей вершине, просто нужно знать, как ее играли, как слушали и что вкладывали в процессы музицирования и восприятия. Интеллектуальный подход к музыке многое меняет: „умное“ слушание делает богаче и понятней не только старинный, но и романтический, и современный репертуар. Образованному музыканту нужна образованная публика, и лучший способ этого достичь — показать, как все устроено. Поэтому мы приглашаем слушателей понаблюдать за процессами в Лаборатории и услышать результат. Но приоритет все же в том, чтобы у музыкантов была возможность учиться, поэтому мы открываем только часть программы», — рассказала «Деловому кварталу» Анна Фефелова, музыковед, куратор просветительских проектов musicAeterna.

Первая Лаборатория проекта musicAeterna Youth в Красноярске прошла в филармонии в 2023: тогда молодые музыканты погрузились в современную музыку.

В этом году, чтобы изучение старинной музыки несло максимальный практический смысл, организаторы снабдили участников жильными струнами и барочными смычками.

Система старинной музыки — это другой язык, своя иерархия, отдельная идеология. Здесь каждый инструмент имеет конкретную роль. Сейчас мы привыкли к тому, что играем только по нотам, специально написанным для нашего инструмента, но в старинной музыке если ты играешь так, как вчера — это нонсенс и профнепригодность. Нужно было уметь импровизировать в зависимости от акустики, партнеров, места и прочих обстоятельств. Эта постоянная гибкость и адаптивность требует перестройки мышления, но с чего-то надо начинать. Этим мы в Лаборатории и занимались. Старинную музыку и сейчас играют много, но ее нельзя исполнять с „обычным“ подходом. Барочная музыка в сочетании с академической исполнительской базой учит гибкости и помогает пробовать себя в самых разных сферах, от джаза до авангарда. Сейчас мы способны сами придумывать свой путь за счет того, что умеем что-то, чего не умеет никто», — говорит Константин Щеников-Архаров.

Участниками Лаборатории барочной музыки стала примерно половина из тех, кто прислал заявки — около 30 человек. Среди них не только профессиональные инструменталисты, но и представители «смежных профессий»: дирижеры, музыковеды и даже домристы.

Со слов организаторов, они выбирали участников, отталкиваясь не только от опыта — столько же внимания уделялось мотивации исполнителя, а также его готовности учиться в интенсивном формате.

Было, мягко говоря, захватывающе! Сначала думаешь, что все это на грани фантастики: узнать, запомнить и охватить за три дня такой многогранный материал. Но когда увлекаешься процессом и вникаешь на все 200%, то все складывается. Инструменталистам дают играть не так много барочной музыки: только некоторые произведения Тартини, Баха, Вивальди, Генделя. Иногда у студентов наступает момент, когда начинаешь увлекаться той или иной музыкальной эпохой. У меня так вышло с барокко и немного с современной музыкой. Хочется ощутить все своими ушами и руками: прощупать кончиками пальцев жильные струны, нежно охватить правой рукой барочный смычок, ощутить все звучание инструмента с помощью игры без моста. Парадокс в том, что старинная музыка для нас новая — многое, что раньше нам было неизвестно в музыке барокко, приходит в мир сейчас в лаборатории. И после такой увлекательной работы мы можем играть музыку барокко своими руками, прочувствовать, как она раньше звучала, благодаря старинному строю; увидеть, как она действительно была написана, с помощью уртекстов, которые привезли мастера Владислав Песин и Константин Щеников-Архаров. А затем мы сможем передать эти знания и эмоции своим ученикам как педагоги: развить мышление, внутренний слух, расширить кругозор. И, конечно, показать, что в наше время это все возможно», — делится с «ДК» Юлия Боброва, участница Лаборатории.

В программу обучения музыкантов включили также барочный танец. Как объясняют организаторы, танец является основой многих сочинений, написанных в ту эпоху, поэтому его изучение тоже стало частью Лаборатории.

Азы исполнителям передавала Наталья Кайдановская, хореограф и преподаватель исторических танцев.

Еще во времена Людовика XIV сначала был танец, а потом уже при дворе начали ставить оперы. Музыкантам так и объясняли: „Посмотрите, на какой танец похожа эта музыка, и воплотите этот аффект, передайте это состояние души“. Исполнителям нужно почувствовать танец ритмически, понять движение, темпы. И если они будут это знать, то смогут понять, как играть то или иное сочинение: в каком характере, с какими ритмическими особенностями. Когда шаги танца выстроены правильно, заложенная в нем эмоция начинает действительно овладевать исполнителями. Поэтому если ты хочешь слышать и играть эту прекрасную музыку, нужно изучить ее язык и в танце», — считает Наталья Кайдановская.

В программу отчетного выступления, которое прошло в филармонии 9 июля, вошли семь произведений: Dolce из Фантазии № 7 Телемана, Аллеманда из Сонаты для скрипки и континуо ми минор Баха, «Полночь мистера Доуленда» Доуленда, Чакона Баха, а также Adagio, Largo и Vivace из Сонаты для скрипки и континуо соль мажор Баха. В некоторых номерах молодых музыкантов сопровождали мастера.

Финал Лаборатории барочной музыки в Красноярске стал праздником совместного «делания» музыки. Осенью несколько участников пригласят в Петербург для продолжения занятий.

Как «Деловому кварталу» рассказали в «Норникеле», для них этот проект — далеко не первое сотрудничество с оркестром musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. Например, гастроли musicAeterna в Красноярский край трижды прошли при поддержке компании. Одновременно с этим «Норникель» участвует в организации турне Юрия Башмета по нашему региону. Также компания поддерживает Красноярский академический симфонический оркестр и оркестр Красноярского театра оперы и балета, оснащает музыкальные школы Красноярска и Норильска совместно с Фондом Чайковского.

Фотографии для материала: Кристина Иванова

Читайте также:

Познать вкус искусства: куда сходить в Красноярске 13...19 июля 2024

Главное бизнес-событие лета, гастрономический пикник для всего города, этника во всей красе, микс джаза с фольклором и новые выставки — главное о культурных событиях города в афише DK.RU.

Искусственный интеллект заработает «Норникелю» $100 млн

Использование ИИ в цветной металлургии — это мировой тренд. Этот инструмент позволяет сокращать потери и наращивать объемы производства.

Жители Норильска смогут самостоятельно следить за состоянием воздуха в городе

Год назад на Таймыре в тестовом режиме начала работать система экомониторинга. Теперь ее планируют сделать доступной для всех.